МАКС-2009: торжественная порка

В названии статьи есть явный плагиат – термин взят из книги про бравого солдата Швейка. Однако трудно по-другому определить то, что устроил Владимир Путин в Жуковском.

Неразбериха в первый день МАКС-2009, связанная с приездом Владимира Путина, получила продолжение в виде разноса, который премьер учинил руководителям российского авиапрома. Что же он инкриминировал нашим авиабоссам? И вообще, что интересного можно извлечь из максимально выхолощенной «открытой» части выступления премьера, которая была опубликована?

После стандартных «славословий», которыми традиционно начинается речь российского чиновника любого ранга, авиастроителям был брошен первый упрек: отсутствие явных успехов, несмотря на то, что «с 2004 года, объем финансирования авиации со стороны государства увеличился — хочу это подчеркнуть, обратить ваше внимание на это, уважаемые коллеги — в 20 раз».

Выбор точки отсчета сразу вызывает в памяти статистику советского периода, когда все показатели сравнивались с данными Российской Империи за 1916 год – после двух лет тяжелой войны. В 2004 году объем финансирования авиапрома государством был мизерным, так что внушительные «в двадцать раз» обеспечить было не так уж и трудно. Поскольку основные поступления авиапрому дают экспортные контракты, будем все расчеты вести в долларах – это куда нагляднее.

Итак, пять лет назад вливания государственных средств в отрасль составили порядка двух миллиардов рублей. В течение 2004 года обменный курс лежал в диапазоне 28-29 рублей за доллар. Получается, что объем субсидий для авиапрома составил примерно 70 млн. долларов. Выручить такую сумму можно было при продаже за рубеж пары МиГ-29 или Су-27/30 (во втором случае даже образовался бы внушительный «излишек»). Для сравнения: в 2004 году на экспорт было поставлено более сорока «сушек», а за пять лет (2000-2004 гг.) покупателям было отгружено 176 машин этого типа. Ясно, что момент поставки не совпадает с моментом платежа, но общая картина объемов государственного финансирования видна.

Что же изменилось к настоящему времени? «В текущем году, с учетом антикризисных мер, мы выделили на эти цели еще 80 млрд. рублей, — говорит Владимир Путин. — Средства пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение наших предприятий».

Объявленные цели финансирования выглядят более чем солидно, но посмотрим, на что пошли эти деньги. Наиболее часто в 2009 году средства направлялись на увеличение уставного капитала: РСК «МиГ» — 15 млрд. руб., завод им. Чернышева (моторостроительный) — 2,9 млрд. руб.; КАПО им. Горбунова (Казань) — 4,1 млрд. руб.; «Моторостроитель» (Самара) — 1,4 млрд. руб. Всего по этой статье объем финансирования составил примерно 24 млрд. рублей. За эвфемизмом «увеличение уставного капитала» стоит понятие «уплата долгов».

Закупки отечественных самолетов, упомянутые премьером, большей частью относятся к приобретению ВВС печально известной партии истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ, от которых отказались ВВС Алжира. Это обошлось государству в 17 млрд. рублей.

Получается, что больше половины всех государственных средств, которые авиапром получил в 2009 году, были фактически потрачены на … ликвидацию последствий ошибок (финансовых и производственных) топ-менеджеров отрасли и ее ведущих предприятий.

Теперь становится понятным следующий упрек премьера: руководители авиапрома, по его мнению, не проявили должной компетенции по части управления отраслью. В качестве конкретных «пороков» Владимир Путин назвал «недостаточное качество корпоративного управления, высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда (сохранена стилистика официального сообщения)».

Конкретизируя ситуацию, премьер произнес слова о том, что «целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и заграницу (сохранена орфография официального сообщения) принес, как это ни странно, не прибыль — а одни убытки».

Возьмем в качестве примера все тот же алжирский контракт на поставку МиГ-29. По неофициальным данным, сумма сделки составляла $1,28 млрд. Несмотря на то, что российская сторона предложила вместо забракованных алжирцами истребителей поставить самолеты других типов, эти деньги для бюджета были потеряны.

Однако на этом злоключения «мигарей» и их производителей не закончились. Министерство обороны РФ, которое, вроде бы, первоначально намеревалось уплатить за 34 истребителя 23 млрд. рублей, в конце концов, ограничилось суммой значительно меньшей — 17 млрд. рублей. Получается, что за каждый самолет РСК «МиГ» получила по 500 млн. рублей – при существующем курсе это составляет $15-16 млн. Для сравнения: алжирцы за эти самолеты платили по $37-38 млн.

В том, что «внутреннему покупателю» продукт обходится дешевле, ничего странного нет. Однако существуют и другие объекты сравнения. В прошлом году государство заключило соглашение на поставку ВВС самолетов Су-34. За 32 самолета будет выплачено примерно 40 млрд. рублей – по $40 млн. (1,25 млрд. руб.) за «штуку». Мне могут возразить: Су-34 – машина тяжелая, ударная, насыщенная радиоэлектроникой. Но есть и другая «точка отсчета» — заключенный на МАКС-2009 контракт на поставку ВВС РФ самолетов Су-27/30/35. Объем поставок – 64 машины, сумма контракта — более 80 млрд. рублей. Средняя цена одного самолета по этому контракту составит те же 1,25 млрд. руб. = $40 млн.

В советские времена закупочная цена МиГ-29 и Су-27 имела соотношение 1:1,6. Причин, по которым это соотношение должно измениться радикально, нет. Получается, что «справедливая» цена МиГ-29, от которых отказались алжирцы, для российских ВВС должна составлять примерно $25 млн. А при цене $15-16 млн. за один истребитель его производитель действительно получит только убытки.

Однако в системе руководства авиапромом пока ничего не изменилось. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на «финансовые» результаты МАКС-2009. По всем СМИ прокатилась победная волна: в Жуковском в этом году было заключено контрактов на общую сумму $10 млрд.

Цифра впечатляет, но что за ней стоит? А стоит за ней очередная рекламно-статистическая пустышка. В погоне за «звонким» показателем организаторы салона (напомню, с этого года он проводится под эгидой «Рособоронэкспорта») включили в статистику не только реальные контракты, не только протоколы о намерениях, но даже заявления типа «да мы вот планируем купить полсотни самолетиков…». Именно с подобным заявлением выступил от имени вновь создаваемой авиакомпании «Росавиа» Сергей Чемезов, который – какое совпадение! – «по совместительству» является куратором ЗАО «Авиасалон» и, как никто другой, заинтересован в успехе МАКС-2009.

Конечно, это не истина в последней инстанции, и что-то в таблице наверняка упущено. Однако, как легко можно заметить, поставка двух-пяти-десяти самолетов на общую сумму влияет незначительно.

Реальных контрактов в списке немного – остальное «притянуто за уши». Здесь и благие намерения, и включенные в список соглашения более ранних сроков (например, контракт на поставку Су-30 во Вьетнам). И все равно – до объявленных десяти миллиардов долларов не хватает еще много. Остается только предположить, что в указанную сумму включено … государственное финансирование российских авиационных фирм. Например, только на увеличение капитализации РСК «МиГ» планируется выделить из бюджета дополнительно 15 млрд. рублей – а это сразу почти полмиллиарда «зеленых».

Вот такими способами достигается видимость успеха российского авиапрома. Очень уж это похоже на историю «про Путина и мороженое», которая была рассказана в предыдущей статье, посвященной МАКС-2009.