Люди Y. Как решить уравнение?

Каждое новое поколение в чем-то не похоже на предыдущее. Особенно это касается ценностей, на которые ориентированы молодые люди, а соответственно, подходы к их мотивации должны быть иными.

«Теперь наша молодежь любит роскошь. У нее плохие манеры, она презирает авторитеты и не уважает старших». Как похоже это утверждение на знакомые всем причитания бабушек у подъезда. Но приведенной выше цитате, которую приписывают Сократу, по меньшей мере две с половиной тысячи лет. Впрочем, каждое новое поколение формируется и живет в других условиях. Ценности, которые становятся значимыми, воспринимаются подсознательно, но каждый человек живет и действует под их влиянием. Осознание этого факта стало основой теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Если перенести эту теорию в отечественные реалии, окажется, что ценности предыдущего поколения Х (1963-1983 годы рождения) включают в себя готовность к изменениям и индивидуализм. А поколение Y, воспитанное в эпоху брендов и мобильных телефонов, жаждет немедленного вознаграждения и не желает жертвовать своими интересами ради «высших идей».

«Нынешние 20-25-летние — это люди, верящие в себя, свои способности и возможности. Они требовательны к себе и окружающим, они нацелены на достижение быстрых результатов. Это амбициозные ребята, которые при этом четко видят и хотят иметь баланс между работой и личной жизнью: хорошая карьера или собственный бизнес плюс разноплановые личные интересы и семья. И они не боятся менять работу, профессию ради своих ценностей. В то время как поколение Х (те, кому сейчас 30-45 лет) много усилий посвятило самореализации, пусть в ущерб личному времени, но ради ценностей семьи», — рассказывает Мария Локтионова, директор консалтинговой компании H-aRt.

Так что же действительно мотивирует к свершениям молодых людей сейчас и как могут измениться их приоритеты в недалеком будущем?

По мнению Станислава Соловьева, независимого бизнес-консультанта, разработчика соответствующей методики оценки сотрудников, если разобрать все мотивы и мотивчики на составляющие, а потом снова собрать, — получится примерно шесть категорий, которые объясняют то, почему человек идет на работу и что его там держит. Надо отметить, что обычно никто не руководствуется только одним мотивом, а в первую очередь — несколькими более важными для себя (ведущими) и второстепенными.

Профессия и карьера (работа ради самореализации)

Согласно опросу, проведенному «ВД», в котором приняли участие около 100 молодых людей, большинство из них ориентировано на профессиональную самореализацию и карьеру. В качестве ведущего именно этот мотив отметили 80% наших респондентов. И действительно, недооценка этого фактора может негативно влиять уже даже на этапе подбора сотрудников.

«Недавно у нас была открыта вакансия помощника бухгалтера. Мы хотели взять молодую, не очень амбициозную девушку, которую бы на несколько лет удовлетворила эта должность. Но подходящие нам по уровню и возрасту соискательницы рассчитывали на карьерный рост как минимум через полгода работы. В результате мы пересмотрели свои требования и взяли на эту должность женщину «за сорок», — рассказала Светлана Долобина, директор по персоналу ЗАО «Юна» (производство и продажа обуви, штат — ок. 150 чел.).

Поэтому наш эксперт Мария Локтионова считает, что, «привлекая молодых людей на работу, необходимо делать упор на возможность карьерного роста, обучения и самосовершенствования, давая понять, что карьерный рост зависит, в первую очередь, от того, какие результаты демонстрирует сотрудник, а не от того, какой у него стаж».

Если составить психологический портрет человека, мотивация которого связана с профессиональной самореализацией и карьерными амбициями, окажется, что очень важным для него будет стремление добиться признания своей профессиональной состоятельности, честолюбие. Основным условием успешной работы сотрудника с данным типом мотивации, по словам Станислава Соловьева, будут «востребованность, возможность профессионального и карьерного роста, справедливая оценка и достойная оплата квалифицированного труда. При этом такой сотрудник нуждается в квалифицированной и четкой постановке задач, компетентном контроле и обеспечении всем необходимым для работы».

Именно это и может стать залогом его лояльности. Ведь он готов делить беды и радости с родной компанией до тех пор, пока ему не предложат работу с лучшими условиями труда, большими возможностями для профессионального роста и удовлетворения амбиций.

Всего и побольше (работа ради денег)

В большинстве своем молодые люди, определяясь в своих приоритетах, ставят заработок на второе место. Но, ненадолго. «Готовность отказывать себе в удовольствиях ради того, чтобы обучиться профессиональному мастерству, у среднестатистического выпускника вуза проходит примерно за полгода. Отдельные, особо уверенные в себе индивиды с неадекватной самооценкой (что делает их весьма посредственными работниками там, где нужно продумать свои действия на два шага вперед) сразу же заявляют о своих высоких материальных претензиях. А менее уверенные в себе — могут «потерпеть» год или полтора», — рассказала г-жа Долобина.

В любом случае осознание того, что работа — не цель, а средство, и что она должна приносить доход, который мог бы обеспечить исполнение многочисленных желаний и прихотей, приходит довольно быстро. Но характерным для поколения Y является именно сочетание этих мотивов — профессиональной реализации и материальных притязаний. Ведь в отличие от поколения, которое начинало свой путь в сумбурные 1990-е, когда уровень квалификации практически не соотносился с уровнем дохода, молодые люди очень четко видят эту взаимосвязь. Однако в том случае, если мотиватором являются исключительно деньги, такой сотрудник будет отличаться прагматичностью и умением жестко отстаивать свои интересы. Только реальная возможность значительного заработка, сдельный характер и неограниченный размер заработной платы — могут быть условием его плодотворной работы. Лояльность такого сотрудника также измеряется суммой его гонорара. Поэтому Станислав Соловьев советует управлять им при помощи материальной заинтересованности, не забывая и о контроле, позволяющем избежать злоупотреблений.

Каста демиургов (работа как творчество)

«Большинство молодых людей заявляют о том, что хотят заниматься творческой работой, но я не могу сказать, что среди более молодых процент действительно креативных сотрудников выше, чем среди 30-40-летних», — считает Илья Сурковский, руководитель ООО «Трим» (полиграфические услуги, штат — 28 чел.).

Однако именно этот мотив входит в тройку ведущих у молодых людей. Во многих случаях это связано с их идеализированными представлениями о подобной деятельности. Со временем, когда оказывается, что даже самая творческая работа требует недюжинной внутренней дисциплины и отработанных до автоматизма навыков, этот мотив трансформируется в другие.

Впрочем, у поколения Y романтическое восприятие профессии нередко самым непредсказуемым образом сочетается с прагматичностью и рационализмом. «Это сотрудники, которые имеют собственное мнение и не простят непрофессионализм. Руководителям «со старой закалкой» не удержать таких творческих людей. Для них особо важны харизма и профессионализм начальника. Руководитель таких сотрудников должен быть готов к тому, что это люди «вне стандарта»: от отношения к работе до внешнего вида. И необходимо обладать достаточными умениями, чтобы, не обесценив молодого сотрудника, вовлечь его в правила компании. Они хотят постоянного подтверждения своих результатов, заинтересованы, чтобы использовали их готовность говорить все, что они думают, и не приемлют авторитаризма. Да, сейчас такое время: или 35-60-летний руководитель понимает и принимает это, или им начинает руководить кто-то из молодых людей 20-25 лет», — уверена Мария Локтионова.

А поговорить? (работа для общения)

«Не могу сидеть дома», «мне просто необходимо быть в коллективе» — так или почти так говорят и думают те, кто не представляет своей жизни без общения на рабочем месте. Впрочем, молодые люди, многие из которых еще продолжают учиться и активно поддерживают взаимоотношения с друзьями, не так явно и осознанно ощущают такую потребность. Однако при этом они очень чувствительны к обстановке в коллективе и стилю руководства, так как больше своих зрелых коллег нуждаются в лояльном отношении к ошибкам и признании успехов.

«Обычно люди с такой мотивацией не стремятся к карьерным высотам и значительным заработкам. Из них получаются отличные администраторы салонов красоты и фитнесс-центров, диспетчеры, продавцы-консультанты», — рассказывает Юрий Топчун, HR-консультант рекрутингового агентства Best Service (штат — 7 чел.).

Традиционно этот мотив выделяют в качестве ведущего девушки, не обремененные материальными проблемами и семейными заботами. Однако важно учитывать, что эта потребность довольна неустойчива и легко замещается другими, более актуальными.

Наполеоны и наполеончики (работа ради власти)

Несмотря на желание амбициозных родителей «вырастить лидера» и приложенные в этом направлении усилия, только каждый десятый из молодых людей стремится управлять и считает это самым важным для себя. То, что власть ради власти не особенно прельщает молодежь, говорит об изменении стереотипа в общественном сознании, предполагающем, что только человек на руководящей должности может быть действительно успешен.

На сегодняшний день ситуация выглядит несколько иначе, ведь рядовой программист без напряжения зарабатывает столько, сколько руководитель небольшой фирмы, но, в отличие от последнего, не принимая на себя сверхобязательств и ответственности.

Если же властные амбиции молодого человека берут верх, это может стать или большой проблемой, или большой удачей для работодателя. «Несколько лет назад, в разгар кадрового кризиса, мы приняли студента последнего курса на должность архитектора. Удивительно, но уже через два месяца он начал требовать повышения в должности, а через четыре заявил начальнику отдела, человеку с тридцатилетним стажем работы, что собирается занять его место. Когда ему дали понять, что это невозможно, он уволился. Сейчас он работает в одном из иностранных представительств, совсем в другой сфере, где приобрел славу очень жесткого менеджера, но руководство им довольно, так как он обеспечивает хорошие финансовые результаты», — поведал Антон Доприков, заместитель директора ООО «Iста-буд» (строительство, штат — 70 чел.).

Комментируя эту ситуацию, Станислав Соловьев отметил, что «управлять таким человеком очень сложно — для этого необходимы компетентность, авторитет и твердость. Отношения с коллективом у такого сотрудника тоже могут быть достаточно сложные, неоднозначные и часто проблемные».

Без нее — никуда (работа как потребность)

Такой работник — мечта любого работодателя. Именно он не может работать плохо просто по состоянию здоровья. Именно он приходит первым и последним уходит из офиса, именно для него самым важным становится слово «надо».

Это идеальный исполнитель, который пользуется уважением за свою добросовестность, перфекционизм и гиперответственность. Однако, по словам Станислава Соловьева, коллеги часто злоупотребляют его безотказностью в работе, тем более, что такому специалисту проще сделать работу самому, чем заставлять делать ее других.

Но среди молодых Y-людей только 5% отметили этот мотив как значимый для себя. Новое поколение эпохи дауншифтинга, воспитанное на совсем иных ценностях, в отличие от своих бабушек и дедушек, которые не могли представить свою жизнь без работы, прекрасно понимает, как важно сохранять баланс между работой и личной жизнью, отправляясь на работу по зову сердца, а не заводского гудка.

Что нужно молодым

Соотношение ведущих мотивов молодых людей 20-25 лет:

* Профессиональная самореализация и карьерные амбиции — 80%

* Работа ради денег — 72%

* Творческая самореализация — 70%

* Работа как возможность общаться с людьми — 18%

* Реализация желания получить власть и управлять людьми — 12%

* Работа как потребность — 5%

В опросе приняли участие примерно 100 человек в возрасте 20-25 лет. Респондент имел право выбирать несколько вариантов ответа

Топ 5. Точки приложения

В каких сферах молодые сотрудники наиболее успешны:

1. ИT

2. Реклама

3. Маркетинг

4. Консалтинг

5. Торговля