Литва и Холокост. Об оскорблениях и насмешках

Месяц назад я получил приглашение участвовать в двух важных конференциях, посвященных борьбе с современным антисемитизмом. Более крупная и, как бы, более важная конференция — Глобальный Форум по борьбе с антисемитизмом, проводился МИД [Израиля] и был посвящен всему разнообразию форм антисемитизма по всему миру. Среди 500 участников этой конференции были официальные лица, представители основных профильных НКО [еврейской] диаспоры, ведущие интеллектуалы и активисты. По своему опыту я знал, что, несмотря на то, что из года в год выступления и обсуждения там становятся все более досадно напоминающими друг друга, это хорошая площадка для встречи с коллегами и обмена идеями.

Вторая конференция, организатором которой был Всемирный конгресс русскоязычного еврейства, называлась «Уроки Второй мировой войны и Холокоста» и была целиком посвящена современным стремлениям пост-коммунистических стран по переписыванию истории Холокоста и попыткам добиться официального признания того, что преступления коммунизма столь же или даже более плохи, чем преступления нацистов.

Основной мотив этих усилий — принизить роль местных коллаборационистов в преступлениях нацистов и вместо этого перевести внимание на жестокости коммунистов, особенно евреев-коммунистов, создавая тем самым ложную симметрию геноцидов, цель которой — заглушить еврейскую критику роли литовцев, латышей, эстонцей, украинцей, хорватов в Холокосте, оправдать прошлый и нынешний антисемитизм, а также переключить общественное внимание населения этих стран с совершивших самые чудовищные преступления на самих жертв.

Среди 400 участников из России и русскоязычной диаспоры (около 130 приехало из Израиля) было немало руководителей организаций евреев-ветеранов Второй мировой войны и еврейских русскоязычных общин, а также ряд исследователей и специалистов в области преподавания истории холокоста. Обычно я бы с удовольствием посетил обе конференции, но к сожалению, они были запланированы на те же даты на двух разных континентах.

Глобальный форум проводился в Иерусалиме, конференция «Уроки Второй мировой войны и Холокоста» в Берлине. Учитывая престижный статус Форума и тот факт, что пятеро моих коллег планировали принять в нем участие, естественным моим выбором было бы поехать в Иерусалим, но я выбрал в Берлин из-за крайне неудачного решения министерства иностранных дел Израиля, которое, я считаю, очень пагубно для еврейских интересов.

Я имею ввиду, в первую очередь, приглашение в качестве специального гостя Форума министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса (Vygaudas Usackas), а также присутствие двух правых венгерских политиков Жолта Шемьена (Zsolt Semjen) и Золтана Балога (Zoltan Balog): оба известны крайне негативными высказываниями в адрес венгерского еврейства. Естественно, что Израиль, приветствующий менее чем критическую позицию новых (восточноевропейских) членов Евросоюза в отношении процессов на Ближнем Востоке, предпринимает попытки обхаживать эти страны, особенно в последнее десятилетие, вопреки их отказу решить практически целый спектр проблем связанных с наследием Холокоста: от наказания виновных, до реституции, образования и сохранения документального наследия.

Что еще хуже, эти страны, особенно государства Балтии, возглавили вышеуказанную кампанию за официальное признание лжи, согласно которой преступления коммунизма столь же плохи, как и зверства нацистов, что само по себе несет целый ряд опасных последствий связанных с оценкой и восприятием Катастрофы.

Если и есть страна, которая заслуживает наибольшей критики в отношении этого, то это Литва, правительство которой помогает активно финансировать эту кампанию. После превратившихся в глумление попыток привлечь к ответственности ненаказанных литовских пособников нацизма, когда было сделано все для того, чтобы два наказанных командующих полицейскими силами и один оперативник не провели ни дня за решеткой за свои преступления, литовская прокуратура начала расследование по ложным обвинениям в военных преступлениях против литовцев в отношении нескольких еврейских советских антинацистов-партизан, включая доктора Ицхака Арада, бывшего председателя Яд Ва Шем.

Сопровождаемая истерическими антисемитскими публикациями в националистической прессе, кампания превратила жертв Холокоста в виновных, а тех, кто помогал нацистам в массовых убийствах евреев в национальных героев, такое искажение исторических событий показалось более приемлемым литовской общественности.

Если бы Ушацкас был бы приглашен в Иерусалим для того чтобы объявить о прекращении кампании уравнения коммунизма и нацизма, и тем самым принял бы на себя обязательства по изучить горькую правду о широком участие литовских коллаборационистов в массовых убийствах евреев из Литвы и других стран Европы, а также заявил о прекращении расследований против бывших еврейских партизан и принес бы им официальные извинения, то его приглашение на Глобальный Форум было бы оправдано. Но это было не так.

Как раз наоборот, например, 2 декабря министр юстиции Литвы Римигиюс Щимащюс выступил с заявлением, в котором защищал ужасающий масштаб сотрудничества с нацистами во время Второй мировой войны и освобождал своих соотечественников от любой вину за их роль в преступлениях Холокоста. Вместо того, чтобы подтвердить всю сложность литовской проблемы, он предпочел раскритиковать США за политику ограничения эмиграции в этот период.

На самом деле, сам Ушацкас, выступая за неделю до Форума говорил о литовских праведниках мира и нацистских приспешниках так как будто это был сравнимый феномен, вопреки факту того, что число последних во много раз превышало число праведников.

На форуме министр иностранных дел вновь повторил ту де самую ложь, вопрошая: «Как могло это произойти, что в то время как некоторые литовцы рисковали своими жизнями спасая еврейских соседей, другие совершали преступления, посылая их на смерть?», демонстрируя выхолощенную версию литовской действительности во время войны, когда множество литовцев активно участвовали в массовых убийствах евреев (не так, как в других странах Европы, где местные пособники «всего лишь» посылали их на смерть в лагеря смерти в Польшу) и лишь очень немногие пытались им помочь.

И хоть министр и уточнил, что осуждение сталинизма «не должно использоваться для преуменьшения моральных и политических уроков Холокоста», он ни словом не обмолвился о прекращении бесчестной кампании его правительства, активно поддерживающей уравнивание коммунизма и нацизма и последствий этого уравнивания, изложенного в Пражской декларации июня 2008 года, в которой содержится призыв об учреждении единого дня поминовения жертв коммунизма и нацизма (что сделает излишним отдельный день памяти жертв Катастрофы) и создания объединенного института исследования преступлений тоталитарных режимов (что приведет к ненужности таких учреждений как Яд Ва Шем).

Вдобавок ко всему, как мне было сказано, после слов о важности борьбы с антисемитизмом, министр и вся его свита немедленно и навсегда покинули Форум, оставив организаторов без всякого оправдания своего неудачного решения еще раз предоставить Ушацкасу подиум для того, чтобы, в очередной раз исказив историю Холокоста, избежать острой критики, которую заслуживают действия Литвы.

Нужно ли говорить, что подобных проблем не было на Берлинской конференции, которая отличалась сплоченностью и единением ее участников в стремлении бороться с опасным феноменом искажения правды о Холокосте, особенно в странах Балтии и Украине, взяв на себя активное противодействие с этой опасной тенденцией. В этой связи, как ни трудно было бы в это поверить, в эту Хануку Берлин оказался куда более благоприятным местом чем Иерусалим для дискуссии об опасности искажения истории Второй мировой войны и Холокоста.

Автор является главным «охотником за нацистами» Центра Шимона Визенталя и руководителем израильского офиса Центра.