Линкор потопили по заказу Хрущева

В N17 опубликована статья Кулинченко, посвященная трагической гибели линейного корабля «Новороссийск». В ней автор повторяет версию о том, что линкор был потоплен итальянскими морскими диверсантами. Данное предположение действительно было запущено в прессу в начале 1990-х годов с целью отвести внимание от истинных организаторов взрыва корабля.

Давайте рассуждать логически. Принятая официальная версия подрыва — срабатывание старых германских мин типа РМН и LМВ, оставленных немцами при уходе из Севастополя в 1944 г., никогда всерьез профессиональными моряками не воспринималась, а исследование корпуса доказали, что никакого внутреннего взрыва не было. Поэтому и начали распространяться слухи о причастности к этому делу иностранных подводных диверсантов. Поскольку линкор был построен в Италии, то, конечно же, с точки зрения нашего неискушенного в политических интригах обывателя его должны были взорвать именно боевые итальянские пловцы. Вышедший в 1960-х годах художественный фильм «Эксперимент доктора Абста», где были показаны действия «Морских дьяволов» во время Второй мировой войны, ещё больше прибавил достоверности этой гипотезе. Но так ли было на самом деле? Чтобы разобраться с этим вопросом, надо выяснить, что реально представлял собой «Новороссийск».

Корабль вступил в строй в 1913 г., был одним из четырёх первых итальянских дредноутов. Водоизмещение 29 тыс. т. Первоначальное вооружение -13 305-мм орудий в пяти башнях. После модернизации, проведенной в 1932-1937 гг., вооружение состояло из 10320-мм, 12120-мм, 8100-мм зенитных орудий и 12 зенитных пулемётов, то есть на 1955 г. линкор являлся полностью устаревшим. Хочу обратить внимание читателей на следующий факт: в 1950-х годах произошло массовое выведение линейных кораблей и линейных крейсеров из флотов всех сильных морских держав. Исключение составляли США, ибо линкоры им были нужны для огневой поддержки десантов морской пехоты. Из состава советского флота последние корабли данного класса были исключены в 1956 г., то есть на следующий год после взрыва «Новороссийска».

Военный историк А. Кленов выяснил следующее. В течение пяти лет, в 1943-1948 гг., корабль стоял на приколе, не будучи законсервированным, с малочисленной командой, без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая толстым слоем ракушек. Непосредственно перед передачей СССР линкор прошел косметический ремонт, но главные общекорабельные системы — арматура, трубопроводы, машины и механизмы — нуждались в серьезном ремонте или полной замене. Условия жизни экипажа не соответствовали зимним климатическим особенностям Черноморского региона. С 1949 по 1955 г. корабль восемь раз находился в заводском ремонте. После каждой стрельбы из орудий главного калибра ржавчина в огромном количестве осыпалась во внутренних помещениях, и ее потом собирали и ведрами выносили наружу. Однако главным недостатком явилось пополнение боезапаса. Орудий калибром 320 мм в нашей стране никогда не было, и снаряды для «Новороссийска» пришлось делать индивидуально, что было слишком дорого. Отсюда следует: на момент потопления линкор не являлся полноценной боевой единицей, а значит, Советский флот в нем уже не нуждался.

Капитан первого ранга в отставке Норченко принимал участие в расследовании обстоятельств подрыва этого корабля и является автором книги «Проклятая тайна», посвященной данному вопросу. В 1995 г. он побывал в Италии и встретился с ветеранами морских диверсионных подразделений этой страны. Естественно, что он спросил у них о возможной причастности итальянцев к гибели «Новороссийска» и услышал следующее: «Да что вы, синьор! Зачем этот ржавый сундук, чтобы из-за него рисковать? Даже если бы кто-то из наших и участвовал в этом деле, то про него уже завтра все бы знали. Да и насчет какого-то секретного награждения. Италия не та страна, где что-то можно скрыть, это не Россия. Уже через день об этих людях болтали бы во всех кафе. Поверьте, мы знаем, что говорим».

Теперь давайте разберемся, откуда вообще возникла итальянская версия. Через 30 с лишним лет после катастрофы ее запустил писатель-маринист Черкашин. По его мнению, взрыв являлся актом мести командира отряда подводных диверсантов ВМС — Валерио Боргезе. Однако сразу возник ряд вопросов относительно проведения данной операции. Как итальянцы сумели незаметно подойти к границе внешнего рейда Севастополя? Как проникли через боковые ворота гавани? Ведь в главной базе Черноморского флота, самого боеспособного в нашем ВМФ, имелась техническая система безопасности стоянки кораблей. Ответов на это Черкашин так и не дал.

Однако вскоре появляется книга другого мариниста Каржавина «Тайна гибели линкора «Новороссийск». В ней автор публикует документы, из которых следует, что внешний рейд в эту ночь никем не охранялся. Сетевые ворота не были закрыты, а шумопеленгаторы (они должны были услышать, как работают двигатели подводных транспортников) выключены. Получается: Севастополь, который в эти годы был запретной зоной для граждан СССР, оказался полностью открыт для врага с территории моря. Абсолютный абсурд. Для меня совершенно очевидно, что в самый разгар холодной войны такого произойти не могло. Необходимо учесть, что обе книги, Черкашина и Каржавина, вышли в начале 1990-х годов, когда действительно строгие меры безопасности не применялись. Поэтому читатели в это поверили. Надо признать, что командование Черноморского флота никогда не признавало того факта, что представленные в этой книге документы подлинные, а значит, Каржавин все это придумал. Многие журналисты пишут: вскоре после катастрофы целая группа итальянских моряков была удостоена высших государственных наград. Автор данной статьи тщательно пытался выяснить, откуда взялась данная информация, и пришел к выводу, что это обычный вымысел бульварной прессы.

Итак, итальянская версия постепенно отпала за недоказанностью, но впоследствии появилось кое-что новенькое. В 2002 г. в качестве приложения к справочному изданию Широкорада «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.» был напечатан материал Евлагина и Тараса «Гибель линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 г.». Здесь вымысла гораздо больше, чем у более ранних исследователей этого вопроса. Оказывается, для обстрела турецких берегов на линейный корабль погрузили партию 320-мм снарядов с ядерными боеголовками. Тем самым наш Никита Сергеевич решил припугнуть страны НАТО. В целях недопущения этого четыре сверхмалые английские подводные лодки проникли в Севастопольскую бухту, заложили заряд и благополучно вернулись обратно. Евлагин и Тарас по минутам описывают проведение данной операции, но почему-то не объясняют, как они смогли лично проследить ее выполнение, если сами при этом не присутствовали.

Были и другие экзотические версии. Газета «Русский вестник» утверждала, что «Новороссийск» взорвали израильские спецслужбы, ибо советское руководство собиралось продать его Египту для войны с Израилем. Только вот при том низком уровне, на котором в то время находились израильские военно-морские силы, данную диверсию провести было невозможно. Для меня совершенно очевидно, что данный линкор гораздо легче подорвать в египетском порту, чем в Севастополе. В газете «Секретные материалы» писалось: на советских линейных кораблях планировалось снять артиллерийские башни и установить ракетные установки типа море-земля с ядерными боеголовками. Действуя у берегов США, они должны были отвлекать внимание от наших подводных лодок, оснащенных ракетами для ударов по суше. Американцы настолько испугались реализации данного проекта, что ЦРУ взорвало «Новороссийск» при помощи радиоуправляемого автоматического подводного аппарата.

Теперь давайте разберемся в истинных причинах катастрофы. Итак, подрыв корабля произошел 29 октября 1955 г., а уже 8 декабря адмирал Кузнецов был снят с должности Главкома ВМФ из-за произошедшей трагедии. Значит, диверсия была осуществлена с целью устранения Кузнецова, который не устраивал Хрущёва. Однако главная цель Никиты Сергеевича заключалась не в этом. В скором времени должен начаться XX съезд КПСС и сильное сокращение вооруженных сил. Совершенно очевидно, что тогдашний Первый секретарь столкнулся бы с мощной оппозицией со стороны генералитета и его нужно было запугать. После гибели «Новороссийска» все маршалы понимали: если они будут выступать против политики Хрущёва, то советские спецслужбы устроят крупные диверсии на вверенных им объектах, а все спишут на аварию по халатности. За допущенные нарушения военачальников снимут с должности. Поэтому неудивительно, что они подолгу спорили с другими высшими партийными и государственными руководителями, а с «дорогим Никитой Сергеевичем» предпочитали в дискуссии не вступать.

На фотографиях, сделанных после того, как корпус корабля вытащили на берег, видно, что взрыв произошел в носовой части линкора и был направлен таким образом, чтобы не задеть артиллерийские погреба главного калибра. Мощность заряда позволила сделать пробоину в борту площадью 150 кв. м и пробить 8 палуб, но при этом не вызвала детонации боеприпасов! На этот факт надо обратить пристальное внимание. Если диверсию осуществляли иностранные специалисты, то наверняка подложили бы заряды под артиллерийские башни. Это позволило бы взорвать десятки тонн взрывчатки. Возникшая при этом в Севастопольской бухте волна выбросила бы мелкие корабли на берег, а разлетевшиеся по акватории порта горящие обломки вызвали обилие пожаров на берегу. Кроме того, от мощной детонации взорвались бы боеприпасы на соседних кораблях. В общем, такой взрыв имел бы самые катастрофические последствия не только для Черноморского флота, но для Севастополя.

Военный историк Кленов, серьезно занимавшийся данным вопросом, поинтересовался мнением специалистов-минеров. Они убеждены — взрыв был направленным и точно рассчитан людьми, досконально знавшими внутреннее строение корабля. Поэтому иностранные диверсанты в кромешной ночной темноте и под угрозой обнаружения не могли с такой точностью определить место для установки мин. Значит, операция готовилась днем в спокойной обстановке и без спешки, но именно в дневное время в Севастопольской бухте и работали советские водолазы.

Интересную информацию о том, что произошло в тот день, дает Теплов, служивший шифровальщиком в штабе эскадры, который размещался на «Новороссийске». 28 октября была суббота, и в 17 час. матросов отпустили в увольнение на берег. Офицеры разошлись по домам, и людей на корабле осталось совсем мало. По утверждению Теплова, моряки вернулись из увольнения к 24.00. Выяснилось, что вечером прибыла очень большая партия новобранцев, еще в гражданской одежде, которых разместили в носовых кубриках, там, где ночью все и произошло. Поскольку в мирное время экипаж функционировал в сокращенном составе, то данные кубрики пустовали. Значит, организаторы взрыва планировали его таким образом, чтобы пострадали именно жилые помещения, в которых не было людей. Однако всех нюансов предусмотреть невозможно. Вечером в Севастополь прибыл эшелон с призывниками. Поскольку была суббота, то офицеры штаба флота давно разошлись по домам. Поэтому вновь прибывших решили временно разместить в пустующих кубриках «Новороссийска», а минирование корабля произошло днем, и о том, что в носовых помещениях линкора во время взрыва будет много людей, организаторы диверсии не знали. Это и явилось первой причиной такого большого количества жертв, но была и вторая. Из материалов, собранных капитаном первого ранга в отставке Норченко, следует: на терпящий бедствие «Новороссийск» прибыло 7 адмиралов и 28 старших офицеров, но никто из них не взял на себя ответственность за принятие решений, и они внесли полный разлад в действия личного состава.

От момента взрыва и до опрокидывания прошло 2 час. 45 мин, но за это время не поступало приказа ни выбрасывать корабль на мелководье, ни членам экипажа прыгать в воду и плыть к берегу, вместо этого всеми силами пытались откачать воду. После опрокидывания матросы оказались в воде, но прибывшие новобранцы не имели спасательных жилетов и многие из них не умели плавать, а температура воды была не летняя. Это явилось третьей причиной большого количества жертв.

Выходит, что в данном случае гибель многих людей явилась случайным стечением обстоятельств, а вовсе не закономерностью. Однако Хрущёву это только дало дополнительные «козыри» не только для увольнения адмирала Кузнецова, но и для дискредитации всего Военно-Морского Флота в глазах ЦК КПСС.

Шифровальщик Теплов на следующий день передавал секретное сообщение по поводу произошедших событий в Москву. В нём прямо было сказано, что рассматриваются два варианта взрыва: столкновение с миной времён Второй мировой войны и диверсия иностранной разведки. Однако государственная комиссия под руководством заместителя председателя Совета Министров СССР Малышева сознательно отвергла факт диверсии как абсолютно нереальный. Вновь эта версия всплыла более чем через 30 лет, но упор был сделан исключительно на действия зарубежных спецслужб, чтобы отвести подозрения от советских диверсионных подразделений.

А.С. ЛАЗАРЕВ

От редакции. Автор красиво разбил ряд версий гибели линкора, твёрдо отстаивая лишь одну. Но и она имеет не меньше изъянов, чем прочие. Хотя бы, например, тот, что призывника, которого даже не переодели в военно-морскую форму, никогда не пустили бы на боевой корабль.