Кто и с кем может летать в одном самолете

Может ли и в других странах одна авиакатастрофа, как в случае с польским президентом Лехом Качиньским, унести жизни и президента, и многих представителей высшего руководящего звена государства? По мнению немецких журналистов, полностью отрицать такую возможность нельзя. Ведь, к примеру, и в ФРГ не существует четких правил, кто из членов руководства страны и с кем имеет право садиться в один и тот же самолет.

Риск — благородное дело?

Не далее как в феврале 2010 года канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) и министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), который по совместительству является и вице-канцлером, возвратились в одном самолете из Парижа в Берлин. В том же лайнере находились и десять из в общей сложности четырнадцати немецких министров.

А в сентябре 2009 года федеральный президент Хорст Кёлер (Horst Köhler) отправился самолетом из Берлина в Бонн в обществе канцлера Ангелы Меркель, а также тогдашних министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) и министра внутренних дел Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schäuble). В случае авиакатастрофы страна могла оказаться без президента, главы правительства и его заместителя.

«А если самолеты столкнутся, что тогда?»

Недаром много шума наделала шутка одного немецкого журналиста, который в ответ на вопрос: «Могут ли президент, канцлер и члены его кабинета оказаться в одном самолете?» — ответил: «Это произойдет скорее, чем вы думаете, а именно, когда все они отправятся на похороны Леха Качиньского.»

Один из комментаторов популярной немецкой газеты Bild Хуго Мюллер-Фогг (Hugo Müller-Fogg) напоминает, что в 1995 году тогдашние федеральный президент Роман Херцог (Roman Herzog), канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl), министр иностранных дел Клаус Кинкель (Klaus Kinkel) и главы парламентcкой оппозиции Рудольф Шарпинг (Rudolf Scharping) и Йошка Фишер (Joseph Fischer) вылетели в одном самолете в Израиль. Мысль о том, что в случае авиакатастрофы Германия может быть «обезглавлена» вызвала у Романа Херцога улыбку: «Если мы полетим раздельно и наши самолеты столкнутся, что тогда?»

Боссом является летчик

Нужно признать, что Ту-154 считается, мягко говоря, не самым безопасным самолетом. Но и срок эксплуатации лайнеров, предназначенных для высшего звена руководства Германии (небольшие самолеты бизнес-класса Challenger и аэробусы A310), во многом объясняет, почему полеты Ангелы Меркель, Франка-Вальтера Штайнмайера и Йошки Фишера не раз откладывались из-за внезапных поломок. Но, к счастью, немецкие пилоты отдают себе отчет в том, что делать можно, а что нельзя ни при каких условиях.

Когда в период своего пребывания на посту федерального президента Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsäcker) стал настаивать (несмотря на густой туман) на посадке в Гамбурге, летчик хладнокровно заявил, что «на борту боссом является он» и посадил лайнер в Бремене.

Неписаные правила в других странах

Во Франции действует неписаное правило, согласно которому в случае, например, совместных заседаний германского и французского правительств президентская администрация в Париже всегда распределяет членов кабинета как минимум по двум самолетам. Председатель сената, выполняющий обязанности президента в экстренных ситуациях, никогда не летает с последним в одном самолете. Кроме того, в тот же лайнер, что и президент, почти никогда не садится премьер-министр, даже если речь идет о совместной поездке.

В США президент и вице-президент из соображений безопасности никогда не летают вместе, причем так было заведено и до 11 сентября 2001 года. У каждого есть свой Boeing 747 — Air Force One и Air Force Two соответственно. И вообще, в США никогда в один лайнер не садятся сразу несколько высокопоставленных представителей администрации. Причем в случае гибели того или иного политика, всегда есть тот, кому официально предписано занять этот пост. Согласно опять же — неписаному — закону, оба — политик и его заместитель — никогда не появляются на одном и том же мероприятии.

В Великобритании наследник престола принц Чарльз не может без разрешения своей матери — королевы Елизаветы II — вылететь в сопровождении сыновей — принцев Уильяма и Гарри. Самой королеве всегда предоставляется военный самолет, а для межконтинентальных полетов Ее величества заказывается чартерный рейс. Ну а нахождение британского премьер-министра и королевы на одном борту противоречит не только правилам безопасности Соединенного Королевства, но и нормам дворцового этикета.