Коммунальная удавка

С начала года рост тарифов ЖКХ в три с лишним раза опередил инфляцию.

По данным Росстата, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в РФ за январь-апрель 2010 года выросли на 11,7 %. В апреле повышение ускорилось – оно составило 0,2 % к марту, после роста на 0,1 % в марте к февралю.

Эти показатели фактически сводят на нет все прежние усилия Министерства регионального развития, Федеральной службы по тарифам и правительства в целом остановить повышение цен на услуги ЖКХ. Для руководства страны эта тенденция была очевидной, поэтому еще в марте премьер Владимир Путин потребовал от кабинета министров разобраться в ситуации и «гнать поганой метлой» всех посредников в этой сфере экономики. А президент Дмитрий Медведев пригрозил увольнением муниципальным руководителям, применяющим «левые» схемы в коммунальной сфере.

Однако ситуация осложняется тем, что слишком много фирм и просто «своих людей» наживаются на этой сфере. Слишком много «присосавшихся» к водопроводным трубам, тепловым и электрическим сетям. И, похоже, здесь не приходится говорить просто о «левых схемах» – вся система российского ЖКХ сугубо левая.

Здесь так легко найти лазейку для откачки денег из карманов потребителей в свой собственный, что даже Сбербанк решил этим воспользоваться. В декабре 2009 года столичные власти отказались оплачивать Сбербанку комиссионные за перевод средств на оплату услуг поставщикам ЖКХ. Эта «экономия» создала угрозу кошелькам москвичей, поскольку Сбербанк решил компенсировать свои потери за счет потребителей. В марте его руководство заявило, что жители Москвы должны будут платить трехпроцентную комиссию от суммы платежа при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Такая «рокировочка» вызвала острую реакцию в обществе. Спикер Совета Федерации, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов расценил действия Сбербанка как «форменное издевательство», отметив, что состояние коммунальной сферы стало одним из самых острых социальных раздражителей для всего российского общества. «Люди не понимают, почему так быстро растут тарифы, в большинстве случаев никак не соотносясь с качеством услуг. Не понимают, как расходуют средства предприятия ЖКХ и насколько эффективны их траты. И главное – не понимают, как жить, как строить семейные бюджеты, если все большую долю в них составляют коммунальные расходы. На этом фоне введение нового порядка оплаты коммунальных услуг через Сбербанк выглядит форменным издевательством. Этот доведенный до абсурда меркантилизм и крохоборство – признак вопиющей безответственности и неуважения к людям», – считает он.

Пытаясь хоть как-то снизить общественный резонанс, власти Москвы и руководство Сбербанка затеяли полемику о том, «кто в этой цепочке первый». Но в любом случае, вполне очевидно, кто здесь окажется крайним. По мнению председателя комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елены Николаевой, в такой ситуации потребители рискуют платить комиссионные дважды: 3 % – Сбербанку за транзакцию и 3 % – управляющей компании. «Фактически люди и сейчас платят комиссию Сбербанку, но она включена поставщиком услуг в ту сумму, которая указана в квитанции… Сегодня никто не может гарантировать москвичам, что коммунальные компании вычтут из суммы платежа те 3 %, которые собирается взимать Сбербанк», – считает она.

Сначала Сбербанк снизил планку комиссионных до 2 %, потом несколько раз переносил сроки введения комиссии. И сделал «подарок» москвичам на Первомай, отложив введение комиссии на неопределенный срок. Вряд ли возмущение в обществе заставило банкиров пойти на уступки. Вероятнее всего, руководство СБ просто решило взять паузу на время шока, вызванного подоспевшей статистикой ускоренного роста тарифов ЖКХ, чтобы не попасть под «поганую метлу» в руках премьера.

Пока самой громкой коммунальной отставкой стало увольнение заместителя главы Минрегиона Сергея Круглика. Этот чиновник более двух лет занимался разработкой нормативов потребления коммунальных услуг и методик расчета экономически обоснованных цен и тарифов на услуги ЖКХ. Но коммунальная сфера не поддалась его расчетам и замысел внедрения прозрачных процедур тарифной политики проявился только на бумаге: в январе-апреле цены в сфере ЖКХ росли в 3,3 раза быстрее инфляции – за четыре месяца она составила 3,5 %.

Столичная власть отреагировала на эти показатели очередным обещанием бороться с ростом тарифов на услуги ЖКХ с помощью установки индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах. Мэр Москвы Юрий Лужков назвал дооснащение жилого фонда города индивидуальными приборами учета воды и электроэнергии одной из главных задач. Такие заявления звучат ежегодно, но реального конца этой кампании пока не видно. Хотя на этот раз первый заместитель мэра Юрий Росляк назвал окончательный срок, заявив, что в 2010 году в Москве будут завершены работы по установке персональных приборов учета по всем жилым строениям и по адресной установке счетчиков в квартирах.

Если кампания по энергосбережению с таким трудом идет в столице, что уж говорить о других регионах, где платежеспособность населения отличается в корне. По данным министерства регионального развития, недооснащенность приборами учета в России в настоящее время составляет 58 %. Поэтому установка приборов учета отражена как приоритетная в «Комплексной программе модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.», реализация которой поручена Минрегиону. Хотя и здесь существует множество неувязок. Программа уже в действии, а закон о теплоснабжении, согласно которому будет осуществлен переход на двухставочный тариф, находится еще в стадии проекта. Новая тарификация предполагает разделение оплаты за тепло и горячее водоснабжение – одна плата за доступ к услуге, вторая – за объем потребляемых калорий. Средства из первой части тарифа должны пойти на оплату труда персонала и поддержание в рабочем состоянии тепловых сетей.

Как считают эксперты, распространение теплосчетчиков в России в перспективе должно способствовать уменьшению первой (постоянной) составляющей тарифа за счет более эффективной организации работы предприятий – поставщиков тепла. Но внедрить двухставочную систему оплаты одновременно по всей стране не удастся: для этого вначале надо найти средства на покупку и установку теплосчетчиков, без которых эта новация невозможна.

Традиционно все реформы в истории современной России оплачивает население. И этот раз, скорее всего, не станет исключением из правила. Как сообщили информагентства, руководители холдинга «Комплексные энергетические системы» (КЭС), контролирующего энергетические мощности в ряде регионов России, в основном на Урале и в Сибири, «в целях ускорения хода реформы» предложили прописать установку теплосчетчиков в законе, как это уже сделано в европейских странах: те, кто не установит прибор, будут подвергаться штрафу.

На первый взгляд, это предложение должно найти понимание со стороны населения: счетчики внесут определенность в вопрос о том, кто и сколько платит. На деле же этот замах на европейский уровень станет очередным витком всероссийского обмана, поскольку тарифная политика не является прозрачной, более того, она, как уже признано на самом верху, повсеместно является «левой». Почему же потребители должны за свой счет обеспечивать «более эффективную организацию работы предприятий – поставщиков тепла»?

Так что сначала нужно навести элементарный порядок в коммунальной сфере, избавиться от лишних посредников и прочих мошенников, залатать все утечки тепла и воды, создать прозрачные процедуры ценообразования в системе ЖКХ, а уже потом предлагать населению пойти на дополнительные траты из собственного кармана, чтобы потребители четко представляли себе степень личных расходов по коммуналке и получили возможность разумно экономить. Ведь счетчик только фиксирует – сколько нужно заплатить, но не дает понять – за что именно.