Китайское похищение Европы

Польская газета Dziennik Gazeta Prawna написала о том, что владелец варшавского завода FSO украинская корпорация «УкрАвто» (контролирует 84,3% акций предприятия) решила продать свою долю китайской фирме Chery. Эта публикация всколыхнула очередную волну разговоров о судьбе польского актива «УкрАвто» и — шире — о судьбе самого «УкрАвто», главного игрока автопрома Украины.

Сейчас на FSO силами 1870 рабочих выпускается Chevrolet Aveo. Это происходит в рамках СП «УкрАвто» и GM, организованного в 2007 году (сама FSO попала под контроль украинцев в 2005-ом). Есть версия, что причиной продажи может быть не только плачевное состояние бизнеса на головном предприятии «УкрАвто» — ЗАЗе (Запорожском АвтоЗаводе), но и разногласие основного бенифициара с польскими профсоюзами, связанными с невыполнением «УкрАвто» инвестиционных обязательств в отношении FSO. Частично эта причина опровергнута гендиректором ЗАЗа Олегом Папашевым, который сообщил в одном из интервью, что по сохранению занятости обязательства выполнены полностью, а по объёму производства — даже перевыполнены, на 15,7%. Это, впрочем, по его же словам, не привело к достижению взаимопонимания с представителями профсоюза предприятия.

Более вероятная причина продажи — необходимость в средствах на поддержку и модернизацию Запорожского Автозавода, основного актива «УкрАвто». Падение производства на ЗАЗе даже по отношению к прошлому году остаётся большим: только в мае 2010 завод сделал на 26% автомобилей меньше, чем в мае 2009-го. А за первые пять месяцев текущего года падение составило 52%. То есть, при мощности в 165 000 автомобилей, в этом году ЗАЗ сделает максимум 25 000, что ниже порога рентабельности.

Какую сумму можно выручить за FSO? С учётом того, что убыток компании за прошлый год составил $58,3 млн, экспертная оценка предприятия колеблется вокруг $200 млн; FSO способна производить до 100 000 автомобилей, но в этом году запланировано только 55 000. Но и эта цифра маловероятна, так как за пять месяцев 2010 года завод сделал только 15 500 машин. Так что до конца года получится сделать максимум 40 000.

В списке потенциальных покупателей FSO, по логике, должна фигурировать GM. Но GM сейчас не до приобретений проблемных активов. К тому же, при любом раскладе доля в СП никуда не денется, и производственную политику FSO новый собственник обязан будет согласовать с GM. Но, думается, американцы не будут держаться за этот завод двумя руками: им достаточно площадок в Европе, они не все загружены полностью. И если от приобретателя доли «УкрАвто» поступит предложение о выкупе доли в СП, GM вряд ли будет долго торговаться.