Китай для России — торговый партнер №1

Сегодня Китай для России — торговый партнер №1. Именно об этом заместитель директора института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский сказал прежде всего, давая интервью Вестям.Ru за несколько часов до начала официального визита премьера РФ Владимира Путина в КНР.

«На сегодняшний день даже в условиях кризиса Китай является нашим торговым партнером №1, несмотря на довольно заметное снижение объемов внешней торговли за девять месяцев этого года, — говорит эксперт. — В прошлом году у нас объем торговли с Китаем составлял 56 млрд долларов».

«Китай идет вверх — темпы роста его ВВП составляют сейчас 8%. А в России падение почти на 10%. В данном случае развитие российско-китайских торговых отношений может позволить и России как-то решить проблемы за счет быстро растущей китайской экономики и китайского рынка в частности, — считает Островский. — Надо увеличивать поставки товаров в Китай и из Китая».

Почему России следует отнестись к китайскому рынку со всем возможным вниманием, Андрей Островский объяснил на простом примере. «Германия, 90-е годы, две автомобильные компании — Volkswagen и Opel. Volkswagen пошел на китайский рынок, а Opel не пошел. И кто выиграл в результате? — задает вопрос эксперт. — Выиграл Volkswagen, получающий сейчас большие доходы за счет китайских продаж. Так что, китайский рынок сейчас наиболее динамично развивается. И именно за счет связи с китайским рынком, за счет ориентации на китайский рынок Россия может в значительной степени выиграть и выйти из кризиса. Если не вся Россия, то, по крайней мере, регионы Дальнего Востока и Сибири».

Однако в китайско-российском торговом сотрудничестве существуют весьма серьезные проблемы, и, прежде всего, сырьевая направленность российского экспорта, отмечает Андрей Островский:

«У нас структура внешней торговли с Китаем точно такая же, как и с западными странами — один к одному. Если в 1998 году 22% объема нашей внешней торговли с Китаем составляла продукция машиностроения. Сейчас — около 4%. Буквально год назад — 1%. Этого явно недостаточно. С другой стороны у нас предприятия, которые производили продукцию машиностроения, либо акционировались, либо их приватизировали, либо их продали, либо перепрофилировали. А если брать конкретно ситуацию в городе Москве, то возьмем, к примеру, завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе. Что с ним? Ничего там уже давно не производится. Там склады, там всякие авторемонтные мастерские, магазины».

«Это проблема нашей экономики. Нам надо у себя развивать машиностроение. Можно, конечно, говорить, что мы хотим торговать, и, преимущественно, продукцией машиностроения, но для этого мы должны производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, которая могла бы выигрывать у американской, немецкой, японской. Тот же самый завод Серго Орджоникидзе, про который я говорил, производил станки с числовым и программным управлением, на которые стояла очередь, когда мы создали совместное предприятие с ФРГ. Там производились станки, на которые была запись на несколько лет вперед», — рассказывает эксперт.

Начинать, по мнению Островского, нужно с инфраструктуры «У нас, элементарно, нет мостов через реки Амур и Уссури. Нет нормальной дороги из Читы в Хабаровск, по которой можно ездить круглый год и возить грузы. С этого надо начинать. Необходимо сопрягать наши планы развития Дальнего Востока с планами развития Северо-Восточного Китая, — заключает Островский.