Катынская трагедия и мифотворчество Вайды

Я ждал фильм Анджея Вайды «Катынь» с искренним интересом. Знал, ЧТО будет показано, но КАК будет рассказана история катынской трагедии, было для меня загадкой. Знал, что автор марксистско-правоверной «Земли обетованной» и оппозиционно-либерального «Человека из железа» не может при очередной «смене вех» в Польше не снять националистического китча. «Катынь» была снята в период правления пресловутых братьев-близнецов Качиньских и стала приговором их русофобской политике.

Катынская трагедия – дело темное. И хотя первый президент России поспешил покаяться в вине советского правительства в казни польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском, историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в каком году произошла казнь – в сороковом или сорок первом? Кто расстреливал поляков – НКВД или Гестапо? Не ясны и масштабы трагедии. Сначала говорили о двух тысячах расстрелянных (комиссия Генпрокуратуры России в 90-е достоверно установила гибель 1803 человек, при этом захоронены в Катынском лесу они были в 20–30–40-е гг.), затем о пятнадцати, теперь о двадцати двух.

Создавались многочисленные комиссии, писались монографии, велись журналистские расследования, но правда не найдена по сей день. Это принципиальные вопросы, но режиссер сознательно дистанцируется от непростых и неоднозначных фактов. Единственный документ, по которому восстанавливается цепь событий, подчеркнуто антиисторичен – найденный в могиле дневник расстрелянного ротмистра.
В течение всего повествования А.Вайда настойчиво и убежденно доказывает, что расстрел под Смоленском – главный «польский вопрос», от правильного ответа на него зависит будущее польского народа, его национальное и государственное самоопределение, его «посыл» человечеству.

При этом не принимается во внимание фактор времени – с момента трагедии прошло 70 лет. Не учитывается общая обстановка начала сороковых – грандиозная мировая война. Вайда не задумывается о том, что несколько тысяч казненных – капля в океане смертей и страданий военного времени. Приведем статистику – во время Второй мировой каждый день уносил почти 30 тысяч жизней – русских, французов, поляков, сербов. Каждый день Великой Отечественной войны стоил советскому народу 23 тысяч жизней. А освобождение Польши от нацистов ежедневно уносило жизни трех тысяч советских воинов. Да и население самой Польши «поубавилось» на 6 миллионов человек.

Я знаю статистику и не боюсь ее. Готов ли А.Вайда взглянуть в глаза фактам?
А вот еще факты. Воинственная и гордая Польша с миллионной армией сдалась нем­цам через две недели. Через пять дней после начала войны польское правительство бежало из Варшавы в Брест, а еще через несколько дней – в Румынию. На день дольше в горящей столице задержался главнокомандующий маршал Рыдз-Смигла. Почти нигде не оказывая нацистам организованного сопротивления, сотни тысяч вооруженных поляков беспорядочной толпой отступали на восток. Зададим страшный для поляков вопрос: а хотели ли они воевать, сопротивляться?

Еще статистика. В осажденной Варшаве в народное ополчение вступило (кстати, по призыву коммунистов и других левых партий) 6 тысяч жителей. А в 1941-м в сравнимом с Варшавой по численности населения Ленинграде – почти 350 тысяч человек, полмиллиона влились в трудовые армии, строившие оборонительные сооружения. Так выигрываются войны… Конечно, мы никогда не забудем героических защитников военно-морской базы в Гдыне и полуострова Хель, подводников, пробившихся в Англию для продолжения борьбы, гарнизон крепости Модлин, месяц сражавшийся в пол­ном окружении. Безумную храбрость поль­ских улан, лавой с шашками наголо атаковавших танковые колонны вермахта.

Попавшие в плен польские офицеры (сплошь в новеньких мундирах, не запятнанных кровью и гарью сражений) не рассуждают о столь высоких материях. Они заняты более важным делом – хранят в сердцах «польскую идею». Осмелившийся задать вопрос о причинах поражения поручик подвергается остракизму сослуживцев. Очевидна и дальнейшая его судьба. Он «катится по наклонной»: вступает в просоветскую Армию Людову (воюет всю Отечественную…). Но затем польский патриотизм берет верх – офицер в пьяном угаре раскаивается и кончает с собой. Так просто решает проблему режиссер.

Но остаются вопросы у зрителя: если всех польских офицеров казнили, кто тогда в составе сформированных в СССР польских армий освобождал родную Варшаву и брал Берлин? Кого через Иран переправили на подмогу англичанам и американцам на итальянский фронт? Кто восстанавливал послевоенную Польшу? Значит, был какой-то отбор. А вдруг расстреливали не всех пленных, а только полицаев и карателей, антисоветских партизан?

Не говорится в фильме ни слова об участии Польши в предвоенном «мюнхенском сговоре». Всего за год до катастрофы сентября 1939 года польская военщина участвовала вместе с гитлеровцами в разделе Чехословакии, оккупировав Тешинскую область с 2/3 чешского населения. Не говорится и о предательстве англо-французских друзей, распалявших воображение гордых шляхтичей о будущей Великой Польше («от моря и до моря»), а затем бросивших союзника на произвол судьбы.

Мало кто вспоминает в Речи Посполитой о судьбе польских офицеров, надменно отказавшихся вступить в польскую армию, формировавшуюся советским руководством. И.В.Сталин разрешил им через Иран выехать в расположение англо-американских войск в Италии. Отплывавшие на кораблях из кас­пийской бухты шляхтичи демонстративно рвали советские деньги и посылали на берег проклятия. А по прибытии в Италию были безжалостно брошены в лобовую атаку на немецкий укрепрайон Монте-Кассино (погибли сразу и почти все). Об их гибели в цветущем поле поляки сложили песню «Червонные маки». А какие песни сейчас популярны в Варшаве?

Ни словом не обмолвился А.Вайда и об истинных причинах действий Советского Союза по аннексии восточных областей Польши в сентябре 1939-го. Действительно по Пакту Молотова – Риббентропа победившие державы устанавливали границу сфер влияния. Но поляки забывают, что граница раздела их государства разделила собственно Польшу и отторгнутые в 1920-м территории с преимущественным украинским и белорусским населением (из 16 миллионов жителей присоединенных к СССР территорий 10 были украинцами, 4 – белорусами и 2 – польскими переселенцами-«осадниками», появившимися на этих землях в 20-е годы ХХ века).

Вайда показывает пустынные улицы освобожденного «Советами» городка, колонну дико орущих оборванных красноармейцев и жмущееся по стенам польское население. В действительности подавляющее большинство западных украинцев и белорусов засыпали цветами советские танки, приветствуя падение «пан­ской» власти, запрещавшей «братьям-славянам» учиться и читать на родном языке, устраивавшей погромы и репрессии. Благостную картину а-ля-Вайда разрушают опять же исторические факты: украинские националисты в 90-е серьезно рассматривали воссоединение украинских земель 16 сентября как дату общегосударственного праздника – Дня Незалежности. Это при их-то нелюбви к «красным»! Напомним полякам, что и резали их прежде всего бендеровцы – 40 тысяч человек в 43–44 гг. От геноцида польское население спасла опять же наступающая русская армия.

Вайда представляет пленных офицеров – мучениками за польский народ и за веру. «Элита», «герои» – какими только словами не превозносят жертв Катыни! Прекрасные лица, подогнанная форма, блеск наград – режиссер призывает нацию любоваться своими офицерами. В среде пленных царит патриотическое единомыслие, диалоги выверены, мысли мудры. Не стал бы подвергать остракизму мифотворчество Вайды. Может быть, и нам стоило бы задуматься, что патриотический подъем в нашей армии и обществе наступит тогда, когда мы перестанем показывать своих воинов тупицами и лентяями, оборванцами и «штрафниками».

Вайда в буквальном смысле слова «молится» на своих соотечественников. Польские офицеры в Козельске. Их разместили в изгаженном и обобранном (русскими, разумеется…) православном храме. В жуткой и темной стране поляки празднуют Рождество, ждут первой звезды в беспросветном небе. Они стоят в проходах между четырьмя кубами нар, пересечение проходов образует крест, который заполняют поляки. Вид сверху: в центре креста светлый лик генерала, читающего слова молитвы. Неземной свет исходит от живого креста… Еще образ: молодой поручик падает в ров, сраженный пулей энкэвэдэшника, в руках он сжимает четки с распятием. Советские солдаты забрасывают ров землей. Но не могут засыпать руку с крестом. Победа Света над темной советской силой!

Еще один образ, апофеоз. Жена ротмистра ищет среди убитых и тяжело раненных своего мужа. Она замечает ксендза, читающего молитву над накрытым шинелью телом. Она узнает шинель мужа, на ней синяя орденская ленточка! Прекрасная полячка бросается к телу, срывает с него шинель… А под шинелью изваяние Христа, сброшенного советскими пулями с церковной стены. Польское искусство, все еще обладает мистической силой. Этот образный ряд сильнее американских пропагандистских агиток.

Польские вдовы, матери и сестры, от лица которых ведется повествование – поразительные красавицы, первый ряд польского женского кино – Коморовская, Осташевская, Челецкая. Со времен советского кино мы отвыкли видеть такие одухотворенные лица на экране, сопереживать блистательной актерской игре. Сейчас мы вынуждены довольствоваться лицезрением потасканных физиономий «звезд» сериалов и шоу. Правда, у прекрасных полячек мы почти не видим переживаний и любви. Эти женщины – воительницы. Смысл их жизни – доказать окружающим свою правду, правду о расстреле офицеров русскими. Недавний соцреалист Вайда стремится показать «правду жизни» и здесь совершает ошибку.

Окружающие поляки отмахиваются от горя вдов. Одни из них не верят «злодеяниям Советов» (видимо, достаточно хлебнувши горя от гитлеровского пятилетнего геноцида), другие предпочитают конформистски промолчать, третьи осыпают женщин проклятиями и насмешками, доносят на них в спецслужбы Народной Польши. Вайда не пытается объяснить зрителям, почему его правда оказалась никому не нужна. Попытка представить всех несогласных негодяями не убедительна. Между тем есть что-то цельное, созидательное в образах строителей «нового мира», стремящихся превратить родину в цветущий сад.

Поражает озлобленность и взаимная ненависть самих поляков. Вдовы бросают чудовищные обвинения в адрес всех, кто не принимает их трагедию. Функционерам «новой» Польши, офицерам Армии Людовой. Юноша-партизан, сын одного из расстрелянных офицеров, не раздумывая, выхватывает револьвер, чтобы застрелить польского милиционера. Сестра ротмистра оскорбляет священника, призывающему к добру и состраданию. Строители советской Польши беспрестанно говорят о прощении, необходимости забыть о взаимных обидах во имя возрождения страны.

Символична сцена, когда служанка приносит вдове генерала сохраненную ей во время оккупации саблю. Вложенная в ножны сабля как бы говорит о мире и покаянии. Но с безумной гордостью и заносчивостью генеральша обнажает клинок. Война продолжается! После такой сцены какой обыватель не проголосует за размещение на своей территории направленных на восточных варваров ракет.

Отдельная тема – изображение русских. Стремясь быть «объективным», А.Вайда придумывает образ положительного героя – расхристанного капитана в исполнении С.Гармаша, критикующего советские газеты, не говорящие «всей правды» о жизни в СССР. Для капитана придумана анекдотическая история влюбленности во вдову ротмистра. Для нее он идет на предательство, выдает все военные секреты (совсем как Андрий у Гоголя!) Но этот образ слишком проходной, схематичный. А на протяжении всего фильма – озлобленные, небритые, грязные русские солдаты и офицеры – люди без лиц. Их жесты – как движения животных, реплики – отрывистые возгласы разбойников, повадки – распущенных зверей. Чего стоит одна сцена. Советские солдаты раздирают надвое польский красно-белый флаг. Красную половину водружают обратно, а белую пускают на портянки. Все это происходит перед строем пленных офицеров. Что ж ни один из них не бросился спасать поруганную честь страны? Где польский гонор? Нет, они выше этого. Русских Бог накажет.

Правда, до самого конца фильма автор сохраняет «объективность». Покажет и насилия (но не убийства) немцев, и бесчинства поль­ских коммунистов, и зверства русских. Бесконечны диалоги о «катынской правде», «жизни не по лжи», «покаянии». Герои беспрестанно возвращаются к одним и тем же конфликтам, спорам. Венчающая фильм супернатуралистическая сцена расстрела поляков зверями в грязных пилотках с красными звездами воспринимается неким катарсисом. Все становится понятным. Автор ставит жирную точку. А что ставит история – точку, многоточие, вопросительный знак?——————————————————

Комментарии к статье

Разместил olegviking65 ( 2010-04-10 01:50:15)

На valent ( 2010-04-10 00:38:52)

Вы знаете Валентина, почему–то у многих людей есть свойство домысливать, додумывать, вот и вы — негатив, а что много позитива в мире, я вообще не испытываю ни каких чувств и эмоций общаясь в интернете, хотите верьте, хотите нет, просто многие люди, в том числе и мои знакомые живущие за рубежом, общаясь на различных форумах попадают под вёдра помоев ах вы сволочи уехали, предали и нечего вам суваться на наши форумы, просто я на удар овечаю ударом, на оскорбление, таким же оскорблением. Ничего личного просто интернет, я же не домысливаю за вас когда вы пишите про огород и про ушедшего зятя от вашей дочери, а ведь и мог составить ваш образ и в плюс и в минус, но не делаю этого так как не моё это дело, а здесь сплошь и рядом. Я вообще подхожу ко всему с юмором, может быть вы его не понимаете. Привет мужу и если увидете зятю, с тёщей ему повезло, завидую и не вешайте носа, все там будем.

Разместил ( 2010-04-10 12:24:46)

на 4,19 Викингу:

трудно комментировать откровенную грубость, тем более женщине, и приводить г — ну, не обладающему каким-либо понятиями об этике и живущему за тысячи километров от нашей (но не вашей!) страны, какие-либо аргументы.

Логики в ваших комментариях нет: с одной стороны «знать его не знал и не хочу знать», а с другой — «особенно обрати внимание».

По своему возрасту хорошо помню, что немцко-фашистские изверги делали в нашей (но не вашей!) стране.

В отличие от вас знаю, что немцы сделали в Польше, в частности в Майданеке, в Варшаве, Замостье.

на 16 Патрону: «свой свояка видит издалека»?

Немецкие нацисты тоже, как и вы во всех ваших комментариях, во всех случаях ссылались на жидокоммуну. Достаточно прочитать сообщение гитлеровской «Фёлькишер беобахтер» о «нахождении зверств большевиков» в Катыни — та же терминология.

 

Разместил Афанасий ( 2010-04-10 23:28:57)

Господин-товарищ Ерофеев! Напрасно вы ерничаете:

//Куку — от автора. Так возьмите ручку в руку — и напишите, как там было. И мы с удовольствием почитаем.//

Вам Куку правильно сказал. Об этом деле ДАВНО и подробно уже НАПИСАНО. Странно, что автор вроде бы патриотической газеты не знает этого. (Но тогда зачем взялся писать на тему, которой не владеет?). Первым поднял и детально проанализировал вопрос о Катынской трагедии Юрий Игнатьевич Мухин еще в 1995 году в книге «Катынский детектив». (Уважаемые ИЛК и Иероглиф! В то время В.Швед и В.Илюхин, наверное и слыхом не не слышали об этом вопросе.) Эта книга обсуждалась даже в польском Сейме (!!), в результате чего поляки отказались рассматривать это дело в суде.

Позднее Мухин издал более полное исследование «Антироссийская подлость» (читайте http://libereya.ru ), где проанализировал все материалы горбачевской комиссии и нашел около полусотни признаков ПОДДЕЛКИ документов, см. кратко: http://www.ymuhin.ru

Читайте на здоровье, тов. Ерофеев!

И возникает вопрос: почему наши патриотические «лидеры» игнорируют это расследование, которое восстанавливает историческую истину и снимает обвинение в тяжком преступлении с руководства нашей Родины — СССР? Почему они либо глухо молчат, либо явно или неявно поддерживают эти лживые, ничем не подтвержденные обвинения? Неужели они настолько несамостоятельны, что могут лишь поддакивать общенавязываемому мнению, не подвергая его даже самой поверхностной проверке (напр, хотя бы сравнению различных версий)?

Разместил ИлК ( 2010-04-11 00:21:57)

на 43 Афанасию: Вы правильно сообщаете, что первым кто сделал попытку развенчать немецко-польскую версию Катыни был Ю.Мухин.

К сожалению, он, по моему мнению, сделал это в такой форме, которая позволила полякам отвергнуть все вобщем-то достаточно закономерные вопросы, поставленные Ю.Мухиным. В результате наша позиция по Катыни была смазана в 1-й раз.

Что касается В.И. Илюхина, то, опять же по моему мнению, он должен был привлечь к разработке своих сообщений по Катыни тех специалистов, которые по-серьёзному занимаются этой трагедией, например В. Шведа и его коллегу Стрыгина. Тогда бы все «телодвижения» были бы более солидно подготовлены, а так получилось, что наша позиция была смазана во 2-й раз.

Кажется, эти слова принадлежат В.И. Ленину: «Коль война, то по-военному».

Печально, но пока у нас так не получается.

Разместил SNS4910 ( 2010-04-13 22:51:40)

Полностью разделяю комментарии 8, 9, 38. «Информация» пошла от немцев в 1943 г. Нашли кого слушать,. У них к этому времени уже не только ШАПКА горела на голове. Теперь пару личных взглядов на проблему:

1. В 1965 г будучи учеником 8 класса участвовал в ПОХОДЕ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ, ВОИНСКОЙ и ТРУДОВОЙ СЛАВЫ. Были такие походы, где можно было набраться патриотзма не на словах. Путь лежал мимо Катыни. Завернули на кладбище польских офицеров. Тогда это был не мемориал. Кладбище было ухоженное, но все равно навели порядок: подмели, посыпали дорожки песочком. Теперь когда началась эта вахканалия с причастностью СССР к расстрелу возникает вопрос, зачем нужно было «убийцам» организовывать кладбище, ухаживать за ним?. Преступники ведь всегда стараются скрыть место преступления. Где логика?

2. На днях по «Эху» Млечин распинался по этому же вопросу. Так хвалил кремлевскую братву за покаяние, что стало понятно: не праведное они дело сделали, что начали каяться. Он же Млечин, ссылался на документы с подписями, но почему тогда не публикуете их? Или за мутную воду больший куш можно отхватить и не один раз?. Грустно все это и опять за державу обидно, что не управляют ею во благо всем, а только понукают подданныж.