Какой может быть Белоруссия без Лукашенко

Говорить о приходе к власти сегодняшней демократической оппозиции не приходится; костяк будущего руководства составят наиболее дееспособные выходцы из современной номенклатуры. Рассуждать о том, какой будет Белоруссия по завершении сегодняшнего режима, достаточно сложно.

Что из себя будет представлять «Белоруссия без Лукашенко», будет очень сильно зависеть от того, каким образом, при каких обстоятельствах и когда произойдет отход А. Лукашенко от власти (или если произойдет демонополизация его власти), а также от того, какие меры белорусская авторитарная власть осуществит в период от сегодняшнего дня до того момента. Тем не менее, некоторые контуры той картины можно обрисовать уже сейчас и, думая о будущем, иметь их в виду.

О необходимости трансформации «сверху»

Прежде всего, правящая элита современной Белоруссии должна осознать, что для полноценной экономической трансформации (необходимость которой, кажется, эта элита осознает), нужна трансформация политическая. Трансформация необходима как для сохранения стабильности в стране, так и для нормализации отношений с другими государствами.

Считается, что среди лукашенковской номенклатуры есть фракция прагматиков, потенциально готовых к трансформации страны ради сохранения власти. Называются имена В. Лукашенко и его окружения — В. Макея, Н. Петкевич. Реальная надежда Беларуси теперь на этих людей и на судьбу, которая могла бы подвигнуть их к этому. Никаких иллюзий на их счет иметь нельзя, от «лукашистов» старого призыва их скорее всего отличают не ценности, а гибкость и широкий кругозор.

Теперь у режима достаточно благоприятное время для политической трансформации с точки зрения внутриполитической ситуации: со времени переворота 1996 г. оппозиция находится в очень слабом и разобщенном состоянии, нет никаких внутриполитических игроков, которые могли бы стать угрозой власти. Тем не менее, ухудшение отношений официального Минска с Россией свидетельствует о том, что такие игроки, ангажированные Кремлем, вскоре могут появиться. С другой стороны, существует вероятность, что политическая демократизация совпадет по времени с резким ухудшением уровня жизни в стране.

Минусы реформирования для существующих элит

Среди минусов политических реформ для элиты: большая сложность содержания политической власти, необходимость учиться действовать в условиях политической конкуренции, сужение легальных и нелегальных финансовых потоков, бенефициарами которых выступают приближенные к правящей элите люди.

Плюсы — большая стабильность и предсказуемость развития страны, возможность делить ответственность за положение в стране с политическими конкурентами, возможность легализовать себя и приобретенные за годы правления материальные активы внутри страны и за ее пределами.

Альтернатива трансформации — усиление репрессий и жестокости режима, которые на фоне экономических проблем скорее всего приведут к бесконтрольному развитию событий, что может обусловить революционную смену власти со стороны ангажированных Россией членов номенклатуры второго-третьего уровня; это может сопровождаться взрывами общественного протеста.

Реформирование авторитарного режима «сверху» вместо революции в долгосрочной перспективе выгодно всем сторонам. Огорчает то, что наиболее подходящим временем для экономических реформ было начало 2000-х гг., однако реформы начались только когда Россия начала переводить отношения с Белоруссией на рыночную основу. Также вероятно и то, что шаги в направлении трансформации мы увидим не ранее, чем на горизонте появится реальная опасность революционной смены власти.