Объявленные только что планы по строительству в Чечне НПЗ мощностью 1 млн тонн в год наверняка вновь всколыхнут споры о том, кому должна принадлежать чеченская нефть.
Еще тогда, когда обстановка в республике только-только нормализовывалась после второй войны, сотрудники грозненского нефтекомплекса писали письма на имя президента России, в которых жаловались на то, что и добычу, и переработку в Чечне ведет «Роснефть», а чеченское правительство получает с этого лишь скудную долю налогов, оставляемую региональному бюджету. При нынешнем раскладе, когда 49% процентов ОАО «Грознефтегаз» принадлежит правительству Чечни, а контрольный пакет – «Роснефти», говорить о том, что чеченская нефть на самом деле совсем уж не чеченская, не приходится, но на дальнейшее «перетягивание каната» новый проект, безусловно, вдохновит.
Однако более важные последствия предстоящего строительства могут быть совсем в другом. До сих пор нефть, добываемая в Чечне, шла в основном на экспорт, с обязательным направлением выручки через Федеральное казначейство на развитие нефтекомплекса и социальной сферы республики. После же пуска нового крупного НПЗ наверняка появится желание вклиниться и в местную розницу. Для этого есть все условия, причем не только в Чечне, но и в соседних северокавказских республиках. «Роснефть» через свои дочерние структуры имеет очень сильные позиции в Дагестане, в Кабардино-Балкарии (где у компании также есть свой НПЗ), в Карачаево-Черкесии. Ингушская нефтедобыча, акционированная на заре нулевых, остается под контролем правительства республики, однако оно недавно ставило вопрос о передаче 51% акций «Роснефти». По количеству заправок с «Роснефтью» в этих регионах с недавнего времени конкурировать стал «Лукойл», однако подорвать позиции госкомпании пока конкуренты не могут. Так что сеть для сбыта грозненской продукции на территории соседей уже, можно сказать, готова.
И все же, при этих радужных перспективах, пути к бензиновому благоденствию Чечни могут оказаться извилистыми. Дело в том, что большое количество заправок Северного Кавказа – это не «Лукойл» и не «Роснефть», а «Люкойл», «Юкас» (оригинала нет, подделка осталась) и т.п. Вывески, «косящие» под крупные бренды, по-прежнему скрывают продукцию местных «самоваров». По большому счету, новый НПЗ будет конкурировать именно с ними. И у этой конкуренции могут возникнуть самые неожиданные политические подтексты.
Дело в том, что финансы Чечни воспринимается сегодня ее соседями как серьезная угроза своему экономическому покою. Строят ли где-то на Северном Кавказе жилой комплекс с квартирами, явно слишком дорогими для местных, – тут же возникают версии, что их выкупят грозненцы. Проектируют ли курорт с неясным составом акционеров – опять-таки «знатоки» утверждают, что якобы там в доле структуры, близкие чеченскому руководству. Мифы о безлимитной федеральной помощи Чечне и о ее финансовом всемогуществе всерьез напоминают страх жителей ветхозаветного Иерусалима перед полчищами Вавилона или Ассирии. Грядущий бизнес-передел может проходить под аккомпанемент таких мифов. Впрочем, новый федеральный «смотрящий» по Кавказу, о появлении которого объявил недавно Медведев, вполне может по-новому расставить акценты в деле федеральной помощи и выбить почву из-под ног мифотворцев. Если, конечно, кандидата на эту должность найдут раньше, чем построят НПЗ.