Как угоняют сухогрузы

Новые подробности запутанной истории с сухогрузом Arctic Sea показали: скорее всего и груз и судно намеревались продать. Кому — пока неизвестно. Как поступили бы с командой — остается только гадать. Вероятнее всего, в живых экипаж бы не оставили.

По данным Следственного комитета при прокуратуре России, 6 из 8 арестованных пиратов ранее сидели за уголовные преступления. Однако кто управлял ими — этого следствие еще не выяснило. Ясно одно: захваты судов с грузом и командой показывают, что в мире, возможно, существует черный рынок угнанных кораблей и украденных грузов. Доставленные в Москву моряки по-прежнему содержатся под охраной, их местонахождение не разглашается, контакты с ними запрещены даже родственникам.

Как угоняют теплоходы

История с сухогрузом обнаружила проблему, о существовании которой раньше даже специалисты не слишком задумывались, — это угон кораблей. Да-да, корабли, оказывается, можно угонять — так же, как и автомобили. Специалисты в это не верят.

— Рынка краденых кораблей в мире не существует, это что-то из области фантастики! — заявил «Известиям» начальник отдела обеспечения безопасности судов Федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности» Артем Алябьев. — С 2004 года на каждом судне в соответствии с международными правилами ведется специальный журнал — он называется журнал непрерывной регистрации истории судна. Это аналог автомобильного ПТС (паспорта транспортного средства), туда вписывается вся история перехода судна из одних рук в другие. Пользоваться судном без легальной записи в этом журнале невозможно.

Однако если можно подделать запись в том же ПТС, то можно сделать это и в судовом журнале регистрации — как говорится, дело техники.

Кстати, российские похитители кораблей чувствуют себя в этом нелегальном бизнесе как рыба в воде. Например, несколько лет назад на Оби была похищена баржа. Хозяин случайно увидел ее в соседнем порту — посудину уже перекрасили и изменили название. Владелец опознал ее только по ему известным мельчайшим черточкам. Подняли документы — по ним получалось, что хозяин сам ее продал, в договоре купли-продажи стояла его подпись. Да такая похожая, что даже эксперты не поверили, что поддельная. Тут же — печать и подпись нотариуса, тоже фальшивые, но очень похожие. С огромным трудом и далеко не сразу было доказано мошенничество. Спрашивается, если это можно сделать во внутренних водах, то что мешает провернуть такое в иностранных водах? Даже проще запутать следы.

— Скрыть крупное современное судно практически невозможно, — считает специалист по морскому праву адвокат Инюрколлегии Сергей Полевой. — Такие суда однозначно идентифицируются по двигателю, по индивидуальному радиопозывному, аналогичному номеру ID в компьютере или VIN на автомобиле. Существуют и навигационные маячки, передающие сигнал на спутник, — вы обратили внимание на сообщение правоохранительных органов о том, что все передвижения Arctic Sea отслеживались? Помню, лет 10 назад на Каспии угнали судно, но потом оно «всплыло» в Клайпедском порту. Угнать-то можно, но пропажа всегда обнаруживается.

Если судно обнаруживается, то экипаж — далеко не всегда. Недавно, например, из Таллинского порта вышел сухогруз — тоже с партией леса на борту. Долгое время о нем не было ни слуху ни духу. Потом его нашли где-то у африканских берегов — но без груза и без команды.

Когда хотят угнать машину, в которой находится владелец, его, как правило, убивают. В лучшем случае выкидывают на дорогу. Какая судьба была уготована российскому экипажу, если бы пираты довели замысел до конца, тут и гадать нечего: железяку к ногам — и за борт.

Какова же была бы цена их жизней? Стоимость пиломатериалов, находящихся на борту сухогруза, — примерно $2 млн. Краденое обычно идет за полцены — миллион. Возможно, удалось бы продать и сухогруз для каботажного плавания вдоль африканских берегов — еще несколько сотен тысяч долларов. Но безопаснее было бы открыть кингстоны и вместе с командой пустить сухогруз на дно — концы в воду. На каждого пирата пришелся бы куш в 120-150 тысяч долларов.

Флибустьеры с «русской» улицы

Кто же отважился на этот дерзкий шаг? Следственный комитет при прокуратуре России рассказал, что восемь арестованных по этому делу — мужчины в возрасте от 30 до 45 лет, «с хорошей физической подготовкой». Сейчас следователи проверяют информацию о том, что с 2001 по 2005 год шестеро подозреваемых отбывали наказание «за различные преступления против личности и собственности» на эстонской территории. К слову, эстонская полиция также признала в задержанных уголовников-рецидивистов. Красноречивая деталь: некоторые «пираты» были обильно декорированы татуировками.

По понятным причинам официальные источники дают весьма скудную информацию о преступниках. Сообщается лишь, что двое представились российскими гражданами, постоянно проживающими в Эстонии, один предъявил эстонский паспорт, и еще один назвался гражданином Латвии. Остальные — лица без гражданства, в том числе трое эстонских неграждан и один латвийский. Между тем уже известны фамилии «пиратов XXI века». Те, чьи следы ведут в Эстонию, оказались чуть ли не соседями — выходцами с одной из «русских» улиц Таллина. Это «Известиям» подтвердил активист «Ночного дозора» Андрей Андронов.

Как выяснилось, отдельные «джентльмены удачи» о морских делах знают не понаслышке. Так, отсидевший за наркотики 42-летний Дмитрий Бартенев некогда закончил мореходное училище. Правда, в последнее время он втянулся в строительный бизнес (который в Эстонии считается преимущественно «русским»). А когда грянул кризис — подался в Испанию, в охранники. К слову, в одной лодке — то бишь на Arctic Sea — вместе с Бартеневым оказался его «деловой партнер» Игорь Борисов, также ранее судимый.

Еще один «эколог», участвовавший в нападении на сухогруз, — 44-летний Андрей Лунев. Его неожиданно опознала родня из Курска — как моряка с рыболовецкого судна, затонувшего в 2006-м у Петропавловска-Камчатского. Все это время Лунев считался погибшим, хотя убедительные доказательства его гибели так никто и не представил.

Самые молодые герои пиратской истории — 28-летний Алексей Андрюшин (правда, указанный возраст не совпадает с данными следствия), 30-летний Евгений Миронов (таллинские знакомые называют его человеком с «наиболее приличной» репутацией, который и сидел-то за малозначительный проступок), а также 33-летний искатель приключений Алексей Булев. Его жизненный путь, напротив, изобиловал весьма крутыми виражами — особенно в лихие девяностые. Говорят, что он даже пытался угнать автобус в одном эстонском городе.

В Таллине о доморощенных флибустьерах ходит немало слухов. Их криминальное прошлое сомнений не вызывает, при этом задержанных вряд ли можно считать известными персонажами в местных криминальных кругах. Как предположил один из собеседников «Известий», они могли быть просто «использованы втемную», как подставные лица.

— Возможно, мы никогда не узнаем всю правду о захвате сухогруза, — сказал «Известиям» редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко, который первым поднял тревогу в связи с исчезновением Arctic Sea.

— Слишком много странного в этой истории, — делится он сомнениями. — Бросается в глаза необычность «освобождения» моряков. В таких случаях ребят там же, где освободили, меняет новый экипаж, а освобожденные закатывают банкет, радостные грузятся в самолет, их встречают родственники, они свободно едут домой. А здесь что? Я постоянно на связи с близкими членов экипажа — никто не знает, где конкретно находятся те, кого привезли в Москву, связи с ними нет. Нет связи и с четырьмя членами экипажа, оставшимися на корабле. Явно что-то не так. Если наших моряков захватили простые пираты, то зачем из этого делать сюжеты в стиле Джона Ле Карре или Фредерика Форсайта?

Вчера власти Эстонии заявили о желании сотрудничать с российскими правоохранителями. Между тем арестованные пираты отрицают свою вину, а их адвокаты намерены обжаловать решение суда об аресте.