Как кремлевский агитпроп атакует историю

Семидесятилетие пакта Молотова-Риббентропа стало одной из главных тем обсуждения в СМИ и блогосфере. И, видимо, всю неделю, до семидесятилетия начала Второй мировой войны, развязанной нацистской Германией и советской Россией в союзе друг с другом, события августа-сентября 1939 года будут обсуждаться столь же интенсивно и страстно.

Хотя то, что сделал и делает кремлевский агитпроп, обсуждением назвать трудно. Во всяком случае, ничего похожего на дискуссию до конца прошедшей недели не было. Судя по всему, была осуществлена схема, подобная той, которую Путин лично одобрил применительно к Чечне: «Мы сажаем 100 молодых журналистов со свежим взглядом, везем их в Чечню, и они, получив информацию из первых рук, смогут рассказать о республике в своих статьях, телерепортажах, книгах, и вся Россия узнает о новой, реально существующей сейчас республике».

Немного напоминает писательский десант на Беломорканал, хотя больше — поездку Остапа Бендера в литерном поезде на Восточную магистраль. Но на самом деле — нечто принципиально иное. На Беломор были отправлены лучшие советские писатели. А эти два планируемых вагона — это прием агитпропа времен массовой культуры. Главное чтобы как можно больше людей воспроизвело одни и те же клише.

Вот именно так и подошел агитпроп к кампании по фальсификации истории в связи с юбилеем пакта. На официальном сайте «Единой России» появился малограмотный установочный текст: «никакого пакта Молотова-Риббентропа нет, и не было». Но при этом «данный документ никак не может служить основанием для обвинения СССР или пресловутого «сталинизма» в жертвах нацизма». А затем блогосферу заполнили не менее многословные и бессвязные рассуждения. И если в установочной статье «Единой России» мельком и сквозь зубы признавалось осуждение пакта Съездом народных депутатов в декабре 1989 года, то в своих сетевых дневниках кремлевские блогеры были куда откровеннее: «Все это горбачевская перестроечная чушь».

Казалось бы, сто писателей, а точнее, сто молодых старичков, сурковских пикейных жилетов, сделали свое дело. Но прикремлевские издания дали возможность высказаться людям не столь примитивным: Леониду Радзиховскому, Борису Соколову, Андрею Мартынову. Это крайне разозлило единороссовских идеологов, причем даже не столько содержанием, сколько тем, что словарный запас и владение русским языком у названных авторов несколько иные. Обсуждение темы вышло на иной уровень — сурковским кадрам недоступный.

И это самое главное. К адекватному обсуждению столь существенных тем нынешний агитпроп не приспособлен. А юбилей пакта Молотова-Риббентропа — именно такая тема, ибо затрагивает основы национальной и государственной идентичности. Кампания велась по принципу Иудушки Головлева — вылить тонны словесного мусора, чтобы утопить в нем главное. А главным было содержание резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, после которой и заработала агитпроповская машина.

И ведь называется-то резолюция нейтрально: «Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». И речь в ней идет прежде всего об изучении тоталитарного прошлого и о необходимости открыть архивы. Одним словом, мир и демократия как основа общеевропейской идентичности. Которая, добавлю я, является составной частью национальных идентичностей европейских народов. В частности, украинцев и грузин.

Но именно это и бесит более всего российскую правящую элиту — вот такая идентичность ближайших соседей. И именно возникновения новой российской идентичности, включающей в себя причисление к европейской цивилизации, более всего боится российская власть, справедливо усматривая в европейском самосознании первопричину цветных революций.

А что взамен? Да вот это все — два вагона анонимных писателей, косноязычие единороссовских идеологов, тупая агрессия безликих кремлевских блогеров. И полный отрыв от собственной истории — даже двадцатилетней давности. Ведь восхваление триумфа сталинской дипломатии подразумевает еще и осуждение горбачевской перестройки.

Но, подобно тому, как кремлевские молодежки, производящие много шума, ничтожны (и количественно, и качественно) по сравнению со всей российской молодежью, кремлевский агитпроп столь же ничтожен в сопоставлении со всем российским интеллектуальным и медиа-сообществом. И пока найдется хоть один человек — а их значительно больше, — который будет публично заявлять о неприятии госпропаганды, она будет неэффективной.

И не стоит демонизировать агитпроп. Он сам по себе не власть, он всего лишь выполняет заказ власти, пытается создать в обществе потребную ей интеллектуальную и моральную атмосферу, привести общественное сознание к самому примитивному уровню. Потому перспективы интеллектуалов-лоялистов, шьющих себе ливреи, как всегда, нехороши. Тех из них, кто с восторгом поддерживает войну с Грузией, антиукраинскую риторику, подавление оппозиции, поменяют и уже меняют на дешевых безграмотных пропагандонов. И потому разумнее всего поступили те авторы и редакторы лоялистских изданий, которые не стали прогибаться под помойных юношей. У них с ними разные идентичности — вот в чем дело. Граница между лоялизмом и оппозиционностью становится границей меж слабоумием и здравым смыслом.

Заметьте, я ничего не сказал о границе этической. С ней-то давно все ясно.