Как быть истинно полезным Отечеству

Сегодня много говорится об улучшении условий службы офицеров Вооруженных Сил РФ, о повышении их денежного довольствия и обеспечении жильем. Но этого мало, если мы хотим, чтобы Россия имела высокопрофессиональную армию. Испокон веков хорошего воина воспитывали с младых ногтей на патриотических образах, былинах, рассказах и личным примером.

Полагаю, что настало время сосредоточить основные реформаторские усилия на формировании первоклассного («полководческого») офицерского корпуса. Со времен Петра Великого именно офицерское служилое сословие являлось несущей основой и движущей силой развития Российской армии. В XXI столетии военное дело чрезвычайно усложняется, выходит за свои привычные рамки. Войны нового типа также требуют офицеров особого, в чем-то даже универсального качества, культурных и всесторонне подготовленных специалистов своего дела.

В дореволюционное да и в советское время таких людей в офицерской среде было немало. Можно насчитать целую когорту учителей и наставников. Александр Васильевич Суворов — первый из них. Прямо и без ложной скромности великий русский полководец завещал не очень разумному (предчувствовал!) потомству брать с него пример. К сожалению, потомки до сих пор с необъяснимым упорством игнорируют суворовскую науку побеждать. А это сотни приказов, писем, наставлений, множество оригинальных идей, правил воинского искусства (в том числе «законов усмирения мятежей»), прозорливых мыслей. Не говоря уже об остальном богатом духовном капитале, оставленном нам в наследие другими полководцами, флотоводцами, выдающимися боевыми офицерами, блистательными военными мыслителями.

Что же касается заветных офицерских традиций, то сегодня, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на следующие из них.

Не наемники и не опричники

Современное офицерство должно следовать идеалу победоносного служения России. В офицерском корпусе важно сформировать государственно-национальное сознание, историческую память и патриотическое мировоззрение (отсутствие всего этого привело уже ко многим бедам), выработать стремление быть победителями, «мощными защитниками» Отечества. Таковым было военное дворянство во времена Петра I, Суворова, Кутузова и Пушкина.

Высокое звание и призвание российского офицера традиционно определялись именно этой установкой. Он всегда считал себя «отечественником» — не наемником и не опричником. Движим был не материальными стимулами, службой не из-за денег, а по совести, долгу и чести. На его верности и преданности Родине, на подвижничестве и героизме надежно держались Россия, ее Вооруженные Силы. Офицерство являлось не только душой армии, организатором побед на поле боя, но и бессменной стражей российской государственности, ее главной охранительной и творческой силой.

Благородные представители этого сословия служили России не только на военном поприще. Офицеры прославляли страну на полях сражений, на нивах просвещения, науки, культуры и искусства. Когда требовались честные и патриотические чиновники, генерал-губернаторы, наместники, другие радетели государственного интереса, они обычно рекрутировались из офицерской среды. Все российские императоры с гордостью носили офицерские погоны.

Вспомним еще раз Петра Великого — первого настоящего офицера России. Создатель офицерского корпуса по достоинству и прозорливо оценил выдающуюся офицерскую роль в обществе и на войне. В 1718 году он записал «для памяти Сенату»: «Офицерам — дворянство и первое место». В последующем на века зафиксировал этот ко многому обязывающий статус в Табели о рангах.

Генералиссимус Суворов — «Российской Армии Победоносец» — советовал офицерству заключать «доброе имя свое в славе и благоденствии Отечества», мыслить «о пользе общей», не забывать важнейшее: «Россия службою моею питалась, вашею питаться будет…»

В начале XX века общественность предлагала временно призвать к управлению страной в качестве наместника царя боевого офицера, чтобы обуздать революционные силы. Об этом шла речь, например, в политических фантазиях Сергея Федоровича Шарапова. Другой известный публицист того времени — морской офицер Михаил Осипович Меньшиков накануне Первой мировой войны призвал: «Вся надежда России — на армию, и эту армию нужно готовить к бою день и ночь. Вся надежда Отечества — на вождей армии, на благородный корпус офицеров… Офицер — специалист сражения — обязан быть победителем на войне». И эта прекрасная мысль должна храниться в сознании каждого современного офицера.

Жизнь — служение

Всеми предшествующими офицерскими поколениями современному офицеру завещано любить военное дело, свою профессию, «помнить войну» (адмирал Степан Осипович Макаров), серьезно готовиться к ней, уметь воевать искусно и малой кровью. В прошлом нарушение этой традиции не раз приводило страну к военным поражениям, более опасным для нее, чем любая агрессия.

Российские офицеры всегда отличались не только общим, но и собственно военным патриотизмом. Они не мыслили себя вне военного дела, старились совершенствовать и его, и свои профессиональные качества. Чувствовали ответственность за развитие армии в целом. Учились на уроках отечественной истории, на передовом зарубежном опыте. Активно работали на «военный ренессанс». Творчески готовились к войне уже в мирное время. В случае начала ее стремились отличиться в боевых действиях (победить, заслужить честь и славу). Жизнь свою, таланты и общую культуру подчиняли военному служению. Из многих примеров этого рода укажу лишь на два наиболее примечательных.

Герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов не считал себя поэтом, но — «казаком, партизаном, солдатом». Находясь не в лучшем здравии, в весьма натянутых отношениях с властителями, будучи то на службе, то в отставке, он тем не менее не пропустил ни одного прижизненного боевого дела. Каждый раз в буквальном смысле «пробивался» на войну («ничего не желаю, кроме команды и неприятеля»). Другу, поэту Василию Андреевичу Жуковскому он перечисляет вехи своей боевой биографии: «Войны: 1) в Пруссии 1806 и 1807 гг.; 2) в Финляндии 1808 г.; 3) в Турции 1809 и 1810 гг.; 4) Отечественная 1812 г.; 5) в Германии 1813 г.; 6) во Франции 1814 г.; 7) в Персии 1826 г.; 8) в Польше 1831 г.».

И в мирные периоды Давыдов не сидел без дела. Оставил потомкам прекрасные военные работы: «О партизанской войне» (статья впервые опубликована в пушкинском «Современнике»), «Опыт теории партизанского действия для Русской армии» (о войсковом партизанстве), «О России в военном отношении», «Мороз ли истребил французскую амию в 1812 году», другие произведения. Во всем этом и, конечно же, в его прекрасных стихах воплотилась простая и в то же время великая офицерская мировоззренческая установка: «Быть истинно полезным Отечеству».

Сознательно избрал военную профессию и остался верен ей до конца жизни генерал Андрей Евгеньевич Снесарев — выпускник Московского университета, оперный певец, известный востоковед и географ, Герой Труда (1928), один из наших самых солидных и блистательных военных классиков. О его боевых и научных заслугах можно прочесть в книге «Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А. Е. Снесарева» (20-й выпуск «Российского военного сборника») и на специальном сайте в Интернете.

Честь дороже жизни

По взглядам Петра Великого, Суворова, Скобелева, Драгомирова (и не только их), российские офицеры должны обладать высочайшими качествами. Перечислим главнейшие из них: «Хранить государственный интерес». «Быть добрыми, храб-рыми, разумными и искусными», «сведующими и отличными», «верными и честными», «моральными, деятельными, наступательными, послушными». Крепить воинское братство, «в любви пребывать». Заботиться о солдатах «яко отцы о детях». Непрестанно их тому обучать, «как в бою поступать». Во всем подавать им пример. Проявлять инициативу, частный почин, «рассуждение иметь» («под угрозой наказания за нерассуждение»). Не допускать трусости, нерадения, «лихоимства, сребролюбия и похлебства». Заниматься «непрестанной той наукой из чтениев». Изучать иностранные языки, учиться танцам и фехтованию, любить истинную славу. Делать вверенные войска «счастливыми для боя». Знать сильные и слабые стороны противника. Побеждать его «разумом и искусством», «смелой нападательной тактикой», «глазомером, быстротой и натиском», «мечом и милосердием». «Хранить в памяти имена великих мужей и подражать им с благоразумием в своих военных действиях». «Возвышаться до геройских подвигов»…

В основе своей русское офицерство всегда отличалось нравственными добродетелями: благородством, геройским духом, мужеством и храбростью, «люблением чести», уважением достоинства подчиненных, готовностью жертвовать жизнью для блага и величия Родины. Честь для русского офицера была дороже жизни, выше смерти. Добывалась не столько на дуэлях, сколько в боях, на «поле чести». Заключалась она в служении Отечеству («ВПК» № 8, 2010).

Из 550 русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года только 133 учились в корпусах и университетах. Они не были ни гениями, ни «бонапартами», но в единстве с войском представляли собой мощную силу. Победили наполеоновскую армаду, действуя скромно, просто, беззаветно, бесстрашно, геройски, с любовью к Отечеству. 483 из них были награждены за храбрость, доблесть и боевые подвиги орденами Святого Георгия различных степеней. Главное, что данная героическая традиция сохранилась в последующем. В том числе в Советской, а затем и в Российской армии. Продолжает жить в сердцах, душах и подвигах современного офицерства.

«Духа не угашайте!»

В смутные времена офицерство не теряло духа, самопочинно и творчески служило Отечеству, несмотря ни на какие трудности. Несгибаемым оставался в деревенской ссылке шестидесятисемилетний Суворов, прославивший вслед за этим российское оружие, русский дух и наше воинское искусство в Италии и Швейцарии. Несмотря на засилье в армии бездуховных плац-парадных порядков, самоотверженно продолжали воинскую службу офицеры — участники Отечественной войны 1812 года. Кавказская армия, русские войска в Туркестане сохраняли суворовский дух, лучшие офицерские традиции. Декабристы, офицеры Белой армии, «военные специалисты» Красной армии — пусть каждый и по своей правде, но служили они все единому Российскому Отечеству. В том числе и в эмиграции. Будем помнить и об этом.

Не забудем другие важнейшие заветы истории. Необходимость сделать офицерскую службу привлекательной, а офицерский труд — «осмысленным, деловитым, творческим, прогрессивным, сердечно оборудованным». «Удалить из военных рядов все то, что портит, унижает и оскорбляет достоинство офицера, не способствует развитию его самостоятельности и творчества». Двинуть на верхи армии «людей настоящего, широкого дела, личной инициативы и вдумчивой работы». И главное: «Духа не угашайте!.. Берегите офицера! Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на страже русской государственности, сменить его может только смерть». Эти слова бросил в лицо «господам революционерам», совершавшим «Каиново дело над офицерским корпусом», боевой генерал Антон Иванович Деникин в мае 1917 года.

И еще. Отрадно, что за последние десять лет на армейском горизонте появились солидные книги, посвященные офицерской тематике. Перечислим некоторые из них: «Офицерский корпус Русской армии: опыт самопознания» (17-й выпуск «Российского военного сборника»), «Традиции офицерского корпуса России» В. Е. Морихина, «Традиции офицеров Русской армии» (коллектив авторов из Института военной истории), «Время офицера» К. Б. Раша, хрестоматийный двухтомник «О чести и долге воинском в армии Российской». Традиции российского офицерства представлены в них подробно, по направлениям: полководческие, боевые, в сфере образования, обучения и воспитания, на службе и в быту (полковая семья, офицерские собрания, суды чести и др.) Кстати, можно сравнить их с традициями американского офицерства, изложенными в книге «Офицер вооруженных сил» (русскоязычное издание посольства США, 1996 год). Наши, на мой взгляд, богаче, интереснее и «круче».

Автор Александр Савинкин, полковник запаса, кандидат философских наук, редактор «Российского военного сборника»