Из России в Крым — по мосту

Юрий Лужков предложил по строить мост между двумя полуостровами — Таманским и Керченским.

Эту идею он высказал во время недавнего визита в Крым. Она вызвала недоумение у некоторых молодых москвичей. «И зачем Москве Крым? — говорили они. — В отпуск можно съездить и в Турцию, и в Египет, и на Мальдивы. Были бы деньги…»

Зато у их родителей ожили воспоминания. Названия мест, где отдыхали они в молодости, снова зазвучали как музыка. Мисхор, Феодосия, Евпатория… Теплое как парное молоко Черное море и шампанское под шум прибоя. Холодное пиво из собственной кружки, заботливо положенной в чемодан перед отъездом, на которую с завистью смотрели остальные отдыхающие, давясь в очереди из-за отсутствия тары! Но при чем тут мост?

Ожившая мечта

Сначала немного истории. Мост на этом узком месте, где косу Чушка, вытянувшуюся в Черное море от Краснодарского края, отделяют от Крыма всего четыре с половиной километра, оказывается, вековая мечта местного населения. Он может на сотни километров сократить путь из стран Европы на Кавказ. Недаром именно через Керченский пролив еще в древние времена пролегал Великий шелковый путь из Индии в Англию.

Построить мост пытались не раз. Но из-за несовершенства технологий его постоянно смывало. Вот и самый последний, возведенный в середине прошлого века, разрушился под напором ледохода. И тогда связь Тамани с Керчью возложили на паромы — железнодорожный и автомобильный, которые и ходили до 90-х годов прошлого века.

Но с развалом СССР разрушилось и транспортное сообщение. Масштабный грузопоток из России в Крым свелся почти к нулю. Теперь он растет, и на паром все время образуется гигантская очередь. Поезда же как не ходили, так и не ходят. Чтобы попасть с полуострова на полуостров, жителям обоих государств делают крюк в 450 километров.

С идеей построить мост — с четырехполосным движением для автотранспорта, а также железнодорожной одно- или двухпуткой Лужков первый раз выступил еще в начале 2000-х годов. Владимир Путин и Леонид Кучма встретили ее с одобрением, так как было очевидно: мост имеет важное экономическое и политическое значение для обеих сторон. В 2001 году между властями Крыма, Краснодарского края и Москвы был даже подписан меморандум о намерении реализовать проект.

Но потом между двумя государствами наступила длительная полоса отчуждения. А Юрия Лужкова в мае 2008-го объявили персоной нон грата на Украине. «Въездным» мэр стал только с приходом к власти Виктора Януковича. В первый же свой визит в Севастополь, приуроченный к Дню Военно-морского флота РФ, он вновь вернулся к своему предложению. Причем на сей раз — с конкретным проектом.

Руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Георгий Мурадов рассказал «РГ»:

— Проектировщики предложили два варианта: мост или тоннель. Мы считаем, что экономически целесообразнее мост, его строительство обойдется меньше миллиарда долларов, а прокладка тоннеля втрое дороже. Да и построить мост можно всего за 30 месяцев. Значит, на Олимпиаду-2014 спортсмены и болельщики из Венгрии, Чехии, Молдавии и других стран смогут поехать напрямую. Но главное — мост сблизит Россию и Украину.

Вопрос, который волнует москвичей: на какие деньги Лужков будет строить мост? «Это будут внебюджетные источники, например, кредиты, — пояснил Мурадов. — Вкладывать средства в эту стройку — дело весьма выгодное, мост будет самоокупаемым. Как, например, в Стамбуле, где едешь с одного берега Босфора на другой за небольшую плату компании, которая построила этот мост и управляет им».

Дорога в будущее

Для москвичей, особенно старшего поколения, Крым по-прежнему остается благословенным местом отдыха. Неудивительно, что и в программе сотрудничества между правительством Москвы и советом министров АРК, подписанной в эти дни, один из пунктов гласит: организовать круглогодичный отдых и санаторно-курортное лечение московских детей, ветеранов войны и инвалидов на базе крымских здравниц». Москва готова даже инвестировать свои средства в развитие в Крыму гостиниц и здравниц!

Похоже, и впрямь наступила новая эра. Ведь еще недавно столица опасалась развивать даже уже имеющиеся у нее в Крыму санатории. «У нас там пять здравниц. Все пока летние. Могли бы построить и круглогодичные, но палки в колеса, которые ставил Фонд имущества Украины, отбивали всякое желание вкладывать деньги, — рассказала корреспонденту «РГ» генеральный директор Медицинского центра Управления делами мэра и правительства Москвы Татьяна Сергеева. — Например, когда мы решили зарегистрировать право собственности Москвы на недвижимость в установленном порядке, от нас потребовали предоставить финансовую документацию о вложениях города в развитие санаториев до 1954 года. Но это абсурд! Всем известно, что и в России, и на Украине такие бумаги хранятся не больше пяти лет!»

Еще похлеще ведут себя порой местные власти. Например, администрация поселка Симеиз, где находится московский санаторий «Понизовка», за оформление земли в аренду, которой он пользуется на протяжении многих лет, потребовала от столицы построить для мест ных жителей за свой счет детский сад на 250 мест! «Вымогательство, да и только», — прокомментировала ситуацию Сергеева.

«Давайте перевернем страницу и оставим былое взаимонепонимание в прошлом», — сказал на встрече с московской делегацией председатель Совета министров Республики Крым Василий Джарты.

Мост в данном случае не только переправа. Это еще и общая дорога в будущее. Будет он — появится прямая дорога для перевозок, пойдут инвестиции. И тогда пригодится и опыт российской столицы в поддержке малого и среднего бизнеса, организации санаторного дела, наведении порядка в общепите. Об этом говорил глава администрации Севастополя Валерий Саратов, подписывая свою программу сотрудничества с Москвой.

Кстати

Снять жилье в курортный сезон можно в Крыму по следующим ценам (в сутки):

Евпатория — от 30 долларов;

Саки — от 32 долларов;

Судак, Керчь, Севастополь — от 35 долларов;

Алушта, Мисхор, Феодосия — от 40 долларов;

Ялта, Гурзуф — от 45 долларов.