Иудеи встречают новый год

Торжества, посвященные Рош Ашана, еврейскому Новому году, который уже 5771 по счету, начнутся сегодня в Московском еврейском общинном центре, сообщил пресс-секретарь Федерации еврейских общин России Даниил Яковлев.

Главный раввин России Берл Лазар в канун праздника пожелал иудеям не бояться покаяния, передает РИА «Новости».

«Многие люди боятся слова «покаяние», считают, что это дело слишком трудное и болезненное, совершенно им не по силам. На самом же деле нет ничего более естественного для человека. Покаяние для верующего еврея — это вовсе не громкий плач и не самоедство, не изнурение себя постами и прочими наказаниями. Раскаяться в дурных делах — это значит честно самому себе признаться, в чем ты поступал неправильно, и так же честно обещать Богу и самому себе, что впредь таких поступков совершать не станешь. Это — выработка позитивной программы действий на завтра», — говорится в поздравлении главного раввина России Берла Лазара.

Он напомнил, что евреи в Рош Ашана выполняют основную заповедь — заповедь «трубления в шофар» (ритуальный рог). В дни праздника во всех синагогах трубят в шофар. Тора называет праздник Нового года «йом труа» — «день трубного звука».

Раввин отметил, что евреи должны трубить в шофар, так как его звук символизирует крик человека, который возвращается в отчий дом после долгого отсутствия.

О причинах этой заповеди есть разные мнения. В Талмуде вообще сказано, что это одна из заповедей, не нуждающаяся в объяснениях. Рамбам, со своей стороны, указывает, что трубление в шофар должно пробудить человека от духовного забытья, помочь ему исправиться. «Проснитесь, спящие! Скиньте дремоту, дремлющие! Исследуйте деяния свои, покайтесь, вспомните Создателя своего!», — сказано в тексте.

Ларзар привел известную притчу выдающегося еврейского религиозного учителя Баал-Шем-Това. Согласно сюжету, царский сын, покинувший отца и уехавший в дальние страны, забыл за годы странствий родной язык, а когда добрался до отцовского дворца, принялся кричать и плакать в надежде, что отец услышит и примет любимого сына.

По его словам, звук шофара, церемониального рога, в который иудеи трубят во всех синагогах, подобен «крику сердца человека, понимающего, что можно и нужно жить иначе, и знающего, что с Божьей помощью жизнь его способна обрести все краски духовности и праведности, радости и счастья».

Лазар пожелал единоверцам в наступающем году совершить «подлинное возвращение к Богу и через это радостное возвращение обрести самих себя, свою истинную духовную природу».

Еврейские общины отметят Новый год сегодня вечером в Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ). Концерт с участием мужского еврейского хора «Хасидская капелла» начнет праздник в 18.30 МСК.

Позже иудеи зажгут праздничные свечи и прочтут Молитву года, которую будет вести знаменитый кантор из Нью-Йорка раввин Шнеур Залман Баумгартен. Ожидается, что перед участниками новогодних торжеств выступит Берл Лазар.

Рош Ашана переводится с иврита как «голова, начало года». Считается, что в этот день, который чаще называют «шестым днем творения», Бог завершил сотворение мира и создал первого человека — Адама. В иудаизме Новый год празднуется с наступлением месяца тишрей два дня подряд и приходится на разные числа григорианского календаря.

В канун Нового года евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Пусть вам будет записано только хорошее в этом году». Древнее предание рассказывает, что на небесах в огромной толстой Книге жизни записаны имена всех живущих на земле. В дни Рош Ашана Бог отмечает в этой книге, какая судьба ждет всех живущих на земле: «Кому жить и кому умереть, кого ожидает покой и кого — скитания, кого — благополучие и кого — терзания, кому суждена бедность и кому – богатство».

До начала праздничной трапезы принято есть яблоки в меду. Во время трапезы едят голову рыбы, гранат, блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите или идиш ассоциируется с добрыми событиями.