Интернет изменил политическое устройство Европы

За последние 10 лет в Европе незаметно произошла почти полноценная революция, которая принесла больше изменений, чем май 1968 года с его баррикадами. Уже два поколения граждан в большинстве своем не ходят на выборы и не считают телевизор или газеты источником информации. Эти два поколения берут информацию из интернета и выражают себя также через интернет – в блогосфере. Европейская бюрократия не могла не отреагировать на фактическую потерю легитимности, что привело в итоге к максимальной информационной открытости, так называемому «электронному правительству» и к появлению возможности общественного контроля над политическими и социальными процессами – через блогосферу.

Сегодня в управляющих структурах европейских государств в поисках новой легитимации обращаются к обществу напрямую и пытаются организовать и оформить этот новый способ взаимодействия общества и государства. В направлении «сверху вниз» властные институты признают и обеспечивают право общества на беспрепятственный и незатруднительный доступ ко всей административной информации – как к решениям, так и к самому процессу принятия решений, иначе говоря – право общества каждодневно контролировать действия властей, в частности с помощью интернета.

Направление «снизу вверх» еще более радикально: институты власти признают право общества принимать участие в процессе разработки законов и принятия административных решений с помощью реализованных в Интернете механизмов подачи петиций, публичного обсуждения предлагаемых «сверху» законопроектов и даже совместной открытой разработки «снизу» собственных законодательных предложений, отмечает в статье в «Независимой газете» Кирилл Великанов – математик, инженер по информационным технологиям, участник европейских проектов в области электронной демократии, член московского общества «Мемориал».

Первое направление условно называют электронным правительством, второе – электронной демократией, или – в более узком смысле – электронной демократией участия (eParticipation). Первое направление в Европе уже активно внедряется – государственные учреждения соревнуются друг с другом по степени открытости. Теперь уже именно второе направление стоит в повестке дня. Посвященные этой теме программные документы ЕС и Совета Европы поразительны по своей радикальности.

Впрочем, радикальность бюрократов ЕС, которой восхищается автор статьи, оказалась все же вынужденной: в этом случае системные изменения были вызваны все же «снизу» – как произошло, к примеру, с Пиратской партией. Борцы с копирайтом за несколько лет «мутировали» от изощренных «магазинных воришек» до серьезного общественно-политического движения. Это движение сумело предъявить брюссельским и национальным чиновникам фактически ультиматум о свободе потребления информации, который грозит потрясти основы современного капиталистического общества. Первый плацдарм в этом противостоянии – свободы информации и копирайта, чиновники уже сдали: «пираты» легитимизировались и вошли в состав Европарламента и некоторых национальных собраний. Еще одной победой стал прецедент – зачисление в Швеции в список прав человека, права на широкополосный доступ в Сеть.

Интернет здесь, с одной стороны, – не более чем средство взаимодействия граждан между собой и с государством, дающее возможность нового демократического развития. С другой же стороны, интернет как общественно-культурный феномен создал в обществе новые потребности и изменил старые привычки. Чтобы выразить свое активное несогласие с властями, теперь незачем выходить на уличную демонстрацию – достаточно щелкнуть мышкой на страничке в Интернете. Сфера политических действий ушла с улицы в дом, но при этом расширилась.

Ситуация в России отстает от европейской минимум лет на 15 и удивительно походит на начало 90-х, когда жители Европы и США массово открыли для себя любительское видео и интернет-общение. Тогда миллионы человек обсуждали видео с кадрами полицейского насилия, разгоном митингующих, «неофициальные» пленки с «первой» войны в Персидском заливе и проч. Можно утверждать, что в России общественная активность через интернет существует и в какой-то мере начинает уже учитываться властями. Иногда учитывается карательным образом – блоггеров судят за непочтение к милиционерам или чиновникам, но это уже – исключения. Правда, если движение «снизу», аналогичное европейскому, в России хоть как-то развивается, то реакция «сверху» происходит куда более карикатурно. Достаточно вспомнить, с какой помпой открывали создававшийся 7 лет и стоивший больше миллиарда рублей портал госуслуг (http://www.gosuslugi.ru) – рудимент будущего «электронного правительства». В назначенный день открытия все СМИ бодро отрапортовали о том, что долгожданное событие состоялось. Даже ИТАР-ТАСС поздравил с открытием ресурса минуту в минуту с назначенного времени. Хотя еще долго ставший «золотым» для госбюджета портал радовал лишь рекламной заставкой. Впрочем, полную функциональность ресурсу обещают придать только к концу следующей пятилетки. Из рефлексий власти на приходящие из блогосферы инициативы пока отчетливо прозвучал лишь президентский росчерк в личном блоге: «Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок». Резолюция была на жалобы жителей Кубани на неработающий 9 мая «Вечный огонь», и осталась в истории в виде пародийных танка и хокку (японских 5-ти и трехстиший).

Несмотря на явные курьезы, «интернет-революцию» в России уже не остановить. Хотя в МВД все же неустанно намекают, что это следует сделать. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев не раз заявлял, что анонимность интернет-пользователей при регистрации в Сети должна быть исключена, а правоохранительные органы совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и провайдерами «должны проводить постоянную работу по повышению интернет-дисциплины». Нургалиева понять можно – его ведомство пока больше всех пострадало от вездесущих блоггеров. То найдут у него в кабинете золотые кровати, то выложат новые саморазоблачения офицеров.

В отличие от России, «пожизненные президенты» азиатских республик в полной мере осознают опасность «тихой революции» и добровольно-принудительного внедрения «общественного контроля», которые несут с собой развитие интернета и блогосферы. На днях единственный в Туркменистане интернет-провайдер, госкомпания «Туркментелеком» обновила и расширила списки веб-сайтов, заблокированных для местных пользователей. Теперь туркменским веб-юзерам придется существовать без самых популярных на постсоветском пространстве блогхостингов LiveJournal и YouTube.

Помимо нежелательных для властей интернет-ресурсов, в «Туркментелекоме» заблокировали и некоторые возможности соединения с Интернетом, в результате чего многие иностранные компании, имеющие собственные корпоративные сети, не могут получить к ним доступ.

Еще в 2000 году все права на предоставление интернет-услуг в Туркмении были сосредоточены в государственном «Туркментелекоме», а свободный доступ к Сети был прекращен. До настоящего времени, как напоминает «Фергана.Ру», основными интернет-пользователями в республике являются правительственные организации и госкомпании, подключение же к Интернету простых граждан крайне затруднено.

Следом за туркменскими инициативами подтянулись и казахские «фильтры». В конце апреля нижняя палата парламента Казахстана приняла в первом чтении законодательные поправки, ужесточающие госконтроль над Интернетом и СМИ. поправки приравнивают все интернет-ресурсы, в том числе чаты и блоги, к СМИ и дают право генпрокурору приостанавливать их работу на три дня без решения суда.

Добавим, что выводы социологов о фактически состоявшейся благодаря развитию интернета революции в Европе подтверждаются и сводками криминальной хроники. По данным международного Комитета защиты журналистов, сотрудники интернет-СМИ попадают в тюрьму чаще других журналистов. Из 125 журналистов, попавших за решетку год назад, 56 являются интернет-журналистами.