Инновационная экономика по-русски

Несмотря на все громогласные заявления, звучавшие из недр российской политической элиты в последние годы, интеллектуальный и технологический потенциал нашей страны остается на том же незавидном уровне, что и в «проклятые девяностые». Не помогли ни новые законы, ни бюджетные деньги, ни обращенные к молодежи призывы. Однако неожиданно оказалось, что главная ставка в гонке за инновациями была сделана на пресловутый ЕГЭ.

— Слюшай, брат, как правыльно писать — «зоивление» или «зоевление»? — раздается голос в толпе абитуриентов, заполняющих документы для поступления в одно из высших учебных заведений Москвы. К юноше выраженной южной наружности быстрым шагом подходит его собрат по несчастью.

— Вай, дорогой, подожди, садис, вместе думат будим! — печально откликается тот. — Я уже третий раз заново начынаю!

— Да вы нэ валнуйтэсь! — подключается к беседе третий гость столицы. — У нас же харощий ЕГЭ! — Он торжественно поднимает указательный палец. — Вазмут всэх!

— Че-то я не понял, мужики! Какого я должен опять тут географию писать?! Опять типа экзамен, да? — негодует другой страдалец, отличник и золотой медалист, лучший ученик своей деревни. Имея практически идеальные результаты экзамена, он рассчитывал совсем на другое. — Я думал, приходишь, бумажки все сдаешь, и свободен до сентября.

— Это не география, а биография, баран! — отвечает ему приятель, пыхтящий рядом над своими бумагами. — Про себя пишешь, про жизнь, все такое.

— И че я тут писать-то должен, не въезжаю. Блин, преподу звонить надо… — озадаченно произносит парень — судя по выражению его лица, он уже успел глубоко и безнадежно разочароваться в высшем образовании, которое потребовало от него таких поистине титанических усилий еще до начала учебы.

…Похожие картины, думается, можно было наблюдать во множестве столичных вузов, которых в этом году обязали принимать учеников только по результатам Единого государственного экзамена.

Напомним, что на сегодняшний день есть только 24 учебных заведения, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания по своему усмотрению. Причем только по некоторым, наиболее популярным или же наиболее сложным специальностям. А остальные институты и университеты всех мастей обязаны руководствоваться исключительно теми баллами, которые вчерашние школьники получили после долгих и изматывающих тестовых мытарств. Результат оказался точно таким, каким он только и мог быть в стране, занимающей половину самого большого на планете континента, где удаленные от столицы и крупных городов регионы практически предоставлены сами себе. Едва ли не сразу после того, как у потенциальных студентов стали принимать документы, выяснилось множество любопытных вещей.

Например, всю страну уже облетела информация о смехотворных, детских ошибках, которые абитуриенты делают при заполнении такой непростой бумаги, как заявление о приеме в вуз. При дальнейшем общении с подобными кадрами преподаватели с ужасом понимают, что многие по-русски не могут не только писать, но и говорить. Оценить реальный уровень знаний и умений по другим предметам до начала обучения не представляется возможным, однако практически никто не сомневается, что ничего хорошего в итоге не обнаружится.

Впрочем, несмотря на все это, никто в федеральном правительстве не ужасается открывшейся картине, не спешит свертывать программу, аннулировать результаты ЕГЭ, реанимировать институт выпускных и вступительных экзаменов. Отнюдь нет, чиновники от образования рапортуют об успехах, публично каются во всех ошибках и клянутся исправить их в кратчайшие сроки.

Согласитесь, в нашей стране мало какие нововведения проводились так же упорно и бескомпромиссно, безо всякой оглядки на общественное мнение. Пожалуй, в последний раз нечто подобное можно было наблюдать лишь во время монетизации льгот. Удивительно, но почему-то именно образовательные реформы оказались едва ли не единственной областью, где российские и европейские чиновники практически мгновенно нашли общий язык и даже, можно сказать, спелись. Ведь если присмотреться к происходящему, то окажется, что мы наблюдаем активное форсирование пресловутого «болонского процесса», итогом которого должна стать система высшего образования, одинаковая для всех стран Европы. К примеру, ни для кого не секрет, что конкурс в вузы, принимающие только с результатами ЕГЭ, сейчас составляет до нескольких сотен (!) человек на место. И это, думается, далеко не случайно. Ведь недаром практически все представители госструктур, отвечающих за образование, так уповают на навязшую уже в зубах первую сессию, которая, по их мнению, должна всех рассудить, внести ясность, восстановить справедливость и так далее. Очень сложно не заметить здесь попытки внедрить в российские вузы систему, принятую во многих западных образовательных учреждениях — например во французских. Там на первый курс зачисляют без разбора буквально всех, кто проходит по школьным баллам, а после первой сессии нещадно отсеивают не соответствующих высоким академическим требованиям.

Впрочем, можно выдвинуть несколько теорий по поводу того, откуда у наших властей такой энтузиазм по части соблюдения Болонской декларации, которая, напомним, призывает страны-участницы провести основные образовательные реформы до 2010 года. Например, что чиновники в стремлении создать в стране инновационную экономику решили опереться на нашу самобытность и уникальный исторический опыт. В самом деле, ведь до крушения монархии едва ли не все выдающиеся научно-технические (да и многие гуманитарные) достижения были делом рук и мозгов талантливых самоучек, которые стекались в столицу со всех концов необъятной державы. Неученые, неграмотные, они делали такое, что и не снилось просвещенному, европеизированному дворянству. Быть может, Министерство образования, вспомнив об этом общеизвестном факте, решило не искушать судьбу? Не пытаться развивать чуждые нам научные центры, технопарки, не пытаться сблизить науку с промышленностью и бизнесом — а просто собирать со всей страны как можно больше энергичной молодежи. И, как говорил великий кормчий Мао Цзэдун, «пусть расцветают все цветы», талант пробьет себе дорогу… А там — будь что будет.

…ИЗ СТОЛИЧНЫХ СВОДОК ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ЗА 201… ГОД.

Вчера на химическом факультете Московского ГУ прогремел мощный взрыв, вызвавший серьезное возгорание. — На его ликвидацию прибывшие на место пожарные расчеты потратили не один час. Причины происшедшего пока не установлены, однако, по предварительным данным, виновных следует искать среди студентов факультета, проходивших на момент взрыва лабораторную практику. Очевидцы свидетельствуют, что несколько молодых людей совершили грубую ошибку во время одного из опытов с опасными веществами. Преподаватель пытался поправить их, однако, судя по всему, студенты не поняли его, поскольку плохо понимали по-русски.