«Хромая лошадь»: нет худа без добра?

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх заявил, что одной из главных причин ужасного пожара в «Хромой лошади» стал запредельный уровень греховности в Пермском крае.

У некоторых наших граждан, в том числе православных, это заявление вызвало определенное непонимание, но, строго говоря, владыка высказал абсолютно тривиальное соображение для любого сознательного христианина. Действительно, конечной причиной всех наших бед является наша собственная греховность, и если мы попытаемся внимательно проанализировать причины любой трагедии, то увидим их именно в свободном выборе человеком зла, в его свободном обращении ко греху.

Господь же абсолютно благ и никогда не творит зла, он лишь не останавливает действие уже существующего зла, если хочет наказать человека, то есть Господу не надо было специально сжигать людей в «Хромой лошади», Ему достаточно было не останавливать неизбежные последствия той преступной халатности, которую позволили себе организаторы этого злополучного шоу.

Вместе с этим, если бы Господь не останавливал действие греха в мире, которое постоянно накапливается, то человеческий мир давно превратился бы в ад. Но в том-то все и дело, что Он вовремя останавливает действие любого греха и даже обращает его во благо — это и называется Божественным Промыслом. Отсюда известная пословица «нет худа без добра», — из этого не следует, что какое-либо зло оправдано, вовсе нет, просто сам Господь может обернуть его во благо.

Я не знаю, насколько ужасен уровень греховности именно в Пермском крае, хотя он нередко упоминается в неприятном контексте, но то, что в катастрофе в «Хромой лошади» виноваты сами пермяки — это само собой разумеется. Виноваты и организаторы этого мероприятия, и те, кто позволил ему состояться, и, наконец, те, кто туда пришел и стал жертвой.

Обратим внимание, молодые люди пришли развлекаться в этот клуб вечером 4 декабря. В православном календаре это был особый день — это была первая пятница Рождественского поста, к тому же выпавшая на праздник Введения Богородицы во храм. Для любого вменяемого христианина это должен был бы быть день особого благоговения. Конечно, благоговейное состояние не означает, что в нем нельзя радоваться, более того, само по себе благоговение уже предполагает определенную радость, мы же радуемся и на Рождество, и на Пасху, и на другие праздники. Но мотивация этой радости и её проявления имеют принципиальное значение. Если людям просто хочется повеселиться ради самого веселья и ничего лучшего, чем дрыгаться на дискотеке, они не могут придумать, то ждать особой милости Божией им не приходится. Если бы сами эти люди были другими, если бы их родители, их учителя и их друзья вовремя объяснили им, что нет смысла искать счастья в подобных заведениях и что есть более осмысленные и душеполезные способы увеселения, то они бы не пришли туда и погибших жертв этого пожара было бы куда меньше, чем 155.

И вот тут возникает самый главный вопрос — сколько людей на свете после этой трагедии сделали для себя серьезные выводы? Скольких людей она заставила пересмотреть свою жизнь и тем самым предотвратить подобную трагедию в будущем? Ведь если мы думаем, что всё дело только в обеспечении максимальной материальной безопасности, в обновлении перекрытий в этом клубе и установлении эффективной пожарной охраны, что, разумеется, и так необходимо сделать, то мы жестоко ошибаемся и можем ждать подобных катастроф и дальше.