Грызлов: для бездомных детей надо открыть двери и души

Сколько в стране детей-беспризорников, точно не знает никто. Статистика считает лишь тех, кто задерживается милицией либо попадает в приюты. По разным оценкам, всего в стране от 100 тыс. до 5 млн брошенных детей.

Как им пережить обещанную синоптиками суровую зиму? И как вообще России решать позорную для себя проблему детской беспризорности?Об этом мы говорили с Борисом Грызловым, председателем Высшего совета партии «Единая Россия», председателем Государственной думы.

«AиФ»: — Борис Вячеславович, что власти могут сделать, чтобы не допустить гибели тысяч безнадзорных детей, живущих без крыши над головой? Ситуация с ними сложилась почти чрезвычайная.

Борис Грызлов: — Меры тоже нужны чрезвычайные. Вы видели, как работает МЧС в зоне стихийных бедствий? Так и здесь. Надо возводить тёплые времянки. Там, где обычно обитают беспризорники — у вокзалов, свалок, теплотрасс, — наладить круглосуточные полевые кухни, там же раздавать тёплые вещи. В помощь специалистам подтянуть добровольцев. Приюты и интернаты, вообще любые социальные заведения должны распахивать двери для бездомных детей по первому их стуку. В общем, навалиться на беду всем миром.
В ближайшее время я обращусь к депутатам — пусть они лично посмотрят в своих регионах, что там можно сделать для спасения беспризорников.Лёд равнодушия

«AиФ»: — Недавнее социологическое исследование, проведённое среди беспризорников в 23 регионах страны, поразило. Почти 20% опрошенных детей от 7 до 10 лет не смогли назвать государство, где живут, а 30% не вспомнили ни одной сказки, которую им довелось слышать. Страшные цифры, не правда ли?

Б. Г.: — Знаете, что здесь приходит на ум? Вот мы печёмся о могучей России с модернизированной конкурентоспособной экономикой, заботимся о развитии демократии, о процветании культуры. Но если вдуматься — для кого это делается, когда параллельно с нами существует мир беспризорных детей, где эти ценности не имеют никакого значения, где не помнят сказок и не знают названия родной страны?

Замёрзнуть зимой беспризорникам мы, конечно, не дадим. Но вот вопрос- как растопить лёд равнодушия взрослых к судьбам бесприютных детей? Да, по сравнению с 90-ми может показаться, что их стало меньше на улицах городов. На самом деле проблема просто ушла в подполье. Беспризорники избегают не только милиции, но и социальных служб. Практически все они вовлечены в криминальную цепочку. В ней младшими владеют более старшие, а ими, в свою очередь, — взрослые подонки. Дети стали, по сути, живым товаром, которым распоряжаются преступники, как в диккенсовском «Оливере Твисте».Добыча подлецов

«AиФ»: — Как и в 20-е годы, профилактика беспризорности поручена в основном правоохранительным органам. Оправданно ли это?

Б. Г.: — Сегодня телега стоит впереди лошади. Усилия милиции по борьбе с беспризорщиной — это ведь пожарные меры. Нет у нас понимания, как «вмонтировать» этих ребят в нормальную жизнь. Конечно, для местной власти гораздо проще отловить беспризорника и доставить в приют. Или отправить юного правонарушителя в исправительное учреждение. Только ведь повзрослевший ребёнок выходит из приюта (если раньше не сбежит) без всякого социального опыта, без навыков жизни в большом мире. Да они же просто лёгкая добыча для всевозможных махинаторов и подлецов! Ну а пребывание в исправительном заведении вообще можно приравнять к отбыванию срока на зоне. Штампуем будущих взрослых зэков… Привлекать МВД для борьбы с беспризорностью, конечно, необходимо, но уповать только на него нельзя.

«AиФ»: — У нас создаются социальные приюты, реабилитационные центры и интернаты для беспризорных — только в Москве их 12. Есть уполномоченные по правам ребёнка. А беспризорность не исчезает. Почему?

Б. Г.: — Разные ведомства отвечают за разные проблемы детства (инвалидность, бездомность, сиротство, правонарушения), а целостной работы с подрастающим поколением нет. Конечно, важно ввести общегосударственную систему учёта беспризорных и безнадзорных детей, а также банк данных пропавших ребят, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения. Специалисты назовут ещё с десяток мер. Но это всё меры административные. Они не решают, как мне кажется, главного.

Давайте вспомним, что мы страна великих педагогических традиций. Взять того же Макаренко, сумевшего претворить в жизнь концепцию перевоспитания беспризорников. Помните его «Педагогическую поэму»? А суть эксперимента в том, что самих детей привлекли к созиданию их собственного будущего. Они своими руками строили и обживали свой дом. Там рождался и креп корпоративный дух — мы колонисты, который их сплачивал. Повзрослев, практически никто из выпускников не вернулся к уголовщине, они стали нормальными членами общества. Как, кстати, и «Республики ШКИД». Всё потому, что в этих колониях педагоги врачевали не столько тело, сколько души ребят.
Почему бы сегодня в каком-нибудь регионе не провести подобный эксперимент — с учётом современных реалий? Привлечь к нему неравнодушных энтузиастов. Собрать детей, брошенных нерадивыми родителями, и дать им в распоряжение какое-нибудь, пусть даже несколько заброшенное, здание, чтобы они сами приспособили его для своей жизни. Стройматериалы, техника, продукты — с этим могла бы помочь местная власть. Старшие под руководством педагогов могли бы работать плотниками, каменщиками. Младшие тоже при деле — например, убирают мусор. Пускай ребята наладят работу, например, автомастерской или ателье по ремонту одежды. Главное — дать им возможности для самоуправления своей колонией или коммуной. Пусть сами отвечают за себя: куда девать заработанные деньги, как решать внутренние конфликты, как строить взаимоотношения с внешним миром.

Это же важно когда тебе не какой-то дядя на блюдечке всё принёс, а ты сам своими руками строишь. И вместе с товарищами отвечаешь за каждый шаг. Тут уж вряд ли захочется пакостить или воровать из общего котла. Это и есть та самая социализация, которую ребята не получают в приютах и в исправительных заведениях. И без которой им никак не приладиться к нормальной жизни.Досье

Борис Грызлов родился в 1950 г. во Владивостоке. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи по специальности «радиоинженер». Работал в оборонке и сфере высшего образования. В 2001-2003 гг. был министром внутренних дел РФ. С 2002 г. возглавляет Высший совет «Единой России», с 2003 г. —
председатель Государственной думы ФС РФ.