Грузия как самостоятельная единица

С восемнадцатого августа Грузия больше не является частью Содружества независимых государств. Последним присоединившись к этому постсоветскому межгосударственному объединению, Тбилиси делает вид, что первым полностью порвал с ним. Туркмения, которая оформила не так давно некое непонятное «ассоциированное членство» в данном случае как бы не в счет, поскольку этот статус позволил Ашхабаду сохранить все многосторонние соглашения, заключенные ранее в рамках СНГ. Проблема только в том, что и самой Грузии, хоть она и утверждает, что ничего не теряет, в реальности потребуется кропотливая многомесячная, а то и многолетняя работа по подтверждению ранее заключенных договоров со всеми бывшими партнерами по СНГ, за исключением, разумеется, России.

Очевидно, что решение Грузии покинуть Содружество было скорее вынужденным – не могла страна оставаться в межгосударственном объединении, где доминировала Россия. При этом Тбилиси вовсе не собирается терять выгоды, которые грузинское государство в свое время приобрело, вступив в СНГ. Как сообщил, в частности, МИД Азербайджана, несколько месяцев назад Грузия посредством секретариата Содружества независимых государств обратилась к странам-членам организации с желанием сохранить свое участие в ряде многосторонних договоров. Таким образом, несмотря на красивые декларации, официальный Тбилиси просит о том же, о чем Туркмения – не быть членом СНГ, но сохранить все ранее заключенные договоры.

Как уверяет грузинский МИД, «в соответствии с Венской конвенцией «О правах соглашений» от 1969 года, для Грузии в силе остаются оформленные в рамках СНГ те международные многосторонние соглашения, участие в которых не ограничено членством в СНГ (всего 75 соглашений), среди них соглашение о безвизовом сообщении между гражданами стран-участниц СНГ, соглашение о создании свободной торговой зоны, конвенции о правовой помощи, гражданском, семейном и уголовном праве, о правовых отношениях и так далее».

Теперь вопрос собственно за самими постсоветскими республиками. От них, а не от самого Тбилиси и тем более не от России, которая не смогла добиться ни от кого из партнеров признания Абхазии и Южной Осетии, зависит – перестанет ли Грузия, как в свое время прибалтийские республики, быть частью постсоветского пространства. Ведь если предположить, что ни одна из стран СНГ не подтвердит имевшихся ранее соглашений, то официальный Тбилиси будет просто вынужден искать страны и государственные образования, которые согласятся сотрудничать с ним.

Однако сценарий превращения Грузии в страну-изгоя крайне маловероятен. Как показала грузино-осетинская война, даже такие близкие партнеры России как Казахстан и Белоруссия имеют слишком тесные экономические отношения с официальным Тбилиси, чтобы пожертвовать ими ради получения признательности со стороны Москвы. Разве что такие республики как Таджикистан или Киргизия могли бы пойти на поводу у России и «отречься» от Грузии после ее выхода из СНГ, но на режимы этих среднеазиатских государств слишком большое влияние имеют США и ряд других западных стран. Так что не рискнут и они.

Соответственно, обречена на провал и попытка Грузии вырваться из общего постсоветского котла, куда угодили все советские республики, за исключением прибалтийских. И выход из СНГ – это, разумеется, признак постепенно развала этого пресловутого постсоветского пространства, но никак не его немедленной гибели или даже откола от него одной из составляющих.

Тбилиси может сколько угодно бить себя в грудь и кричать о том, что он не хочет иметь с Россией ничего общего, но опосредованные культурно-экономические связи через третьи государства будут сохраняться.

И неудивительно в связи с этим, что некоторые эксперты как раз сегодня, в день выхода Грузии из СНГ, заявили, что не исключают попыток Михаила Саакашвили уже в сентябре встретиться с президентом России Дмитрием Медведевым на сессии Генассамблеи ООН в США. Так считает, в частности, глава Центра анализа безопасности Грузии Дэвид Смит. Он полагает, что в Нью-Йорке, со стороны стран посредников, возможно, будут иметь место попытки организации контактов между президентами Саакашвили и Медведевым.

Это, разумеется, спекуляция, но спекуляция очень показательная. Даже если не встретятся Саакашвили и Медведев в Нью-Йорке, а так, скорее всего и будет, уже само предположение со стороны одного из американских экспертов о том, что такая встреча возможна, свидетельствует о том, что в США Грузию по-прежнему видят обычной постсоветской республикой. Никого не волнует, выходит она из СНГ или вступает в какую-то другую региональную организацию.