ФМС пересядет на истребители

Подавляющее большинство соотечественников по осени направляются в леса для поиска грибов. У сотрудников Федеральной миграционной службы интересы иные. Они разыскивают в широколистых дубравах нелегальных гастарбайтеров. И находят, поскольку вооружены беспилотными летающими аппаратами. Что весьма походит на съёмки киберпанковского блокбастера — как в сюжетном отношении, так и по нехилому бюджету. Однако на кассовую окупаемость этого проекта рассчитывать не приходится.

В Мытищинском районе был найден целый посёлок, устроенный гражданами Таджикистана и Узбекистана, работавшими на рынке грузчиками. В лесополосе, расположенной неподалёку от места их нелегальной работы, 30 клиентов подмосковного УФМС построили 10 фанерных домиков, парничок для выращивания овощей и даже небольшую птицеферму, на которой разводили для собственного пропитания кур и уток. В общем, устроились всерьёз и надолго.

Эта победа над попирающими миграционный закон была подана с большой помпой.

Не менее торжественно в июле прозвучал отчёт начальника УФМС по Москве Фёдора Карповца о проделанной за полугодие работе. Он назвал впечатляющую цифру: с января по июль из Москвы было выдворено 6200 иностранных граждан, подавляющее большинство которых составляли граждане СНГ. Говоря о гастарбайтерах, он сказал: «Мы держим ситуацию под жёстким контролем, исходя из сложившейся экономической ситуации. 94% из тех, кому мы выдали разрешение на работу, уведомили нас, что они трудоустроены».

Цифры убедительные, если судить об их абсолютных величинах. Рассматривая же их относительно других цифр, в удерживание ситуации под жёстким контролем поверить никак нельзя. По оценкам того же самого ведомства, в Московском регионе количество мигрантов в этом году превысило миллион человек. При этом квота на предоставление рабочих мест гастарбайтерам равна 120 тысячам. То есть получается, что 880 тысяч — «лишние» люди. И даже не лишние, а вредные, как нам регулярно заявляют официальные представители самых разнообразных ведомств, поскольку они отягчают криминальную ситуацию.

И на фоне распространённости ксенофобских настроений, прочитав о том, что не далее чем на День Москвы на строительном рынке «Эмерал» граждане Таджикистана устроили массовую драку с применением холодного и огнестрельного оружия, в это трудно не поверить. Следовательно, от них необходимо избавиться. То есть выдворить. Если за полгода УФМС выдворяет 6200 человек, то за год выдворит 12 400. Разделив 880 000 на 12 400, мы понимаем, что справиться с этой задачей удастся лишь через 71 год. То есть до окончания этой операции практически никто не доживёт.

Однако ФМС не опускает руки, а упорно совершенствует приёмы отлова нелицензионных гастарбайтеров. В январе подмосковное управление начало использовать для отыскания своих клиентов в складках местности беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Не те реактивные машины солидных размеров стоимостью в миллионы долларов, которые американские войска применяют в Афганистане против талибов, а кое-что попроще.

Как сообщили изумлённому корреспонденту «Российской газеты» в управлении, у них имеются два БПЛА: вертолёт с бензиновым двигателем и «летающее крыло» с электромотором. Каждая машина вооружена видеокамерой, картинка с которой поступает на диспетчерский монитор, установленный в специально оборудованном автомобиле. Каждая способна находиться в воздухе от 1,5 до 2 часов и просканировать местность в радиусе 100 км. Прелесть вертолёта состоит в том, что он может зависать над подозрительным объектом, а крыла — абсолютная бесшумность. «Внешне они напоминают чуть увеличенные в размерах детские радиоуправляемые игрушки» — такие тактико-технические данные этих машин приводятся в РГ.

Как говорил Мюллер матёрому разведчику Штирлицу, маленькая ложь порождает большое подозрение. А ложь заключается в том, что радиус действия существенно короче. «Летающее крыло» — это БПЛА «Элерон», разработанный на казанском ЗАО «Эникс». Эта штуковина массой 2,8 кг, летающая со скоростью до 105 км/час, как утверждает главный конструктор Эльдар Якупов, имеет радиус действия в 25 км при оснащении «Элерона» фотокамерой. Если же запускают телекамеру, то дальность полёта равна 10 км.

Что же касается вертолёта, то он называется «Ворон-333». Его разработали в КБ «Искатель» МАИ. Его взлётная масса — 40 кг, диаметр винта — 2,2 м, высота — 0,78 м, крейсерская скорость — 90 км/час. Он способен поднимать в воздух до 30 кг полезного груза. За время полёта «Ворон» действительно способен удалиться от точки запуска на сотню километров и вернуться обратно. Однако если учитывать, что машина должна управляться по радиоканалу, а не лететь автономно на автопилоте, как «Элерон», то поводок у «Ворона» не столь уж и длинный.

Но что особенно впечатляет в этих «увеличенных в размерах детских игрушках», так это их стоимость. Стандартный комплект «Элерона», состоящий из двух беспилотников, стоит 100 тыс. долларов. «Ворон», использующий не GPS, а отечественную систему навигации, дороже. «Голый» вертолёт стоит миллион рублей. На него навешивается оптическая система, как утверждает главный конструктор Дмитрий Дьяконов, стоимостью от 9,5 до 15 млн рублей. А радиоканал для обеспечения управления на дальних расстояниях обойдётся в 2 млн. Если же на радиоуправлении сэкономить, то радиус действия вертолёта сокращается до 250 м.

На фоне этой внушительной бухгалтерии достижения областного УФМС при помощи двух машин выглядят не иначе как глумлением над федеральным бюджетом. ФМС с гордостью сообщают, что за месяц БПЛА помогли отловить два десятка нелегалов. И далее: «Если эксперимент в Подмосковье окажется удачным, применение беспилотников распространят и в других регионах страны».

Формулировки мрачных сталинских времён омерзительны. Но в данном случае на ум приходит лишь одно слово — «вредительство».

Любопытно, что после той февральской статьи миграционная служба прекратила давать информацию о своих играх в «увеличенные в размерах детские игрушки». Видимо, поняли, что сморозили глупость, разоткровенничавшись с правительственной газетой.

Это отчасти вызвано и тем, что, запустив в небеса шпионские аппараты, они тем самым встали на тропу нелегальщины. Дело в том, что легальное использование БПЛА в России невозможно, поскольку полностью отсутствует нормативно-законодательная база, регламентирующая нахождение этих объектов в воздушном пространстве страны. Это отнюдь не детские игрушки. И даже не спортивные радиоуправляемые модели. Их потолок достигает 3 тыс. м, а скорость — 150 км/час. Впечатляет и масса. Если младшая модель «Ворона», которой играются в ФМС, вместе с полезной нагрузкой весит 70 кг, то «Ворон-700» тянет уже на борца сумо — 120 кг. А если такая игрушка столкнётся с самолётом — что будет? Будет авиакатастрофа.

В связи с этим возникает масса вопросов, на которые сейчас ответов не существует. Кто должен давать разрешение на полёты БПЛА, которые при их массовом распространении могут представлять реальную угрозу для безопасности судов гражданской авиации? Как их отслеживать авиадиспетчерам? Дело в том, что все разработки беспилотников (они не ограничиваются «Вороном» и «Элероном») выполняются с надеждой прельстить спецслужбы, которые денег не считают. Именно для услаждения их слуха один беспилотник назван «Братом». Так, например, казанские разработчики гордятся тем, что их электрическое крыло не только бесшумно, но и практически не обнаруживается радаром. Где стандарт на частоты и аппаратуру радиоуправления БПЛА, который гарантирует то, что они не будут валиться на головы добропорядочных обывателей? Да и сокращать поголовье нелегальных мигрантов таким методом тоже было бы неправильно…

Несомненно, всё это со временем устаканится. Поскольку БПЛА — вещь полезная. Для МЧС. Для пожарных. Для всех тех ведомств, которые обеспечивают безопасность налогоплательщиков, которые и оплачивают закупки недешёвых крылатых роботов. Естественно, этими машинами заинтересуются и крупные коммерческие структуры, которым необходимо, скажем, патрулировать протяжённые трубопроводы или надзирать за положением дел на удалённых приисках. Сомневаться не приходится и в том, что в этот процесс активно включится и ФСБ — для патрулирования границ и для поиска террористов. Хоть в России для этих целей и имеются беспилотники, выпускаемые военпромом, но они существенно дороже.

Но в этот ряд никак не лезет ФМС. И намерение оснастить все территориальные отделения этой службы дорогостоящими беспилотниками, гарантирующее серьёзную и бессмысленную нагрузку на госказну, иначе как глупостью назвать трудно.