День мигранта: кризис не выгнал приезжих из России

День мигранта отмечают сегодня во всем мире. Миграционный вопрос в России обострил финансовый кризис. По данным специалистов, число реально работающих в стране мигрантов в разы превышает число определенных законом квот.

Международный день мигранта был учрежден в 2000 году по предложению Генеральной Ассамблеи ООН. 18 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Миграционный вопрос, бывший актуальным для России и СНГ на протяжении последних 20 лет, в период финансового кризиса получил новое решение.

Эксперты отмечают, что в постсоветское время непоследовательность российского миграционного законодательства и чрезмерная усложненность процедур получения разрешений на временное проживание и трудоустройство привели к тому, что мигранты часто оказывались вне правового поля.

По мнению генерального директора Межгосударственного миграционного центра при РСПП Сергея Ткачука, во время экономического кризиса за пределами правового поля оказалось еще большее количество мигрантов.

«Решение государства искусственно занизить квоты на привлечение рабочей силы из стран СНГ привело к тому, что часть легально работавших мигрантов стала нелегально работающей. Из-за снижения объемов производства и строительства реальный отток мигрантов в страны СНГ действительно наблюдается, но он был намного меньше, чем предполагало квотирование», — говорит Ткачук.

По его словам, такая государственная политика привела к тому, что были сведены на нет результаты работы, проводившейся на протяжении последних нескольких лет, по возвращению мигрантов в правовую плоскость.

«Искусственное занижение квот на иностранную рабочую силу объективно не является регулятором. Государству необходимо было выдавать квоты по заявлению работодателей. Бизнес запрашивает столько работников, сколько ему нужно. А те меры, к которым прибегло государство, позитивных результатов не дали: россияне как не шли на рабочие места с низкой заработной платой, на которых сидят мигранты, так и не идут. Никакими искусственными мерами их туда не заманишь», — заявил Ткачук.

О несовершенстве существующей государственной политики говорит и председатель Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин.

«Власти в начале года выдают одно количество квот, а в середине года это количество резко сокращают. Куда обращаться мигранту в таком случае за помощью — не понятно», — говорит Амин. По его данным, количество реально работающих в Москве мигрантов в несколько десятков раз превышает количество квот.

«После сокращения в Москве легально может работать только 200 тысяч мигрантов. Реально же работает около 2 миллионов. Одних только украинок в столице 200 тысяч», — рассказал Амин. Эксперт уверен, что государственная политика могла бы быть выстроена более корректно по отношению к мигрантам.

«Дело не только в квотах. При пересечении границы, например, таможенные органы могли бы составлять отдельную электронную базу, в которой, в частности, была бы задекларирована цель прибытия человека. По этой электронной базе можно было бы при необходимости находить людей, у которых задекларированная цель прибытия не соответствует реальной. Кроме того, база позволила бы отслеживать реальные потоки приезжих и принимать какие-то меры при критических цифрах», — считает Амин.

Бывший лидер ДПНИ Александр Белов считает, что дело не столько в законодательстве, сколько в его соблюдении.

«Наши законы — не такие плохие, но их мало кто соблюдает. Кризис в этом отношении мало что изменил. Для снижения уровня нелегальной эмиграции необходимы два фактора. Первый — введение визового режима со странами, которые поставляют трудовую силу в Россию (Вьетнам, Узбекистан и другие), а также заключение договоров с этими странами, по которым они забирали бы нелегально пребывающих в Россию граждан за свой счет. Второй фактор — это снижение коррупции в органах власти, которые берут мзду с приезжих», — сказал Белов.

По его словам, на сегодняшний день российское законодательство не соблюдают ни милиционеры, ни те, кто легально получили разрешение на работу. «Только 20% мигрантов, получивших разрешение на работу, в действительности устраиваются в те фирмы, в которые они реально требовались», — отметил Белов в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо».

Добавим, что по данным международного центра миграции, на сегодняшний день лидерами среди стран-поставщиков рабочей силы в Россию сейчас являются Узбекистан и Таджикистан. Только за два последних года число трудящихся-мигрантов из Узбекистана в России увеличилось в 5 раз, Таджикистана – в 3 раза.

В то же время, доля работников из Украины, например, снижается, несмотря на некоторый рост абсолютных показателей численности трудящихся-мигрантов. Эксперты объясняют это большей степенью диверсификации украинского трудового экспорта: помимо России, которая остается основной страной назначения украинских трудящихся-мигрантов, они выезжают на заработки в страны ЕС, Израиль и другие государства.

Вклад трудящихся-мигрантов в экономику России существенен. По признанию Директора ФМС России Константина Ромодановского, трудящимися-мигрантами из стран СНГ, работающими в России, создается 6-8% ВВП страны. Ученые называют даже более высокую цифру – 8-9% ВВП.