Что увидел соотечественник: Гудбай, Абхазия

Весь день под впечатлением от того, во что выродилось «апсуара». По-абхазски это значит «абхазство». Типа как по-нашему «русскость». В их традиции это совокупность всего, что делает абхазом – разумеется абхазский патриотизм, к нему еще верность, честь, благородство, девушек не обижать, помнить добро и так далее. Если верить той этнологической книжке, которую я прочитал, некогда для абхаза было худшим упреком услышать – «мало в тебе абхазства!»

Отнимать квартиры у русских, после всего что сделала для абхазов Россия — это «апсуара»?

Я был в Абхазии два раза, в 2006 и в 2008 годах. Помню, меня удивило, что молодые мужчины, мои ровесники в селах, не знают ни одной своей народной песни. (любой русский знает минимум четыре — «ой мороз-мороз», «степь широкая» и «черный ворон» и «ой да не вечер». ну это так к слову). Только ищут где заработать денег и построить дом, и все. Свои древности для них – только объект туризма. Сами же могут и древний дольмен бульдозером сбросить в обрыв, если взбрело дорогу провести. Если этот дольмен далеко от берега и заработать на нем нельзя.

Но меня очаровала Абхазия (горы, море, природа), я болел за тот образ одиноко отстаивающего свою независимость народа, который сложился по обрывкам телерепортажей, и не желал замечать абхазский национализм, узколобый и неблагодарный.
Обидно за свой наивный идеализм. Я уже тогда все видел – хамство и раздражение против русских, какие-то дикие обиды (мы видишь ли виноваты в мохаджирстве!), но я объяснял хамство усталостью, раздражение — темпераментом, обиды — комплексом малого народа. Настороженно-враждебное принюхивание («а вы откуда? из Москвы? а-а-а…») я заставлял себя считать любопытством и все таки не понимал, почему глаза такие злые.

Рассказы знакомых списывал на эксцессы и недоразумения. У одного в Абхазии пытались отнять УАЗ, у другого среди бела дня в Гаграх разбили стекло в машине и сперли дорогой фотоаппарат, но самое смешное было потом – у моего знакомого там были связи, и он нашел вора. Но вместо него вытянул цепочку родственников и друзей, самый главный из которых пришел ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Фотоаппарат уже продали. Предметом договора был размер откупа, который упирался в представление о цене фотоаппарата. Разговор о понятиях плавно превратился в торг.

Последние два лета все, кто приехал из Сухума, жаловались на бешеный рост цен и хамство. Я все списывал на темперамент, хотя это уже было глупо. Но отъем квартир уже не получается так объяснить.

Абхазия была последней ниточкой, на которой висел мой великоимперский интернационализм. Порвалась, с*ка!

Я просто не понимаю – как так можно. В голове не укладывается. Я думал – это воры и бандиты воруют фотоаппараты, отнимают машины и квартиры. Оказалось – это абхазы, которых прикрывают родственники аж до администрации абхазского президента.

Объяснение только одно – психология звериной стаи. Для нас русских это дико. Тем более дико, что казалось бы, ну ТОЛЬКО ЧТО мы за них воевали. Давали деньги. Обласкивали и облизывали. Но в их зверьковой голове как-то не объединяется в одно целое все это – и квартира русского человека под носом. Помощь отдельно, квартира отдельно. Россия где-то там, квартира – здесь. Она более реальна.

Комплекс малого народа, обиженно требующего у Империи преференций за свои несчастья, при этом готового в любую минуту переметнуться к ее врагам за бакшиш – чтобы оттуда уже отыгрывать эту схему наоборот – это видимо системное явление для любого малого народа, поведение, вызванное условиями и обстановкой. Приспособиться, лгать, плакать в жилетку и бить в спину из-за угла – все что угодно, чтобы выжить.

Да черт с ними. Как-то спала пелена с глаз, я теперь лучше понимаю многие вещи.
Почему рухнул Союз. Потому что, коль была идея создать «новую общность – советский народ», надо было идти до конца, строить единую нацию, стирая и растворяя в ней мелкие, ломая семейные кланы и перемешивая всех по всей территории. Но вместо этого растоптали только русских, а остальным дали персональные благоустроенные национальные домики. Русских мотали из Смоленска в Сибирь и кормили тухлятиной, а зверькам слали охлажденное мясо, не дай боже обидятся и взбунтуются. Вместо того чтобы заселить грузин на Чукотку, а чукчей на черноморское побережье. Все нац.республики переделить и переименовать в «Советская область» и «Ленинская область», Тбилиси в Югоград, Сухуми в Светлоезавтренск. И сейчас некому было бы вспоминать границы. Но этого не было сделано, потому что идея коммунизма утратила пассионарность где-то к концу 30-х, когда большевики съели друг друга, и остались те, кто не высовывался – трусы. И дальше вся система жила только по инерции. Союз держался на диктатуре КПСС+КГБ, они же его предали и развалили.

Что будет дальше?

Империя как идея однозначно выше, совершеннее, человечнее и красивее, чем национальное государство. Но Империя требует совершенства от человеческой природы – от его души и совести.
Благая Империя должна держаться на силе доброй идеи, а не на штыках, и поэтому может быть основана только на доброй воле. Думаю очевидно, что сегодня нет ни сильной доброй идеи, ни доброй воли. Несмотря на отдельную эпизодическую доброту в низах. Сегодня каждый стремится только благоустроить свою жизнь, максимально закомфортить ее, а для этого требуется масса времени – чтобы зарабатывать деньги. Империя на этом не может быть построена. Если на таком фундаменте стоит что-то околоимперское – оно обязано развалиться.

Разумеется у Путино-Медведева нет понятия и решимости устранить источники развала РФ – остатки национальных государств. Недавно слышал что арх.экспедиция, снаряженная чуть ли не персонально ментимир-шаймиевым (он или какой-то другой из ихних царьков), ищет в Рязани доказательства, что это земля волжских булгар, от которых-де ведет корни эта благородная нация. Зачем ищет? Конечно подпереть свой местечковый национализм. Зачем подпереть? Потребовать преференций за свое многовековое страдание под пятой русского народа.
В нашей ситуации, когда царит идейный вакуум индивидуального потребительства, с этим можно бороться только полицейскими штыками – «низзя, и все». А этот метод в условиях интернета и глобализации даст только обратные результаты.

Barfuss