Что такое агрессия в международном праве?

Принятием документа «Резолюция Воссоединение Разделенной Европы» ОБСЕ поддержала намерение Европарламента отмечать дату подписания пакта Молотова-Риббентропа, 23 августа 1939 года, как День памяти жертв сталинизма и нацизма. Это решение приурочено к грядущему 70-летию начала Второй мировой войны. В резолюции подчеркивается, что и нацизм, и сталинизм характеризовались геноцидом, нарушением прав и свобод человека, военными преступлениями и преступлениями против человечности.

Правильно ли с юридической точки зрения принятие такого документа?

Чтобы это точно определить надо вспомнить общепризнанные в международной юриспруденция принципы nullum crimen sine lege и ex post facto. Как известно, смысл этих принципов заключается в том, что не может признаваться наказуемым то действие, которое законом в момент его совершения не признавалось преступным, и что уголовный закон не имеет обратной силы в отношении действий, не считавшихся преступными в момент их совершения.

Считался ли на момент заключения 23 августа 1939г. пакт Молотов- Риббентропа сталинизм в мире преступным режимом, который характеризовался геноцидом, нарушением прав свободы, военными преступлениями и преступлениями против человечности? Существуют ли такие юридические документы в мире в период жизни Сталина, которые были бы официально приняты мировым сообществом? Таких документов нет.

Но с другой стороны на Нюрнбергском международном судебном процессе было убедительно доказано, что в соответствии с существующими на тот период юридическими нормами и актами нацистские преступники допустили военные преступления, преступления против человечности, геноцид. И это было доказано в ходе длительного судебного разбирательства с участием авторитетнейших юристов с различных стран. Более того, на Нюрнбергском процессе присутствовали опытные юристы, которые осуществляли, также, в соответствии с международным правом защиту руководителей нацисткой Германии. И им пришлось согласиться с тем, что их подзащитные действительно являются военными преступниками.

Еще раз подчеркну, что преступность нацистского режима в Германии определялось в ходе международного суда при присутствии квалифицированных юристов, которые выступали в качестве адвокатов обвиняемых.

А когда просматриваешь заявление ОБСЕ, то замечаешь множество юридических неточностей. Например, в каком международном документе того периода, когда жил И. Сталин юридически определено понятие «тоталитарного режима»? Пусть европейские юристы вспомнят принцип ex post facto, означающего недопустимость придания уголовному закону обратной силы в тех случаях, когда он устанавливает наказуемость того или иного действия, которое в момент его совершения было безразличным с точки зрения закона. Более того, где есть определение сталинизма, зафиксированное и принятое международным сообществом того периода времени? Сейчас, конечно, можно придумать любые юридические понятия. Но имеют ли они юридическую силу? Вот в чем вопрос.

Было бы интересно, изучая тему эту вопроса проанализировать международные акты того периода, где определялось понятие агрессии. Это тоже немаловажный фактор, который позволит определить преступность того или иного режима.

2 октября 1924 г. 51 государство, представленное на Ассамблее Лиги наций, приняло Женевский протокол о мирном разрешении между-народных споров. «Подписавшиеся государства,- указывается в ст. 2 протокола, — соглашаются, что они ни в коем случае не должны прибе-гать к войне ни между собой, ни против другого государства…». Протокол торжественно провозгласил, что «агрессивная война является международным преступлением». Этот протокол был: принят на Ассамблее Лиги наций единогласно. Однако, он не вступил в действие из-за отказа правительства Англии.

24 сентября 1927 г. на XIII сессии Ассамблеи Лиги наций была еди-ногласно принята Декларация об агрессивных войнах, в которой, как и в Женевском протоколе, содержалось признание того, что агрессивные войны «составляют международное преступление».

Всеобщий конгресс мира в Афинах в 1927 г. в своей резолюции указал, что «подстрекательство к войне… является международным преступлением».

На международной конференции американских государств по мирному разрешению споров и арбитражу в декабре 1928 г. представители 20 государств подписали Генеральную конвенцию о мирном разрешении споров, в которой содержалось осуждение войны в качестве инструмента национальной политики.

Пакт Бриана — Келлога (Парижский пакт) — договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Получил название по имени инициаторов — министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Подписан 27.8.1928 в Париже представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАС, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии, Японии. Позже к пакту присоединились СССР и ещё 48 государств. Пакт вступил в силу 24 июля 1929 года.

3 июля 1933 года. в Лондоне была подписана Конвенция об определении агрессии. Её подписали СССР, Эстония, Латвия, Польши, Румынии, Афганистана, Персии, Турции.

В этой Конвенции были сформулированы понятия агрессии. Поэтому, считаю для лучшего понимания привести полный её текст.

Конвенция об определении агрессии

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, Президент Эстонской Республики, Президент Латвийской Республики, Президент Польской Республики, Его Величество Король Румынии, Президент Турецкой Республики, Его Императорское Величество Шах Персидский и Его Величество Король Афганистана, желая укрепить мир, существующий между их странами; считая, что Пакт Бриана-Келлога, участниками которого они являются, воспрещает всякую агрессию; полагая необходимым, в интересах всеобщей безопасности, определить возможно более точным образом понятие агрессии, дабы предупредить всякий повод к ее оправданию; констатируя, что все Государства имеют равные права на независимость, на безопасность, на защиту их территорий и на свободное развитие своего государственного строя; воодушевленные желанием, в интересах всеобщего мира, обеспечить всем народам неприкосновенность территории своей страны; считая полезным, в интересах всеобщего мира, ввести в действие между их странами точные правила, определяющие агрессию, впредь до того, как эти последние станут общепризнанными, решили в этих целях заключить настоящую Конвенцию и надлежащим образом уполномочили для того:
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик: г.Максима Литвинова, Народного Комиссара по Иностранным Делам;
Президент Эстонской Республики: г. д-ра Оскара Калласа, Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра в Лондоне;
Президент Латвийской Республики: г. Вальдемараса Салнайса, Министра Иностранных Дел;
Президент Польской Республики: г. Эдуарда Рачинского, Постоянного Представителя Польши в Лиге наций, Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра;
Его Величество Король Румынии: г. Николая Титулеску, Министра Иностранных Дел;
Президент Турецкой Республики: Тевфика Рюштю-бея, Министра Иностранных Дел;
Его Императорское Величество Шах Персидский: Фатолла Хана Нурн Эсфандиари, Поверенного в Делах;
Его Величество Король Афганистана: Али Мохаммед-хана, Министра Народного Просвещения;
которые согласились о следующих постановлениях:

Статья I

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется руководствоваться в своих взаимоотношениях с каждой из остальных, начиная со дня вступления в силу настоящей Конвенции, определением агрессии, как оно было разъяснено в докладе Комитета по вопросам безопасности от 24 мая 1933 года (доклад Политиса) на Конференции по сокращению и ограничению вооружений, докладе, сделанном в результате предложения, внесенного Советской Делегацией.

Статья II

В соответствии с этим будет признано нападающим в международном конфликте, без ущерба для соглашении, действующих между сторонами, участвующими в конфликте, Государство, которое первое совершит одно из следующих действий:
1. Объявление войны другому Государству;
2. Вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого Государства;
3. Нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, на суда или на воздушные суда другого Государства;
4. Морскую блокаду берегов или портов другого Государства;
5. Поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого Государства, или отказ, несмотря на требование Государства, подвергшегося вторжению, принять, на своей собственной территории, все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Статья III

Никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить извинением или оправданием агрессии, предусмотренной в статье II (в качестве примера смотреть Приложение).

Статья IV

Настоящая Конвенция будет ратифицирована Высокими Договаривающимися Сторонами соответственно законодательству каждой из них.

Ратификационные грамоты будут сданы на хранение каждою из Высоких Договаривающихся Сторон Правительству Союза Советских Социалистических Республик.
Как только ратификационные грамоты будут сданы на хранение двумя из Высоких Договаривающихся Сторон, настоящая Конвенция вступит в силу между этими двумя Сторонами. Она будет вступать в силу для всех других Высоких Договаривающихся Сторон по мере того, как эти последние в свою очередь будут сдавать на хранение свои ратификационные грамоты.

О каждой сдаче на хранение ратификационных грамот Правительством Союза Советских Социалистических Республик будет немедленно сообщаться всем участникам настоящей Конвенции.

Статья V

Настоящая Конвенция была подписана в восьми экземплярах, из которых каждая из Высоких Договаривающихся Сторон получила один.
В удостоверение чего, перечисленные выше Уполномоченные подписали настоящую Конвенцию и приложили к ней свои печати.
Учинено в Лондоне, 3 июля 1933 года.
Максим Литвинов
Н.Титулеску
Д-р Рюштю
Али Мохаммед
Ф.Нури Эсфандиари
О.Каллас
В.Салнайс
Эдуард Рачинский

Приложение к статье III

Конвенции относительно определения агрессии
Высокие Договаривающиеся Стороны, подписавшие Конвенцию относительно определения агрессии,
желая дать некоторые указания, позволяющие определить нападающего, причем определенно оговорено, что безусловная сила правила, установленного в Статье III названной Конвенции, ни в чем не ограничивается,
констатируют, что никакой акт агрессии в смысле Статьи II названной Конвенции не может быть оправдан, между прочим, одним из следующих обстоятельств:
А. Внутреннее положение Государства,
например, его политический, экономический или социальный строй;
недостатки, приписываемые его управлению; беспорядки, проистекающие из забастовок, революций, контрреволюций или гражданской войны.
Б. Международное поведение Государства,
например, нарушение или опасность нарушения материальных или моральных прав или интересов иностранного Государства или его граждан; разрыв дипломатических или экономических отношений; меры экономического или финансового бойкота; споры, относящиеся к экономическим, финансовым или другим обязательствам перед иностранными Государствами; пограничные инциденты, не подходящие ни под один из случаев агрессии, указанных в Статье II.

Высокие Договаривающиеся Стороны, с другой стороны, соглашаются признать, что настоящая Конвенция ни в коем случае не должна будет служить оправданием нарушений международного права, которые могли бы содержаться в обстоятельствах, указанных в приведенном выше перечислении.
Максим Литвинов
Н.Титулеску
Д-р Рюштю
Али Мохаммед
Ф.Нури Эсфандиари
О.Каллас
В.Салнайс
Эдуард Рачинский
Протокол подписания
Между Высокими Договаривающимися Сторонами условлено, что если бы впоследствии одно или несколько других Государств, непосредственных соседей Союза Советских Социалистических Республик, присоединились к настоящей Конвенции, это присоединение даст ему, или им, те же права и наложит на них те же обязательства, что и права и обязательства первоначальных участников.
Учинено в Лондоне, 3 июля 1933 года
Максим Литвинов
Н.Титулеску
Д-р Рюштю
Али Мохаммед
Ф.Нури Эсфандиари
О.Каллас
В.Салнайс
Эдуард Рачинский
Финляндская Республика присоединилась к Конвенции 22 июля 1933 года

Более полно о понятии агрессии можно ознакомиться в следующих книгах и статьях:
Оманидзе М.М. «Об определении агрессии». 1975г.
«Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах», т. 1, Госюриздят, М., 1957.

«Гарантии безопасности по Статуту Лиги наций» изд. НКИД, М., 1937