Человек предполагает, а Эйяфьятлайокудль располагает

Извержение исландского вулкана спровоцировало всплеск модной нынче темы апокалипсиса. Мнения разделились. Одни считают, что это лишь грозное предзнаменование, знак человечеству, погрязшему не столько в грехах, сколько в хищническом отношении к матушке-природе.

Следовательно, тренд борьбы с глобальным потеплением ещё более укрепится, соответственно, на эту борьбу будет выделено ещё больше долларов и чиновничьих портфелей. Другие уверены, что процесс уже пошёл. И эта идея также будет иметь значительный денежный эквивалент, как это было уже неоднократно в человеческой истории, когда за бесценок скупались громадные состояния.

Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что человечество более всего волнует не судьба планеты, а удар по комфортному существованию, нанесённый извержением вулкана. В марте, когда Эйяфьятлайокудль начал просыпаться, сотни туристов с радостью уплетали шашлыки по триста евро, которые им поджаривали на огненной лаве. Сейчас сотни тысяч точно таких же людей скорбят по поводу закрытия пассажирских авиаперевозок в половине Европы. Блогосфера взволнована: когда же прекратится это безобразие?

Увы, точного ответа на этот вопрос никто не даёт. Точнее, разные люди, и все они имеют непосредственное отношение к науке о земной коре, дают самые разные ответы. От нескольких дней до нескольких месяцев. Ну а бульварная пресса привешивает к вполне объективным заимствованным материалам абсолютно зубодробительные заголовки: «Вулканологи: Полёты над Северной Атлантикой могут прекратиться на 60 лет».

На первый взгляд, страсти, почти породившие коллективный психоз, сильно преувеличены. Как это было, скажем, со свиным гриппом: по подсчётам Всемирной организации здравоохранения, он должен был поразить этой зимой, которую мы таки пережили, каждого четвёртого человека.

Действительно, большая часть вулканов находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, на Курилах и Камчатке. И чуть ли ни половина из них периодически изрыгает лаву и пепел. И там тоже случаются столь мощные выбросы, что это влияет на функционирование авиации. Так, например, в январе прошлого года началось извержение курильского вулкана Эбеко, сопровождавшееся появлением мощного шлейфа пепла на высоте до 3 км. В связи с чем вулканологи сообщили об опасности перелётов в этом регионе. Они же спрогнозировали, что природный перформанс может продолжаться от года до четырёх лет. Однако даже самый оптимистический прогноз оказался слишком пессимистическим — всё закончилось гораздо быстрее.

Вот и сейчас на Курилах значительно активизированы три крупных вулкана: Шивелуч, Карымский и Ключевской, которым присвоен оранжевый цвет опасности для авиации. Более опасен лишь красный цвет. Пепловый выброс от Шивелуча поднимается на 7,5 км и растянут на 100 км на восток ― юго-восток.

На Дальнем Востоке отмена пассажирских рейсов не такая уж и большая редкость. Однако у людей ощущения глобального катаклизма это не вызывает. С одной стороны, на востоке страны количество рейсов не столь велико. И людей там живёт поменьше. С другой стороны, в Японии или Индонезии, где скученность повыше, отмена полётов, как правило, бывает кратковременной. Пепел довольно быстро рассеивается и оседает. Куда большую экологическую проблему создают регулярные лесные пожары в Индонезии, которые отравляют атмосферу соседних стран.

Конечно, СМИ, даже вполне серьёзные и объективные, неизбежно нагнетают ситуацию, тяготея к негативу. Поскольку плохие новости пользуются повышенным спросом. Так, начала активно муссироваться информация, что Москву вот-вот накроет облако пепла, что отрицательно скажется на здоровье. Ну, во-первых, японцы, на долю которых такого пепла выпадает куда больше, чем на нашу, живут значительно дольше нас. Во-вторых, можно было бы чего-то и опасаться, если бы в столичный воздух ежедневно не выбрасывались тысячи тонн выхлопа и прочих гадостей.

Московский врач Михаил Кондырев считает, что угроза пепельного отравления для России абсолютно надуманная. Для того чтобы она стала реальностью, концентрация осадков, если они и достигнут России, должна быть значительно выше, чем это предполагается. В столичных поликлиниках и больницах ни о каких превентивных мерах не идёт и речи.

Теоретически же «исландский подарок» способен доставить неприятности людям с хроническими бронхо-лёгочнными заболеваниями, а также аллергикам. Механизм тут таков. Во-первых, негативным воздействием обладают микрокристаллы горных пород. Это воздействие абразивное, как в случае с шахтёрами, дышащими угольной пылью. Но при этом у шахтёров работа постоянная и ежедневная, а облако висеть над городом долго не в состоянии. Во-вторых, вредны для здоровья аэрозольные сернистые соединения, которые извергаются вулканом. Но они рассеиваются значительно быстрее, чем вулканическая пыль. Так что Михаил Кондырев рекомендует гражданам беречь свои нервы, поскольку все болезни, кроме одной, которая от удовольствия, именно от них.

Что же касается безопасности полётов над Северной Европой, то тут существуют противоречивые мнения. То есть под сомнение ставится то, оправдано ли закрытие воздушного пространства над столь громадной территорией. Дело дошло даже до полного идиотизма — китайские авиакомпании отказываются лететь в Москву.

Этот паралич, благодаря которому авиаперевозчики терпят громадные убытки, спровоцирован европейской бюрократической машиной. Глава авиакомпании Air Berlin Йоахим Хунольд утверждает: «Воздушное пространство было закрыто исключительно на основании компьютерной реконструкции в исследовательском центре Volcanic Ash Advisory в Лондоне. На основании полученных данных Немецкая метеорологическая служба DWD рассчитала области, в которых может находиться облако пепла». Также компьютерно-вероятностным методом были просчитаны зоны возможного загрязнения в других странах. При этом никаких исследований воздушного пространства при помощи зондов нигде не проводилось.

Некоторые компании, взбешённые разграблением со стороны еврочиновничества, действуют на свой страх и риск, чтобы доказать бессмысленность запретов на полёты. В субботу шеф голландской компании Петер Хартман сел в Boeing 737 и обследовал воздушное пространство между Дюссельдорфом и Амстердамом. При этом никаких проблем с машиной выявлено не было.

В то же время, опасность полётов в облаке вулканического пепла никто не подвергает сомнению. Источник ВВС РФ, являющийся экспертом по транспортной авиации и пожелавший остаться неизвестным, сообщил «Часкору», что полёт в облаке твёрдых микрочастиц более опасен, чем встреча с градом. В последнем случае льдинки способны пробить масляный фильтр, что приводит к потере масла, снижению мощности и остановке двигателя. Однако это процесс постепенный, и у пилота есть шанс принять надлежащие меры к спасению.

Микрочастицы же, всасываясь в турбореактивный двигатель, имеющий громадный расход воздуха, в осевом направлении абразивным образом воздействуют на лопатки турбины. А в результате центробежного ускорения они оседают на стенках камеры, уменьшая зазор между стенками и лопатками турбины, и попадают в подшипники. Оседание возможно благодаря тому, что пепел вначале расплавляется, а в зоне двигателя с низкой температурой — отвердевает. На огромных скоростях это приводит к деформациям и заклиниванию подвижных частей двигателя. При этом катастрофические проявления развиваются стремительно.

Сравнение исландского варианта вулканизма с тихоокеанским позволяет говорить, что между ними есть существенная разница. Вот что утверждает блогер a_dunc, имеющий значительный опыт геологической работы на Камчатке:

«Камчатские вулканы выросли на кислой лаве. Она густая и при извержении далеко от кратера стечь не успевает. Потому вулканы на Камчатке конусообразные и высокие. Периоды извержения у них небольшие. В остальное время они просто напоминают, что не спят совсем и султанят безобидными паровыми выбросами. Тот же Шивелуч на моей памяти раза три просыпался и выдавал по полной, но потом опять впадал в дремотное состояние. В Узоне я работал. Там даже при советской власти извержений не было.

Пепел камчатских вулканов по составу и физике тоже отличается от исландских. У камчатских вулканов площадь термических полей излившейся лавы в сотни раз меньше, чем у исландских. Соответственно гипертермиков, способных забросить пепел на большую высоту, много меньше.

В Исландии же лавы основные. Они растекаются, как вода, образуя огромные термальные поля, на которых буйствуют гигантские термики. Жидкая лава, выйдя на поверхность, бурно кипит, из неё выделяется в огромных количествах растворённый в ней газ. Образуются пена, минеральные хлопья с очень тонкой структурой, гораздо более летучей, чем минеральная вата. Эта взвесь может висеть сутками и неделями. Более того, попадая в воздушные течения, она может «консервироваться» в пограничных зонах и транспортироваться на огромные расстояния. Если бы знать структурирование взвеси, может быть, и можно было бы жужжать местами, но уж больно рискованно, ибо очень много в атмосфере непознанного, непредсказуемого, красивого, загадочного, великого и куда более могучего, чем мы — «цари природы»!

Цари природы раньше жили в СССР, о чём свидетельствует старинный фольклор:

Весна прошла, настало лето,

Спасибо партии за это!

Теперь они обитают в Евросоюзе. В 2005 году timesonline.co.uk сообщила, что группа, возглавляемая главным правительственным учёным Дэвидом Кингом, по поручению британского премьер-министра разработала планы системы раннего предупреждения, защищающей мир от глобальных стихийных бедствий. От землетрясений, цунами и встреч с астероидами.

Предположительно эта система могла бы обойтись всего в 70—140 млн фунтов. Тони Блэр пообещал пробить решение этого вопроса на саммите G8. Уже прошёл не один саммит, а системы по-прежнему нет. И не только всемирной, но хотя бы и общеевропейской.

Однако при всём нашем уважении к науке о земле, вряд ли стоило бы ожидать от разработки британцев точного и полного предсказания геотектонических неприятностей. Начало извержения ещё можно как-то угадать по возрастанию интенсивности выделяющегося из кратера газа. Но в Исландии и этого не удалось — иначе не стали бы жарить шашлыки у кратера за неделю до пробуждения грозной стихии. Однако предсказание окончания «мероприятия» — дело столь же туманное, как и размеры совокупного дохода российских коррупционеров.

Из этого следует вывод: создаваемая человечеством с большим энтузиазмом ноосфера — это всего лишь тонкая плёнка, покрывающая громадное тело планеты, которая живёт по своим законам, от нас не зависящим.

Ну а самолёты совсем скоро вновь начнут летать. Куда ж им и нам деться?