Быть или не быть второй волне увольнений?

Многочисленные экономисты и финансовые аналитики спорят о том, накроет ли нас нынешней осенью вторая кризисная волна. Одни соискатели ищут работу по полгода и дольше, другие успели во время кризиса сменить работу на более высокооплачиваемую. Ясно одно, что ситуация на рынке труда неоднородна, и каждый видит ее по-своему. Мы обратились к экспертам из разных сфер и попросили их рассказать, что сейчас происходит с трудоустройством и каких перемен они ждут осенью.

Рынок затаился

Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами Кадрового центра «ЮНИТИ»:
«Большинство компаний начинают адаптироваться к условиям кризиса. И многие предпочитают не заглядывать далеко вперед. Мы можем это проследить даже по заказам наших клиентов: их интересуют нынешний день и сотрудники, способные здесь и сейчас решить возникающие проблемы. Компании стараются подстроится под быстро меняющиеся условия, повлиять на которые они в большинстве из случаев не в силах. Если обратится к нынешнему лету, то июнь и июль оказались стабильными с точки зрения количества заказов на подбор персонала, 36% столичных компаний активно пополняли свой штат новыми специалистами. Наибольший интерес работодатели проявляли к менеджерам по продажам и различным «продвиженцам» — от менеджера до руководителя департамента. Широкий набор вели торговые и торгово-производственные компании: от создателей элитной мебели до изготовителей продуктов питания.

С начала августа на рынке труда наблюдается некоторое затишье, связанное скорее с периодом отпусков. Предприятия осторожно говорят о временной приостановке набора сотрудников. Рынок затаился, все ждут в какую сторону изменится экономическая ситуация в сентябре-октябре. Тем не менее, факторов, подтверждающих или опровергающих вероятность второй волны увольнений, пока не наблюдается».

С оценкой ближайших перспектив рынка, высказанной Ольгой Горюновой, согласны многие рекрутеры: объективных оснований прогнозировать вторую волну кризиса нынешней осенью нет. Ну а что думают на этот счет непосредственные работодатели — представители самых разных отраслей бизнеса?

Продажи поднимаются

Крупные торговые сети подверглись серьезным потрясениям, но выстояли. Рассказывает Екатерина Максимова, администратор сети магазинов «Оранжевый слон»:
«В последние месяцы продажи начали подниматься. Если говорить о нашей сети, то сейчас мы открываем несколько новых точек и, соответственно, набираем персонал. Прежде всего нужны продавцы-консультанты и промоутеры. Раньше, до кризиса, готовы были брать абсолютно всех и обучать «под себя». Теперь же требования ужесточили: приглашаем женщин с высшим образованием, желательно даже педагогическим, поскольку продаем товары для детского творчества, и хотя бы минимальным, от года, опытом работы в торговле. Нам прежде всего нужны люди творческие, креативные, инициативные, способные не только совладать с большой аудиторией, но и завести ее, увлечь. Хотя в июне-июле, когда соискателей было немного, честно признаюсь, брали почти всех желающих».

Проверка на прочность впереди

Как обстоят дела в ресторанном бизнесе, нам рассказал Андрей Кабанов, начальник отдела маркетинга сети ресторанов Benvenuti:
«Летом в ресторанном бизнесе традиционно наступает затишье. Клиенты либо уходят в отпуск, либо выходные проводят на даче. Молодежь, пользуясь хорошей погодой, располагается с пивом и закусками прямо на травке. Те, кто постарше и посолиднее, предпочитают летние веранды. Открытые площадки в это время становятся весомым конкурентным преимуществом. Без них ресторану в июне-августе приходится очень тяжело. Если, конечно, он не расположен в аэропорту.
Конкуренция в нашем деле сегодня ощущается особенно остро. Люди держатся за свою работу, увольнений практически нет. Все трудятся одной, слаженной командой. Хорошее место сейчас найти сложно. Поэтому нельзя быть расслабленным, нужно работать на все сто и даже лучше. Оступишься — и на многие месяцы останешься без заработка. С другой стороны, работодателю теперь значительно проще и дешевле найти крепких профессионалов. Появилась возможность выбирать лучших из лучших, и, конечно, возросли требования к кандидатам. Рынок буквально распирает от обилия высококвалифицированных кадров. Любую вакансию легко закрыть за неделю, тогда как раньше поиск длился месяцами. В нашу сеть периодически приходят новые люди, но это, скорее, обусловлено естественной ротацией кадров. И чтобы попасть в Benvenuti — нужно быть действительно достойным кандидатом.

С началом кризиса во многих компаниях была произведена оптимизация расходов. Кто получал завышенные зарплаты — перестал их получать. Кого можно было сократить — сократили. Нерентабельные проекты закрыли. Слабые предприятия постепенно уступают место более сильным. Но, думаю, настоящая проверка на прочность, предстоит этой осенью».

Говорите больше

Пожалуй, во все времена остаются востребованными услуги связи. Хотя многие компании сокращают расходы на мобильную связь и Интернет, полностью отказаться от них невозможно.

Рассказывает Мария Колесникова, директор по работе с персоналом ГК «ВымпелКом»:

«Наша компания продолжает развиваться, разрабатывает и запускает широкий спектр новых продуктов и услуг. Поэтому продолжаем вести подбор персонала. Чаще всего появляются свободные места в подразделениях продаж, поддержки клиентов, техническом подразделении и маркетинге. В каждом случае, в зависимости от потребностей бизнеса, целей и задач вакансии, требования формируются индивидуально. Но обязательным является соответствие кандидата корпоративным компетенциям ГК «ВымпелКом».

Безусловно, интерес к компании со стороны кандидатов в последнее время возрос, так как многие люди в период кризиса остались без работы. Однако это никак не отразилось на нашем подходе в отношении подбора персонала: мы продолжаем уделять много внимания скорости поиска сотрудника, качеству применяемых методик, наличию единых стандартов в работе».

Великая сила

Ключевой идеей антикризисных программ на многих предприятиях стало уменьшение расходов. Однако радикальные меры по сокращению рекламы, предпринятые многими фирмами в первые месяцы кризиса, сегодня приводят к плачевным результатам. Отказавшись от продвижения продукта, компании теряют и без того снизившийся спрос на свои товары. А покупатели по-прежнему предпочитают бренды, оставшиеся на виду. Так что рекламный бизнес, по которому в конце прошлого года кризис прошелся особенно сильно, сегодня, кажется, поднимает голову.

Комментирует Станислав Макаров, исполнительный директор дизайн-студии «Луначарский»:

«Клиентская база у нас постоянно растет, поскольку дизайном сайтов, печатной продукции, наружной рекламы и т. д. мы занимаемся более 10 лет, и определенную нишу на рынке уже отвоевали. Однако сегодня приходится снижать цены на услуги, так как бюджеты большинства компаний значительно сократились. Беремся за любые разработки, связанные с продвижением бренда на рынок, постоянно ищем новые формы, расширяем ассортимент предлагаемых услуг, и таким образом, успешно боремся с конкурентами. Уже набрали заказы на сентябрь-октябрь, и в ближайшие месяцы без работы не останемся. Вынуждены даже ставить клиентов в очередь, хотя это и не правильно. А вот что будет концу года, сказать сложно. Штат у нас на данный момент укомплектован полностью, но интересному, креативному, нестандартно мыслящему человеку всегда рады. Сейчас в студию напрямую обращается много дизайнеров, потерявших работу, регулярно проводим собеседования. Но пока кандидата, полностью удовлетворяющего своим требованиям, не нашли. У нас достаточно высокая планка. Средняя зарплата в агентстве 35 000 руб., а дальше все зависит от человека, поскольку процент с заказов неограничен».

Денежно и стабильно

Всегда пользовалась привилегированным положением IT-индустрия.

«От отсутствия заказов мы не страдаем, — говорит Владимир Матвеенко, старший системный администратор компании Zeon-IT, — наоборот, с наступлением осени их становится все больше. Многие компании сейчас предпочитают не держать в штате собственного специалиста, а по мере необходимости пользоваться услугами сторонних провайдеров. Однако несколько раз наступив на одни и те же грабли, работодатели становятся более разборчивыми в выборе и предпочитают обращаться в надежную, проверенную временем фирму. Так что мы продолжаем набирать персонал. Приглашаем системных администраторов с опытом аналогичной работы от года, с удовольствием рассмотрим кандидатуры студентов профильных вузов. Также ищем старшего системного администратора, специалиста по информационной безопасности и менеджера по продажам. Требования можно посмотреть на нашем официальном сайте, на мой взгляд, они совсем не запредельные.
В общем, ситуация на рынке в нашей сфере за год практически не изменилась, профессионалов в IT-индустрии по-прежнему немного, и они с уверенностью смотрят в завтрашний день».

Делаем выводы

Экономические потрясения оказали на рынок труда не только отрицательное, но и положительное воздействие. Баланс между спросом и предложением стал более объективным, мотивация к работе повысилась, лояльность сотрудников к своим компаниям возросла. Более адекватными стали и зарплатные ожидания специалистов.
Эксперты, анализирующие рынок труда, сходятся во мнении: ухудшения ситуации в ближайшие месяцы быть не должно, но при этом сохранится тенденция, когда условия на рынке диктует работодатель. По прогнозам специалистов, ситуация начнет разворачиваться «лицом» к кандидатам не раньше, чем в 2011-м году. Ждать осталось в общем-то недолго.