Будут ли магнитогорцы платить за музыку?

На этой неделе по инициативе Магнитогорской торгово-промышленной палаты состоялись мероприятия, посвященные особенностям защиты авторских прав.

В рамках бизнес-конференции «Современные аспекты развития и защиты института интеллектуальной собственности» состоялась пресс-конференция с элементами круглого стола «Защита объектов авторского права от нелегитимного использования».

Нужно сказать, что организатором данных мероприятий Магнитогорская торгово-промышленная Палата стала неслучайно. Это объединение уже на протяжении пяти лет занимается защитой авторских прав. За прошедшее время экспертами Палаты проведено свыше 300 экспертиз, исследовано свыше 6000 единиц таких товаров, как аудио-видео-носители, бытовая техника, парфюмерия и другие. Вместе с тем, подавляющее число экспертиз палаты было направлено на анализ вопросов контрафактности товара. В свою очередь, на прошедшей пресс-конференции преимущественно озвучивались вопросы с точки зрения нарушения авторских прав, применительно к творческой деятельности человека. Речь шла, главным образом, о воспроизведении аудио-визуальных произведений, о трансляции их в местах общественного пользования…

Обсуждать вопросы «незаконного» исполнения песен и тому подобное пригласили руководителя Уральского Управления Российского авторского общества Александра Погарского и руководителя Уральского Управления Всероссийской организации интеллектуальной собственности в УрФО Егора Логинова.

Выступающие отметили, что хотя IV часть Гражданского кодекса РФ, пришедшая на смену ФЗ «Об авторских и смежных правах», действует с 2008 года, реализация норм, прописанных данной частью ГК, оставляет желать лучшего.

Само РАО является некоммерческой общественной организацией. По сути её можно назвать организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе. В сферу деятельности её регионального управления входит защита прав авторов интеллектуальной собственности на «подконтрольной территории». Интересно, что в число возможностей РАО входит защита авторских прав без заключения прямого авторского договора с их обладателем. «Важность этого вопроса – защита авторских и смежных прав, очень важна!», — сообщил в начале пресс-конференции собравшимся Погарский и прочитал небольшую импровизированную лекцию на тему «Интеллектуальная собственность и авторское право в современном российском законодательстве», осветив в ней положения IV части ГК РФ, которые, вместе с многочисленными комментариями, доступны каждому пользователю Интернета.

Согласно действующему законодательству, предприятия, учреждения, организации, использующие в своей деятельности музыкальные произведения, не имеют прав на безвозмездное использование объектов авторского права, применительно к используемым в их деятельности музыкальным произведениям. РАО, со своей стороны, должно «отслеживать» предприятия, учреждения, организации, в деятельности которых используются музыкальные произведения, и заключать с ними лицензионные договоры, на основе которых указанные субъекты экономической деятельности должны выплачивать авторское вознаграждение за используемые произведения.

Физическое или юридическое лицо, выступающее инициатором публичного воспроизведения произведения, должно обязательно заключать лицензионный договор и выплачивать авторское вознаграждение, сообщил Александр Погарский.

Лицензионный договор является типовым договором присоединения, в котором оговаривается ставка авторского вознаграждения, сроки выплаты и предоставление отчетности. Именно согласно отчетности, деньги, по заявлению представителя РАО, распределяются и выплачиваются авторам. Получается, что в отчетности предприятия, учреждения, организации, в деятельности которых используются музыкальные произведения, должны указывать все используемые музыкальные произведения и их авторов. Вместе с тем, заключив лицензионный договор, предприятия и организации имеют право использовать любые музыкальные произведения, «в любом количестве, в любой продолжительности».

Ставки и размеры выплаты авторских вознаграждений также определены законодательством. Они различны для всех категорий предприятий и организаций и зависят от множества факторов. Так, например, организаторы концертов в пользу авторов используемых произведений должны выплачивать 5% от объема средств, полученных от продажи билетов. Для предприятий торговли ставка исчисляется из озвучиваемой торговой площади, исключая подсобные и складские помещения. Например, небольшое торговое предприятие с площадью менее 100 м2 облагается в месяц ставкой менее 500 рублей. Для предприятий общественного питания ставка исчисляется, исходя из категории и количества посадочных мест. Например, для кафе, вмещающих более 20 посетителей, предусмотрена ставка 52 рубля в месяц за одно посадочное место. При количестве посадочных мест более 30 ставка составляет 60 рублей в месяц за место. Учитываются и понижающие коэффициенты в зависимости от населенного пункта. Для Магнитогорска такая ставка составляет 0,75. Есть и скидки, зависящие от количества предприятий у одного физического или юридического лица, и так называемые «стимулирующие» скидки в 15%.

Если предприятия и организации отказываются заключать лицензионный договор, РАО обращается в правоохранительные органы с просьбой принять меры прямого прокурорского реагирования: проходят проверки, выносятся предписания…

Штрафные санкции даже за однократное исполнение произведения, являющегося объектом авторского права, в обход выплаты авторского вознаграждения, составляют от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

К слову сказать, в Магнитогорске пока нет еще ни одного (!) предприятия общественного питания, заключившего лицензионный договор с РАО. Зато есть договоры с театрами, филармонией и цирком.

Помимо работников СМИ, на пресс-конференции присутствовали представители гостинично-ресторанного бизнеса, торгово-развлекательных центров, к которым и обратился Погарский с предложением «о заключении лицензионного договора и соблюдении законодательства». Тут же возникло множество вопросов.

— У нас в кафе используются лицензионные компакт-диски. И мы, приобретая лицензионные диски, еще должны и с вами договор заключать, и вам оплачивать их использование?

Ответ: «Да, конечно, так как тут речь идет о публичном исполнении, а не об индивидуальном прослушивании!».

— А как быть с кабельным телевидением? С музыкальными каналами, транслируемыми в наших кафе?

Ответ: «Понимаете, есть понятие «использование произведения», а есть «исполнение произведения», «публичное исполнение» в месте, где присутствует большое количество лиц, не принадлежащих к широкому кругу семьи. Ваш случай подпадает под второе понятие, ведь вы, таким образом, привлекаете посетителей, и, соответственно, эта возможность тоже должна быть оформлена лицензионным договором». Давайте попробуем отключить музыку и ТВ в ваших кафе и посмотрим, куда больше людей будет ходить…

Звучали вопросы и от наших читателей, заранее заданные на сайте Магнитогорского информационного агентства:

— Подпадает ли под случай нарушения авторских прав ситуация, когда у человека, например в торговом центре, неожиданно заиграет мобильный телефон с фонограммой, у которой есть правообладатель?

— Ответ: Нет, это не будет рассматриваться и расцениваться как публичное исполнение.

— А как быть с исполнениями народными и самодеятельными коллективами песен на различных мероприятиях, например, на мероприятиях, посвященных празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне?

Ответ: Я хочу сказать, что День Победы – это очень знаменательная дата, это очень дорогой праздник для русских людей. Поэтому РАО обратилось в Госдуму РФ с вопросом о внесении изменений в законодательство, в IV часть ГК именно по вопросу публичного исполнения произведений на мероприятиях, посвященных таким знаменательным датам, чтобы авторское вознаграждение не взимать. Сейчас проходит очень много мероприятий, посвященных Дню Победы — авторское вознаграждение мы не взимаем.

— А ситуация, когда, например, выступает детский танцевальный или хоровой коллектив на некоммерческом мероприятии?

Ответ: Понимаете, можно, конечно, со всех требовать. Но мы прекрасно понимаем, что у нас сейчас в России есть масса категорий пользователей, с которыми в первую очередь надо работать, а не с детских коллективов взимать штрафы. Мы понимаем, что работа с детьми – это нужная просветительская работа…

— Где можно найти список охраняемых музыкальных произведений?

Ответ: На сайте РАО, пожалуйста. При этом нужно сказать, что инструментальная музыка, которая более 70 лет является национальным достоянием, если прошло более 70 лет со дня смерти автора — оплате за воспроизведение не подлежит. Однако здесь такая тонкость, все равно необходимо оплачивать тому коллективу, чью фонограмму вы используете – именно за исполнение.

«Давайте исполнять законодательство, давайте легитимно работать», — заключил Егор Логинов – «Другого выхода нет». «Закон – есть закон. Есть закон – надо его выполнять», — добавил Александр Погарский.

Помнится, в Магнитогорске были времена, когда пиратские, контрафактные диски давили с помощью дорожных катков – мера, в большей степени, эффектная, чем эффективная. Про эти времена вспомнил в своем выступлении присутствующий на пресс-конференции председатель МГСД Александр Морозов. К сожалению, упомянутые показательные акции оказались малоэффективными с точки зрения повышения правовой культуры жителей города: как продавались пиратские диски, так и продаются и покупаются. Разговоров на тему контрафакта ведется много, а результатов минимум, в том числе, и в вопросах действия норм IV части ГК РФ. Простому потребителю очень часто безразлично: пиратский диск он покупает или настоящий. Более того, при одинаковом качестве цифровой составляющей диска, выгоднее заплатить как раз за пиратскую продукцию, именно в силу её дешевизны. Сколько бы потребителя не просвещали, когда он пойдет в магазин, он отдаст меньше денег за товар такого же качества. Более того, современные технологии и, в частности, всевозможные «торренты» позволяют получать всевозможные цифровые записи даже без похода в магазин и совершенно бесплатно, достаточно установить специальную программу и ввести в неё адрес-ссылку выбранного файла. Подобное развитие технологий последнее время больно ударило по продавцам аудио-видео продукции, в том числе пиратской. Некоторые даже считают, что инициация действий, направленных на закрытие торрент-ресурсов исходит, в том числе, от продавцов аудио-видео продукции…

На следующий день после прошедшей пресс-конференции авторы материала были в одной из многочисленных пиццерий нашего города. На установленных в помещении экранах воспроизводились видеоклипы многочисленных зарубежных исполнителей, играла музыка, не относящаяся к видеоряду… Обсуждая вопрос защиты авторских прав, мы задумались о конкретном механизме их защиты. Вот, к примеру, в пиццерии, звучит песня неизвестного зарубежного исполнителя. Допустим, работники РАО «поработают» над данным вопросом, в результате чего данное заведение, как несоблюдающее авторское право, будет оштрафовано. Есть ли механизмы, которые позволят адресно доставить этому конкретному и одновременно «неизвестному зарубежному исполнителю» материальное возмещение за нарушение именно его авторских прав? А если таких исполнителей за день работы пиццерии были сотни? По всем в конце рабочего дня писать отчетность? И какая именно часть от конкретной взимаемой именно с этой пиццерии штрафной суммы адресно пойдет сотне «неизвестных зарубежных исполнителей»? Похоже, что проведенная пресс-конференция породила гораздо больше вопросов, чем дала ответов на них.

Если же городские предприятия питания и другие все же заключат лицензионный договор с РАО, то, думается, будет действовать поговорка «кто заказывает музыку, тот и платит за неё» и оплата данного договора будет возложена на кошельки посетителей кафе и им подобных заведений, равно как и возможные штрафные санкции.

Остается добавить, что государственную аккредитацию на защиту авторских прав РАО, как некоммерческая организация, получила в 2008 году. Срок действия аккредитации – пять лет.