Будет ли государство делать лучшую в мире школу?

В субботу президент США Барак Обама призвал в своем еженедельном обращении к нации приоритетно инвестировать в образование, подчеркнув, что Америка не имеет права в эти труднейшие кризисные времена экономить на школе, поскольку это означало бы «сэкономить на способности нашей страны выиграть будущее», ведь через образование нация получает «способность переиграть в конкурентной гонке остальной мир».

Далее (во второй раз за последние 10 дней) американский президент подчеркнул, что ключ к созданию в США новых перспективных рабочих мест и производств лежит через улучшение образования в сфере точных и естественных наук. Как ни странно, Обама ничего не сказал про курс «Место Америки в мире»: наверное, был занят переформатированием арабской части Большого Ближнего Востока. Также возможно, что ЦРУ и его советники просто еще не успели донести до лидера информацию о созданном в России секретном оружии в виде приоритетности не точных наук, а физкультуры, ОБЖ и «Места России в мире».

Анализируя выступление Обамы, отчего-то вспоминается великая фраза из гайдаевской комедии: «А женщины уже в волейбол играют».

Да, играют! И в волейбол, и в трансформацию и структуризацию мира, и в опережающие вложения в национальное образование и фундаментализацию его содержания.

А что у нас? Во что играем (или собираемся играть) мы, Россия?

После прошедшего в начале прошлой недели совещания у помощника уже российского президента Аркадия Дворковича было заявлено о переработке проекта образовательного стандарта для старшеклассников и о том, что это сделает некая «новая команда разработчиков».

К сожалению, перед нами – очередной бюрократический фокус, «фэйк».

Достаточно указать на то, что едва ли не главное внимание при «переделке» собираются уделять упрощению языка, чтобы даже и учителя смогли прочитать тексты и уяснить, что от них требуют.

Но суть изначально порочного подхода останется прежней, да и принципиально не может быть изменена, если переделка будет поручена очередной абстрактной и бесполой «новой команде разработчиков».

Национальная школа – главное оружие современности, либо массового поражения, либо массового возрождения. И тратить политические и финансовые ресурсы на то, что никогда «не полетит», – преступление.

Моя позиция на этот счет известна и была изложена в статье «Школе и образованию нужен свой Королев. И он в стране есть». Но хотелось бы обратить внимание на ключевой, не технологический, а мировоззренческий, даже религиозный принцип, стоящий за подходом к модернизации образования с 2001 года в целом.

В основе новой российской школы должно быть передовое содержание образования, вводящее всех без исключения школьников в высшие способности мышления, понимания, идеализации, моделирования, действия.

В этих же несчастных стандартах содержание образования подменяют не только бестолковой дрессировкой, но и вообще отказом от содержания, заменой содержания на содержание самих детей.

Это – не придуманная мною игра слов, а констатация вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, который в интервью «Голосу России» сказал про школьные стандарты (да и про модернизацию образования в целом) самое главное и, если вдуматься, сенсационное: «Поправки к Закону «Об образовании», которые были приняты несколько лет назад, переводят понятие стандартов Российской Федерации от содержания к результатам, т. е. стандартизируются результаты обучения и материальная база учебного заведения… Речь идет о некоторых условиях для содержания ребенка и о результатах, которые должны быть получены этому ребенку» (слушайте первую минуту аудиоверсии интервью).

Т. е. содержание заменяется на результаты и подменяется «условиями для содержания ребенка». Значимость данного высказывания Виктора Болотова трудно переоценить.

Во-первых, именно Болотов был ведущим исполнителем модернизации образования в должности замминистра. Именно он и продвигал, и, мягко выражаясь, «внедрял» ЕГЭ.

Во-вторых, при этом Виктор Александрович – честный и порядочный человек, к которому ничего на высокой должности не прилипло. Также он – добросовестный и талантливый работник, отдавший сфере образования всю жизнь.

Т. е. он знает, что говорит. И перед нами, повторюсь, в чистом виде религиозный принцип (если хотите – в чистом виде антиправославный). Жалко, что этого не замечает Московская Патриархия.

Причем принцип сквозной: ведь то же самое мы уже более 20 лет слышим про экономику, где якобы надо не строить заводы и т. п., а «создавать условия», которые, мол, и «дадут результаты».

Перед нами – аличностная модель, где все должно делаться «само» и, желательно, с нулевыми затратами со стороны государства. Поскольку известно, что сами даже кошки не родятся, то на практике личности есть, но они спрятаны в стороне и являются бенефициарами обезличенных процессов.

В традиционной же российской – и в советской! – школе ставка делается именно на личность каждого без исключения ученика. Именно на личность должна быть сделана ставка и в новой общенародной российской школе, которая за счет всех экспериментальных наработок последних 25 лет имеет все возможности стать и быть лучшей в мире.

Итак, будем строить новую школу или продолжать игры в переделки?

С огромным интересом буду следить за действиями государства российского.