Белорусская церковь осудила сталинизм

Белоруссия — страна больших противоречий. С одной стороны, на днях Белорусская православная церковь публично осудила сталинизм, с другой — Лукашенко публично заявлял о готовности забрать из московского Мавзолея тело Ленина. С одной стороны, белорусское правительство активно сотрудничает с церковью, а президент заботится об имидже верующего человека, с другой — едва ли не все люди, кто по той или иной причине побывал в Белоруссии, говорят, что попадает в эту страну как будто благодаря машине времени: до того всё вокруг напоминает СССР.

Белорусская православная церковь публично осудила действия сталинского режима в СССР. Если подумать, ничего удивительного в этом нет: ещё при Ленине большевики жгли и грабили церкви, а уж при Сталине за поклонение Богу можно было и вовсе попасть на каторгу. Однако в Белоруссии осуждение советской власти доселе не звучало никогда: ни устами нынешнего руководства страны, ни руководства белорусского экзархата. И это притом, что иерархи Русской церкви сталинизм уже давно называли «преступным» и «репрессивным».

23 августа исполнилось ровно 70 лет с момента подписания между СССР и Германией пакта Молотова — Риббентропа. Эта дата также была провозглашена Парламентской ассамблеей ОБСЕ Днём памяти жертв сталинизма и нацизма. По этому поводу глава Русской православной церкви патриарх Кирилл в интервью украинскому телеканалу «Интер» заявил: «Сталинизм — это репрессивный режим и в какой-то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди». Ещё более жёсткую оценку режиму дал глава Отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Илларион: «Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несёт личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей, — заявил архиепископ Илларион. — В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне». По его словам, Сталин уничтожил миллионы людей и этот факт неоспоримый.

А вот белорусский экзархат оценок старому режиму не давал. Возможно, не случайно: самого Лукашенко многие склонны называть «маленьким Сталиным». Более того, сам Лукашенко неоднократно заявлял, что и Гитлер, и Сталин хоть и уничтожили миллионы, но построили сильные государства с мощными экономиками. И вот недавно пресс-служба Белорусской православной церкви распространила официальное сообщение, в котором говорится: «Отношение Белорусской православной церкви ко времени, когда во главе государства стояли Ленин и Сталин, определяется по тому, как происходит канонизация святых новомучеников и исповедников земли белорусской в наши дни. Это и есть ответ Белорусской православной церкви на события того периода».

«Собор новомучеников регулярно пополняется всё новыми именами, из года в год расширяется сонм святых, совершивших свои подвиги исповедничества, мученичества и страстотерпчества в период советской антирелигиозной и антицерковной борьбы. Вместе с тем открываются и новые особенности времени, когда эти репрессии совершались, поэтому по-новому в наши дни осмысливается и отношение к событиям 20-30-х и 60-х годов», — разъясняется в сообщении.

Что это значит? Собственно, влияние Белорусской церкви в стране весьма значительно. Например, ещё несколько лет назад правительство страны заключило с экзархатом соглашение о сотрудничестве. Оно подразумевает, что главы церквей как в столице, так и в регионах страны будут регулярно посещать трудовые коллективы госучреждений, заводов и предприятий с целью «пропаганды высокодуховного образа жизни». На нескольких таких собраниях довелось побывать и корреспонденту «Часкора». Обычно на них собираются все специалисты учреждения и около двух часов слушают лекцию батюшки из близлежащей церкви. Такая лекция включает околочасовой рассказ о десяти заповедях, необходимости соблюдения православных постов, недопустимости лжи и т.п. Ещё полчаса поп рассказывает о знаменитом святом, который имел схожий род деятельности со специалистами учреждения (врачам, например, рассказывают о святых великомучениках-хирургах прошлого). Последние полчаса уходят на консультации святого отца по «личным» вопросам верующих. Как правило, эти вопросы придумываются заранее руководством госучреждения, а потом раздаются молодым специалистам: не задать вопросов лектору — значит проявить своё неуважение и нулевой интерес к затрагиваемой проблематике. Проходят аналогичные лекции и в школах, и в университетах. Одними лекциями влияние церкви не ограничивается. В Белоруссии не редкость, когда тот или иной фильм запрещают показывать в кинотеатрах, так как он слишком «аморален», — так было, например, с фильмами «Страсти Христовы» и «Код да Винчи».

Но самое главное в том, что БПЦ и белорусское государство — фактически единое целое. Лукашенко регулярно встречается с представителями церкви, а те в свою очередь регулярно на публике восхваляют едва ли не все решения в жизни страны. Это означает, что осуждение сталинизма — это не только пустословная дань РПЦ, но и публичное объявление о смене ценностей в Белоруссии. Лукашенко в последнее время упорно стремится доказать Европе, что его страна — такая же европейская, как, к примеру, Латвия. Интервью западным СМИ, отказ признавать Абхазию и Южную Осетию, встреча с папой римским, с Берлускони, осуждение сталинизма — это всё звенья одной цепи. Только если зарубежными визитами и интервью Лукашенко давал понять, что стремится к Европе, Западу и России, то сейчас фактически он демонстрирует это собственному народу. Ранее Лукашенко предпочитал чтить СССР. Практически в каждом белорусском городе есть памятник Ленину, бюст Сталина, а в любой деревне — памятники госдеятелей прошлого рангом пониже. Заводы и колхозы носят прежние названия: «Красный Октябрь», «Белорусский партизан», «Хозяйство имени Кирова» и т.д. В каждом белорусском городе есть улицы под названием Советская, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Ленина и т.д. Почти все площади в Белоруссии также носят старые советские названия. Даже в Минске проспект Франциска Скорины переименовали в проспект Независимости, а вот улицы Маркса, Энгельса и Ленина трогать не стали. Одна из главных достопримечательностей Белоруссии, куда с гордостью возят туристов и своих школьников на экскурсии, — небезызвестный историко-архитектурный комплекс «Линия Сталина».

Сам президент Белоруссии Александр Лукашенко, как уже отмечалось выше, неоднократно заявлял, что советский режим ему продолжает импонировать. Так, однажды Лукашенко заявил, что развал Союза не был вызван объективными причинами. «В политике, к сожалению, просто так такие вещи не делаются. Всё это было не бесплатно, за это были заплачены очень большие деньги, — заявил Лукашенко в 2005 году. — Надо было собрать тех подписантов в Беловежской пуще группе «Альфа», обнести их колючей проволокой, и пусть бы потом они звонили и докладывали старшему Бушу, что они там подписывают. Сидят и пьют с беловежскими зубрами».

Что же получается теперь? Не исключено, что, если отношения с Россией (официальным наследником СССР) окончательно зайдут в тупик, Лукашенко поведёт страну в Европу. Осуждение Ленина и Сталина на этом пути если не первый шаг, то как минимум попытка постоять сразу на двух окраинах геополитического поля. Сейчас рядовым белорусам покажется невероятным, если завтра на улицах начнут сносить памятники Ленину и переименовывать улицы под европейский манер. Однако достаточно взглянуть, как работает белорусская идеологическая машина из СМИ, чтобы понять: после соответствующей «подготовки» через пару лет, если надо, вся страна поверит, что она действительно живёт в Европе. А те дедушки, которые любят, сжимая кулаки, повторять: «Сталина на вас нет!» — перестанут о нём вспоминать.