К кому обращаться в поисках хорошей работы

Времена, когда в рекрутинговое агентство за подбором персонала обращались исключительно крупные компании, прошли. Теперь любой руководитель, ценящий своё время и ориентированный на гарантированное качество услуги, обращается за ней к профессионалам, знающим, где и как найти требуемого сотрудника.

Но как найти то самое агентство, которое, взяв гонорар, отработает его, как положено? Ведь рекрутер — это не просто сторонний «поисковик», он, так или иначе, становится непосредственным участником развития бизнеса.

В поиске таких агентств тоже есть свои нюансы. Давайте разберёмся в ключевых моментах.

Рекрутеры или «кадровики»?
Многие руководители, заинтересованные в подборе персонала, не видят принципиальной разницы между рекрутинговыми и кадровыми агентствами. И те, и другие подбирают нужные предприятию кандидатуры и обеспечивают людей рабочими местами? Да. Но разница в специфике работы кадрового и рекрутингового агентства есть.

Кадровое агентство (агентство по трудоустройству) подыскивает рабочее место для клиента-соискателя. Соответственно, подобная услуга оплачивается соискателем. Хорошего сотрудника найдет только хороший хедхантер

Рекрутинговое агентство ищет работника «под заказ» клиента-работодателя. Заказчиком услуги выступает работодатель, поэтому он и оплачивает услугу РА.

В двух словах разницу между этими двумя типами агентств можно описать так: кадровое агентство ищет место работы, агентство рекрутинга ищет персонал для конкретного места работы.

Поиск
Изначально нужно определиться с процедурой поиска рекрутингового агентства. Многие безоговорочно доверяют интернету — и в этом есть своя правда. Интернет позволяет быстро и наглядно получить информацию по колоссальному числу агентств, готовых в кратчайшие сроки за умеренную оплату и с гарантированным качеством предоставить требуемую услугу. Минус такого способа — велик шанс нарваться, если не на откровенных мошенников, то на не очень ответственных товарищей. Плюс интернет очень социализирован, и если рекрутинговое агентство успешно и выполняет свою работу качественно, то наверняка о нём можно найти много объективных отзывов. Да и сам факт, что об этом агентстве люди говорят и обсуждают его работу, подтверждает, что оно востребовано.

Но, как говорится, доверяй, но проверяй. Расспросите партнёров по бизнесу — наверняка кому-то из них приходилось пользоваться подобной услугой, и опыт был положительным. Примечательно, что удачное сотрудничество на этой почве часто перерастает в дружеские отношения. Это и понятно: владельцу бизнеса удобно, что в любой момент можно обратиться к «своему» агенту за нужной кандидатурой. Ну а рекрутинговому агентству никогда не помешает постоянный клиент.

Стаж и опыт
Конечно же, стаж работы на рынке услуг говорит о многом. Об опыте и стабильности агентства, как минимум. В среднем, «возраст» РА, на которое имеет смысл обратить внимание, составляет 5-6 лет. Однако никто не даёт гарантию, что агентство в погоне за клиентурой и статусом, попросту не увеличило время своего существования. При этом стаж работы агентства и стаж работы его сотрудников — далеко не одно и то же. Даже в престижном и именитом рекрутинговом агентстве никто не отменял текучку кадров и сотрудников-новичков.

В то же время многие начинающие агентства работают намного активнее и продуктивнее, чем их более «взрослые» коллеги. И то, что рекрутинговое агентство на рынке услуг без году неделя — тоже может ни о чём не говорить. Организовать его могут очень опытные и бывалые специалисты.

Успех РА — это, в первую очередь, работа конкретных рекрутеров-консультантов. Если вы знаете о таких, то поинтересуйтесь, работают ли они в агентстве в данное время?

Клиент-лист
Немаловажный показатель активной и успешной работы агентства — клиент-лист. Чем он обширнее, чем разнообразнее клиентский список, чем больше в нём закрытых эксклюзивных позиций, тем лучше.

А вот на логотипы и названия известных компаний и фирм, присутствующих в клиент-листе, обращайте поменьше внимания. Они могут просто «приглашёнными гостями» или сотрудничество было разовым и ограничилось подбором незначительной вакансии типа уборщицы или охранника.

Предоплата
Сегодня многие агентства работают без предоплаты и таким образом получают определённые бонусы в виде большого спроса на свои услуги. Минусом такого принципа работы может быть большая загруженность консультантов и как следствие — невысокое качество услуги.

Если рекрутинговое агентство требует предоплату, то таким образом оно пытается обезопасить себя от недобросовестного заказчика, который может отказаться от сотрудничества в любой момент. Необходимо понимать, что даже если ваш заказ по какой-то причине не будет выполнен в той мере, на которую вы рассчитывали, часть оплаченных вами агентству денег будет относиться к невозвратным: в любом случае консультант затратил на обслуживание вашей заявки силы, знания и собственный опыт, а это должно быть оплачено.

Оплата услуги
Опытные консультанты прекрасно осведомлены о реальной цене специалиста на рынке услуг. Поэтому, если вы готовы выложить до 25-50% от годового дохода искомого специалиста, то можете смело обращаться за услугами престижных рекрутинговых агентств. В компании «среднего уровня» вам предложат оплатить 10-20% годовых. Дешёвые услуги — это 5-15 тысяч рублей за поиск нужной кандидатуры. Но достойного качества за такую стоимость не ждите.

Отдельно придется раскошелиться, если речь идёт о поиске «эксклюзивного», «штучного» товара — специалиста высочайшей квалификации или с редкой специализацией.

Гарантии
Что должно гарантировать рекрутинговое агентство в обязательном порядке? Как правило, это однократная замена не подошедшего специалиста, которая осуществляется в течение испытательного срока. Для менеджеров среднего звена такой срок составляет 1-3 месяца, для топ-кандидатур — до 6 месяцев. Если гарантийный срок вам нужно продлить, то это оплачивается дополнительно. В крайне редких случаях агентство предоставляет обязательную «гарантийку» на год.

Сроки выполнения заказа
Разумеется, есть определённые временные рамки, которых придерживаются все работники РА при закрытии вакансий: на менеджмент среднего звена отводится 2-4 недели, на топ-менеджмент — от 6 до 8 недель. Однако всё зависит от сложности заказа.

Кстати, на резюме соискателей, которые вам предоставляет РА, обращайте внимание в первую очередь, отложив другие. Даже тот момент, что вы являетесь клиентом агентства, не означает, что для вас будут придерживать определённую кандидатуру. Востребованные специалисты расходятся, как горячие пирожки. И слишком долгое обдумывание может привести к тому, что вы попросту упустите того самого профессионала, который и был вам нужен.

Сотрудничество
Как правило, рекрутинговые агентства предоставляют типовые договоры, разобраться в которых несложно и самому руководителю. Но, если считаете нужным, перед тем, как подписывать договор о сотрудничестве с РА, отдайте его юристу компании.

Остановив выбор на конкретном агентстве, организуйте личную встречу с консультантом: и личный контакт, и непосредственное обсуждение рабочих моментов поможет в дальнейшем выстроить оптимальные взаимоотношения.

Для предметной беседы с рекрутером обдумайте, какие требования к искомому специалисту вы выдвигаете в первую очередь. Подробно расскажите о своей компании — о специфике её работы, о взаимоотношениях в коллективе. Всё это поможет рекрутеру при подборе специалиста.

Поинтересуйтесь, как будет вестись поиск кандидата. Профессиональные рекрутеры, особенно если речь идёт о «редком» специалисте, ведут так называемый точечный прямой поиск, который подразумевает поиск персоналии среди конкретных компаний, работающих в вашей отрасли или смежных сферах. Так они выходят на самых лучших кандидатов, чьи резюме нельзя найти в свободном доступе, например, в том же интернете.

Назначьте человека, который от лица вашей компании будет контактировать с рекрутером. Желательно, чтобы это был руководитель того отдела, в который подбирается специалист.