Женщины из Казахстана привлекают мужчин

Француженки известны всему миру своей утонченностью, азиатки своей кротостью, о русской женщине есть всем известное высказывание: «и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет», а природа казахской женщины по сей день кажется нам загадкой.

Феминизм в Казахстане совсем не очередная навязчивая идея, пришедшая с запада. Казахская женщина всегда была свободна, своевольна и, все разговоры про исторически патриархальный строй, и про рабское положение казахской женщины в семье глубоко ошибочны.

Наша история имеет множество примеров сильных и волевых женщин, о которых мы не должны забывать. Казахстанские женщины и сейчас продолжают прославлять нашу страну, добиваться успеха и остаются независимыми, и по сей день. Однако проблемы есть, и очень часто они берут свое начало в неправильном понимании женской независимости в нашем историческом контексте. Идея о сильной женщине существовала всегда, конечно на просторах великой Степи во времена юрт, кочевок и батыров еще не было понятия феминизма, но казахские женщины во все времена отличались силой характера, и во многом этому способствовала их нелегкая судьба.

Так в чем же тайна казашек? О быте и о роли женщин в казахском обществе можно узнать из сохранившихся записей русских краеведческих экспедиций и некоторых представителей казахской интеллигенции. Однако эти мнения во многом расходятся, по одним источникам традиции, вера и менталитет ставили женщин в безвыходное положение и ущемляли их права, по другим сведениям, мнение женщины в семье всегда считалось наравне с мужским. Например, советские власти в ходе исследования жизни казахского народа заключили, что женщины-казашки находились в настоящем рабском положении. По окончанию исследований было заключено: «На женщине лежат все домашние работы. За исключением остова кибитки, который покупается. Кибитка целиком дело рук женщины. Одежда вся изготовляется женщиной. Приготовление пищи, заготовка топлива, доение скота, уход за детьми — все это делает женщина».

Безусловно, kazakh girls, как и женщины других народов, выполняли огромную работу по хозяйству и воспитанию детей, но в данном обсуждении суть не в том, насколько справедливо, тем или иным образом разделялись обязанности по хозяйству между мужчинами и женщинами, мы скорее фокусируемся на положении, статусе и значимости женщины в казахском обществе того времени, относительно стандартов жизни того времени. Поэтому из краеведческих исследований и заключений появляется вопрос, можно ли утверждать, что женщина-казашка была рабой в семье?

В другом исследовании Беротова тоже рассматривается эта позиция, по поводу рабского положения женщин казахской степи:

Весьма важно заметить то обстоятельство, что в основе казахской зажиточности лежит труд женщины. Эта вековечная работница, лет 16 — 17 уже выданная замуж, всю свою жизнь не знает ни отдыха, ни покоя, работает по хозяйству, ухаживает за скотом и дает возможность мужу жить, предаваясь столь сладкому кайфу. Может быть поэтому, женщины у казахов пользуются значительно большей свободой, чем у других мусульманских народов.

В этом случае Беротов, исходя из своих наблюдений, также выражает сострадание к казахским женщинам, несмотря на это он очень точно подмечает, что такой груз обязанностей, легший на женские плечи, дал казашкам свободу, которая есть у женщин не всех народов и культур. И это замечание абсолютно справедливо, ведь казахская женщина совмещала в себе такие качества, как женственность и мужество, гордость и нежность, стойкость характера и силу воли. Наряду с хлопотами по хозяйству женщины, как и мужчины, разъезжали на лошадях, гнали скот, кочевали. На женщинах держалась вся семья, они занимались приготовлением еды, одежды, скотом, воспитанием детей, поэтому у женщины в обществе всегда был статус и значимость.

К этой точки зрения придерживается К.А. Белиловский, который в 1894 году в работе «Женщина инородцев Сибири» с восхищением высказался о силе женщины казахской степи:

Женщина кочевых народов в силу роли своей — жены, матери, хозяйки, в силу необходимости, смотрит за хозяйством, доит кобылиц, готовит пищу, чинит одежду, обшивает семью, сшивает кошмы для юрты, заботится о кумысе и проч. Но следует ли из этого, что она «вьючное животное», «раба» в низком смысле этого слова?… Я много раз бывал на пиршествах казахского населения, … женщины истребляли баранину и куырдак, пили кумыс и чай наравне с мужчинами, принимали самое деятельное участие в пиршествах и отдавались веселью всею душою. Иная красавица, вся алая, как маков цвет, джигитуя на степном скакуне, направо и налево даже хлестала нагайкой нагонявших её джигитов. Я много знаю казахских семейств, в которых женщины пользуются даже особенным вниманием и авторитетом. Без их согласия ни муж, ни сыновья не смеют ни делать в городе покупок, ни совершать продажу и прочее.

Теги: