Здравоохранение в России деградирует

Подавляющее большинство граждан России уверено, что качество и доступность медицинского обслуживания за последние годы ухудшаются или по крайней мере не улучшаются. Такие данные опросов обнародовали вчера сразу несколько исследовательских центров.

Согласно опросам, жители страны говорят о деградации здравоохранения, а эксперты – о коррупции, разъедающей эту сферу. Однако в Минздраве считают, что недовольство здравоохранением – нормальное явление. По собственным опросам ведомства, удовлетворенность граждан реализацией медицинских госпрограмм достигает 60%, пишет «Независимая газета»

Социологические исследования доказывают, что подавляющее большинство граждан не видят улучшений в здравоохранении в связи с реализацией приоритетного нацпроекта.

Как показывают опросы, лишь один россиянин из восьми заметил за последние два года улучшение в сфере отечественного здравоохранения. Такие данные обнародовал вчера исследовательский портал SuperJob.ru. Согласно проведенному в августе общероссийскому опросу (участвовало 3000 респондентов), 35% россиян заметили в течение двух лет только ухудшение медобслуживания, 33% не заметили ни улучшения, ни ухудшения, 20% затруднились с ответом и лишь 12% отметили, что здравоохранение стало доступнее и качественнее.

Больше всего россиян разочаровывают квалификация медработников, медицинское оснащение поликлиник и организация доступа к врачам и медуслугам. В бесплатных клиниках многие услуги стали неофициально платными даже при наличии у пациента страхового полиса. Платные клиники тоже не гарантируют качественного лечения: в них высока доля непрофессионалов, относящихся к пациенту как к неиссякаемому источнику денег.

К похожим же результатам пришли и специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Августовский опрос (2000 респондентов из 44 субъектов РФ) показал, что только 14% россиян качество медобслуживания считают хорошим, 39% – плохим, 38% – удовлетворительным, 9% затруднились ответить. При этом 50% россиян отметили, что качество услуг со временем не меняется, 26% сказали, что оно ухудшилось, 11% – что улучшилось, 12% затруднились с ответом.

В Минздравсоцразвития, однако, считают критику необоснованной, а некоторые социологические опросы не совсем объективными. В ведомстве Татьяны Голиковой сообщили, что, например, с 2008 года в рамках нацпроекта «Здоровье» начали реализовываться программы по таким стратегическим направлениям, как совершенствование организации медпомощи пострадавшим при ДТП, совершенствование медпомощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие службы крови. И статистика показывает улучшение ситуации по этим пунктам. Кроме того, по данным министерства, по реализуемым программам показатели удовлетворенности оказанием медицинской помощи составляют порядка 60%.