По практически единогласному мнению специалистов, Россия всегда будет страной преимущественно выездного туризма.
Парадокс заключается в том, что статистика этого вроде бы не подтверждает.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2008 году за границей отдохнули 11,3 миллиона россиян (фактически меньше, поскольку некоторые ездят не один раз в год, РСТ же считает не людей, а количество проданных туров). К тому же, примерно 310 тысяч из них ездили в Крым, который психологически для большинства россиян зарубежьем не является.
Число организованных отдыхающих в России за то же время, по информации Федерального агентства по туризму, составило около 30 миллионов.
Однако львиная доля этого числа приходится на профсоюзные и ведомственные дома отдыха, санатории и детские лагеря, куда путевки предоставляются с большими скидками. Это вопрос не выбора, а финансовых возможностей.
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина в интервью Русской службе Би-би-си напомнила, что позволить себе регулярный отдых за границей пока могут 4-5 процентов населения России, а большинство вообще нигде не отдыхает, или довольствуется поездками на дачи.
Но когда у россиянина есть деньги, и, следовательно, возможность выбора, он в большинстве случаев предпочитает отправиться за рубеж, считает Тюрина.
Турфирма «Ориент» существует уже 18 лет, и работает исключительно на рынке внутреннего туризма. Ее генеральный директор Анатолий Гусев уверен, что «своего покупателя наши курорты находят». В прошлом году компания обслужила около 130 тысяч клиентов. По мнению Гусева, при правильном ведении дела внутренний туризм даже прибыльнее выездного.
Тем не менее, в целом он согласен с коллегой.
В чем причина?
«Сервис, прежде всего. Комфорт», — говорит Ирина Тюрина.
Анатолий Гусев также находит, что «соотношение «цена-качество» не в пользу российских курортов, за соизмеримые деньги более качественный отдых можно получить за границей».
Как сообщил на днях на пресс-конференции в Москве генеральный директор компании «Тез тур» Владимир Каганер, стоимость недельной поездки в Египет и Турцию начинается с 250 долларов, в Грецию или Испанию — с 300 евро.
РСТ недавно сравнил стоимость отдыха в Сочи, Анапе и Крыму с данными по Египту, Турции и Болгарии. Выяснилось, что при одинаковом классе отелей отдых в России дороже в среднем на 30%.
При этом заграничный турпакет включает перелет, трансфер из аэропорта в гостиницу и обратно, медицинскую страховку и, нередко, питание по принципу «все включено», а в России речь идет о проживании с завтраком без транспортных расходов и страховки.
В июле, когда цены в Египте сильно снижаются из-за жары, съездить туда выходит примерно на 60% дешевле, чем в Анапу.
Почему отдыхать в России дорого? Во-первых, сезон короток, и владельцы отелей вынуждены поднимать цены, чтобы окупить их содержание за целый год. Во-вторых, велики налоги на землю и коммунальные платежи, много, как деликатно выразилась Тюрина, «всяких разных официальных и неофициальных обременений». В-третьих, из-за высокой инфляции отели, объявляя цены в начале сезона, закладывают в них будущий рост цен на продукты и все необходимое для нормальной работы.
«Домоседы»
Отвечая на вопрос, отчего, в таком случае, российские отели все же не пустуют, эксперты поставили на первое место родной язык, привычную пищу, что особенно важно для тех, кто отдыхает с маленькими детьми, а также возможность не возиться с паспортами и визами.
Кроме того, по мнению Ирины Тюриной, в России сформировалась категория обеспеченных людей, которые «уже наездились по заграницам» и стремятся за впечатлениями и адреналином в экзотические уголки отечества: ловить рыбу в астраханских плавнях, охотиться на Алтае, любоваться камчатскими гейзерами и кататься на собачьих упряжках на острове Врангеля.
Анатолий Гусев не вполне согласен с этим: по его данным, такой вид туризма находится еще в зачаточном состоянии. Примерно для 80% «домоседов» приоритетом остается пляжный отдых.
Моральный фактор
Кроме практических соображений, на выбор влияют моральные и эстетические вкусы.
Среди россиян, особенно тех, чья молодость прошла за «железным занавесом», есть люди, которым сама возможность свободного пересечения границы до сих пор создает приподнятое настроение. Им нравится вальяжно протягивать в аэропорту свой паспорт, видеть вокруг надписи на латинице, быть частью «золотого миллиарда», отдыхающего на международных курортах — и не нравятся громкие разговоры с матерком и отечественная попса.
Несколько снобистски, но точно выразил это настроение один представитель среднего класса и среднего возраста, работающий в московском офисе крупной западной компании: «За свои деньги я желаю проводить отпуск там, где мне говорят «сэр»!».
Других, напротив, раздражают чужие обычаи, а привлекает привычная обстановка и возможность легко знакомиться на отдыхе с людьми (хотя во многих турецких, кипрских и таиландских отелях россиян нынче столько, что они и за границей могут ощущать себя дома).
Так или иначе, по наблюдениям Анатолия Гусева, группы любителей заграничного и «домашнего» туризма уже сложились, причем те и другие есть среди людей всех возрастов и профессий. Отчасти можно говорить о том, что отдыхать в России предпочитают люди пожилые и, наоборот, совсем молодые (студенты и пары с маленькими детьми), а также работники крупных государственных и полугосударственных предприятий, но ярко выраженных закономерностей здесь нет.
Кризис
В 2008 году экономический кризис не успел заметно сказаться на отдыхе россиян. Число поездок за границу увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти на 18% (во времена нефтяного бума ежегодный рост составлял 21-22 процента).
Зато за первые четыре месяца 2009 года Нажать поток туристов снизился на четверть. По мнению экспертов, данные за год будут примерно такими же.
Российские туроператоры, работающие на выезд, закупили туров и мест на чартерных рейсах на 20-30 процентов меньше, чем в прошлом году. Если раньше они не боялись брать с лихвой, чтобы предстать перед иностранными отельерами в качестве перспективных партнеров и закрепить за собой максимальную долю рынка, то теперь тщательно просчитывают риски.
По словам Тюриной, теперь все думают не о завоевании новых позиций, а о сохранении бизнеса.
Что касается клиентов, они в первую очередь отказываются от экскурсионных туров по крупным городам, экономят на качестве (бронируют вместо люксов «трехзвездочники») и количестве поездок (предпочитают одну двухнедельную двум-трем коротким). А вот на соотношении отдыхающих в России и за границей кризис не сказался. Выездной и внутренний туризм страдают от него одинаково.
По мнению экспертов, с улучшением экономической ситуации процент отдыхающих за границей будет расти. Вступит в дело географический фактор. В России, как и повсюду в мире, слово «отпуск» для большинства людей ассоциируется с пляжем, а теплыми морями страна обделена, и курортный сезон короток даже на Северном Кавказе. Сочи, Анапы и Геленджика на всех не хватит.