Зачем нужна российская история?

Давно катается в голове вопрос (в общем, риторический 🙂 — в чем смысл истории России как области знания, если исходить из того, что Россия как исторический феномен, судя по всему, доживает последний сезон?

Да, прошлое Римской империи и прочих цивилизаций, отошедших в царство теней, разумеется, интересно, и его можно и нужно изучать. Но всё же это — не тот вид исторического знания, посредством которого общество сознает себя. Это — «историческая букинистика».

А вот интерес к прошлому своей страны или других современных стран — это, по идее, нормальная форма повседневной духовной жизнедеятельности социума.

Но если повседневная жизнедеятельность социума — абсолютно ненормальна? Если она представляет собой, по сути, цивилизационную агонию?

В этом случае, как нетрудно заметить, у общества пропадает всякий интерес к какой бы то ни было болезненной исторической правде, способной, подобно горькому лекарству, помочь преодолеть системные хвори и двинуться вперед.
И, напротив, появляется наркотическое пристрастие к болеутоляющей приторной исторической лжи (как правило, гламурно-патриотического свойства), отвлекающей неизлечимо пораженный организм от тяжких предсмертных раздумий и мук. (Примеры все перед глазами, нет, наверное, нужды их долго и утомительно перечислять).

И, вроде бы, такую «терапию» можно было бы признать гуманной, — если бы речь шла об умирающем организме одного человека, а не целой страны. Дело в том, что, в отличие от людей, страны и общества умирают «не до конца». Точнее, умирают государства и даже цивилизации, — а вот люди и земли после них — остаются. И обитателям рухнувших культурно-исторических пространств volens-nolens приходится выползать «из-под глыб»…

Но чем дольше и истовее в период «коллективной агонии» общества кормят себя негодными научно-историческими препаратами, тем труднее и драматичнее в дальнейшем выходят они из-под камня, «щурясь на белый свет».
Впрочем…

Впрочем, все эти слова я произношу вотще (хотя, надеюсь, и не в пустоту 🙂 Ибо понимаю: осознание данной истины, если и случается у общества, то исключительно пост-фактум.
А пока этого не произошло, добросовестным жрецам достопочтенной музы Клио остается лишь по возможности спокойнее и поглубже выдохнуть, расслабиться и честно признать себя лишними на этом изрядно затянувшемся и малорадостном празднике российской общественной жизни…