Зачем нашей элите нужен генерал Власов?

В связи с нашумевшим призывом Зарубежной Православной церкви к реабилитации генерала А. А. Власова возобновились споры вокруг скандальной книги бывшего мэра Москвы Гавриила Попова «Вызываю дух генерала Власова». В этой книге один из бывших вождей «демократов первой волны» также призвал к полной реабилитации генерала Власова.

«В вас, — обращался Г. Попов к духу покойного генерала, — я вижу предтечу антисоциалистической народной революции 1989-1991 годов. Вы были родоначальником того варианта антисталинизма и антисоциализма, который основан на идеях, актуальных и сейчас. И пока наше современное демократическое движение не осознает своего родства именно с вами… — оно не будет прочным и перспективным».

Г. Попов призвал также воздвигнуть «мемориал тем, кто боролся за новую, постиндустриальную, демократическую Россию». «И первым в этом мемориале должен стоять памятник вам [Власову]. И — очень близко к вам — памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову. Вы оба очень близки».

Конечно, в качестве первой реакции на столь экстравагантный шаг невольно возникает недоумение: да не повредился ли рассудком бывший столичный мэр? Но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что в действиях г-на Попова умопомешательства ничуть не больше, чем в недавнем призыве синода Зарубежной церкви. В безумии этом есть система…

Нет, это не эксцентричная выходка, а расчётливый и рассудочный шаг опытного политика.

Что ж, давайте разберёмся, в чём заключаются его расчёты. Для этого нам потребуется выяснить, какие, собственно говоря, «ценности» воплощает в себе фигура генерала Власова. Почему сейчас, спустя более чем 60 лет после его смерти, вокруг этой персоны кипят такие жаркие споры, ломается столько копий? Конечно, угадать внутренние «ценности» человека, который трижды последовательно отрекался от того, чему присягал (то есть от царя, затем от Советской власти и, наконец, от Гитлера) — задачка не из лёгких. Но нам совершенно не требуется, по примеру г-на Попова, «вызывать дух» покойного генерала и допытываться у него о его «ценностях» (тем более, что «дух» этот может оказаться не слишком благовонным).

Нас интересует другое: какие «ценности» генерал Власов представлял и представляет, так сказать, для внешнего мира? Начнём с простейшего вопроса: с чем ассоциируются для большинства людей слова «генерал Власов»? Надо полагать, с понятием «предательство». Вот именно в нём и заключена одна из главных «ценностей», которые воплощает генерал.

«Помилуйте! — могут на это возразить. — Какая же это ценность? Это и не ценность вовсе, а, мягко выражаясь, антиценность!» С традиционной точки зрения, дело именно так и обстоит. Но не следует забывать, что вся нынешняя российская элита (по крайней мере, всё её старшее поколение) тоже отреклась и предала проклятью те самые ценности, которым присягала, которые проповедовала и которые клялась защищать до последней капли крови. Те ценности, которые и обеспечили её нынешнее социальное положение.

По своему внутреннему мироощущению наша элита — не кто иной, как «коллективный генерал Власов». Как и Власов, перебежав через идейную «линию фронта», она ничего не потеряла в материальном плане — не только сохранила, но и серьёзно упрочила свои привилегии. Поэтому невозможно отрицать, что воспевание генерала-перебежчика проливает целебный бальзам на её «душевные раны» и не может ей глубоко не импонировать.

Превращение предательства из антиценности в легитимную общественную ценность — это то, чего нашей элите очень недостаёт, хотя она и не решалась до сих пор заявить об этом прямо. И г-н Попов, поднимая на щит Власова, психологически точно отзывается на её самые сокровенные мечты.

Но одним этим «ценности», которые несёт в себе фигура Власова, отнюдь не исчерпываются. Поставим вопрос так: а какие «ценности» воплощал в себе генерал Власов для своих гитлеровских хозяев? Об этом с редкой для политика откровенностью высказался его непосредственный шеф — глава СС Генрих Гиммлер.

Из выступления Гиммлера 6 октября 1943 года: «На третий день мы сказали этому генералу примерно следующее: то, что назад вам пути нет, вам, верно, ясно. Но вы человек значительный, и мы гарантируем вам, что, когда война окончится, вы получите пенсию генерал-лейтенанта, а на ближайшее время — вот вам шнапс, сигареты и бабы. Вот как дёшево можно купить такого генерала! Очень дёшево. Видите ли, в таких вещах надо иметь чертовски точный расчёт. Такой человек обходится в год в 20 тысяч марок. Пусть он проживёт 10 или 15 лет, это 300 тысяч марок. Если одна батарея ведёт два дня хороший огонь, это тоже стоит 300 тысяч марок… А тут подоспели идеи господина Власова: Россия никогда не была побеждена Германией; Россия может быть побеждена только самими русскими. И вот эта русская свинья господин Власов предлагает для сего свои услуги…»

«Шнапс, сигареты и бабы» — звучит довольно цинично. Выразимся более политкорректно — материальные жизненные блага.

Можно подыскать и ещё более изящное определение, рассуждая так: «Какой же человек не ценит материальные жизненные блага? Только фанатик-изувер, экстремист какой-нибудь, типа Зои Космодемьянской. Вот и мы поставили эти блага во главу угла, выше, чем любые нематериальные химеры. Это значит, что нам дороже всего — человек, человек как таковой, его первичные потребности. Как и генералу А. А. Власову».

А разве вся, по выражению Г. Х. Попова, «антисоциалистическая народная революция 1989-1991 годов» не оказалась в конечном итоге именно таким разменом нематериальных благ на материальные? «Новое поколение выбирает «Пепси»!» — лозунг тех лет. Если отвлечься от того, что знаменитый напиток при ближайшем рассмотрении оказался сплошным надувательством — всего-навсего густым сахарным сиропчиком, вредным для здоровья, то что эта формула обозначала в тот момент? Именно идею размена нематериальных благ на материальные.

Новое поколение выбирает — что?.. Либертэ, эгалитэ, фратернитэ? О, нет! Оно выбирает «Пепси»! А какая, в сущности, разница — шнапс или «Пепси»? Никакой.

Конечно, этот размен права первородства на чечевичную похлебку произошёл не вдруг. Общественное мнение подготавливалось к нему исподволь, постепенно. Десятилетиями раньше был выдвинут знаменитый призыв — «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Не по уровню «свободы, равенства и братства» (то есть нематериальных благ) на душу населения, как это мыслилось в 1917 году. Нет — а по мясу, молоку и маслу…

От этого лозунга, в сущности, оставалось рукой подать до: «Новое поколение выбирает «Пепси»!» Теперь Г. Попов определяет происшедшее в 1989-1991 годах, в том числе и под его славным водительством, как власовскую революцию. И ведь это говорит не кто-нибудь, а один из бывших вожаков этой самой «революции»! «Вот как дёшево можно купить всю российскую элиту! Очень дёшево. Видите ли, в таких вещах надо иметь чертовски точный расчёт…»

Таким образом, мы видим, что в отношении настроений элиты Г. Попов со своим лозунгом реабилитации Власова попадает, что называется, в яблочко. Размен прошлых «идеологических химер» на «сигареты, шнапс и девочек» — это и есть именно то, чем российские элитарии купили своё нынешнее место — и в России, и в мире. Но если генерал Власов — герой и святой, то и их отречение от своего прошлого предстаёт в совершенно ином, выгодном свете! А что, если провернуть такой же разменчик повторно? Обменять нынешние, хоть и сильно пожухлые «химеры» (служение России, Победу 1945 года, великую энергетическую державность и т. п. дребедень) на всё те же вечные, немеркнущие ценности — шуршащие и зелёного цвета? Да ведь это была бы выгоднейшая сделка, предложение, от которого невозможно отказаться.

Однако фокус заключается в том, что сегодняшние обитатели Кремля не готовы провозгласить такой размен открыто. Есть определённые правила политической игры, которые сковывают свободу их движений. Точно также, как Горбачёв не мог в один миг в 1985 году выбросить за борт идеи революции и социализма, так и они не могут в одночасье реабилитировать и, тем паче, канонизировать генерала Власова. Потому что одно дело — возложить цветы на могилу союзника Гитлера маршала Маннергейма (что недавно сделал Медведев). Одно дело — посудачить о реабилитации атамана Краснова и изготовить его казакам мемориальную доску. И совсем другое дело — провозгласить генерала Власова святым и героем и объявить Великую Победу 1945 года — Великим Преступлением. А её ветеранов, соответственно, — преступниками. Ведь эдаким кульбитом и последнюю опору из-под себя вышибить недолго! (Что Горбачёву в сходной ситуации и удалось вполне).

По всему по этому «власовские» лозунги приобретают определённую антиэлитарную направленность. Не глубинную — поскольку вся наша элита мыслит именно «по-власовски», но лёгкую, поверхностную. То есть ровно такую, какую и нужно Г. Попову со товарищи…

Ведь Попов, разумеется, не собирается отстранять от власти правящую элиту в целом. Ему такое и в страшном сне не приснится! Он хочет, как это было в 1989-1991 годах, исполнить самые дерзкие и потаённые мечты этой самой элиты — вдобавок при согласии и даже содействии со стороны народа.

Могут спросить: «Но как же г-н Попов рассчитывает добиться народной поддержки? Неужели он воображает, что народ выйдет на улицы под лозунгами реабилитации и, тем паче, канонизации генерала Власова? Отречётся от собственной Победы 1945 года, предаст её анафеме? Невозможно, немыслимо!».

Возможно это или невозможно — вопрос отдельный. Однако приходится твёрдо констатировать: именно так г-н Попов и думает. Именно на этом он и строит свои расчёты. В конце концов, ведь удалось ему с коллегами в 1989-1991 годах вывести на улицы народные толпы под лозунгами отречения от революции 1917 года? Почему же нельзя вывести их вновь под лозунгами отречения от Победы 1945 года? Отчего то, что удалось однажды, невозможно повторить вновь?

Главный фокус, на который не без оснований рассчитывает г-н Попов: что нынешние обитатели Кремля не в состоянии мгновенно отречься от Победы, как тогдашние обитатели Кремля были не в состоянии мгновенно отречься от революции. Пусть даже внутренне они давно уже от неё отреклись. Но внешне такое отречение нуждается в целой серии подготовительных телодвижений, а значит — требует времени. Следовательно, лозунг новой «власовской революции» преисполняется лёгкого антиэлитарного привкуса. Именно лёгкого — ни больше, но и ни меньше, чем нужно.

На эту «антиэлитарную» удочку можно поймать и повести за собой часть народа. И, само собой, часть, притом бОльшую часть элиты (почему, об этом уже было сказано выше). За портретом Власова охотно пойдут вовсе не только «чистые единомышленники» г-на Попова, а гораздо более пёстрая и широкая компания. И недавнее заявление синода Зарубежной церкви — неплохое подтверждение правильности расчётов Гавриила Харитоновича.

Ненаучная политическая фантастика, скажет кто-то? Хотелось бы так думать… Но г-н Попов, очевидно, полагает иначе. Может быть, стоит прислушаться к голосу искушённого политика?