«Ястребы» против ваххабитов

В феврале нынешнего года в Кабардино-Балкарии (КБР) заявила о себе новая сила. Ее участники именуют себя «Антиваххабиты – Черные ястребы». Целью этой организации является борьба с исламистским подпольем, которое год от года наращивает свою активность на территории республики.

Статистика говорит сама за себя. В течение 2010 года в КБР было произведено около 50 террористических и диверсионных атак, а локальные режимы КТО вводились дважды. При этом в городе Тырнауз этот режим действовал почти два месяца (с 20 октября по 25 декабря), а в ходе спецоперации на этом направлении были задействованы более 400 сотрудников правоохранительных структур. Кроме КТО, на территории республики в мае 2010 года вводился режим Специальной комплексной профилактической операции (СКПО), который фактически является облегченным вариантом первого режима. В июне прошлого года президент КБР Арсен Каноков дал добро на ввод в республику смешанного контингента по борьбе с экстремизмом. Из тех данных, которые озвучивали правоохранительные структуры, стало известно, что на территории Кабардино-Балкарии действуют около 700 членов различных подпольных формирований боевиков.

Похоже, что многих в республике такое положение дел не устраивает. В ночь с 5 на 6 февраля у дома, где проживает семья Астемира Мамишева, находящегося в федеральном розыске и подозреваемого в причастности к ряду террористических акций, была обнаружена записка от имени «Черных ястребов». В ней говорилось следующее: «Предупреждение! Если ваш сын убьет еще хоть одного жителя Кабардино-Балкарии, вы будете уничтожены». До этого времени в КБР никто не слышал и не говорил о существовании антиваххабитской организации, хотя на многочисленных форумах и блогах звучали призывы к тому, чтобы семьи боевиков несли ответственность за своих нерадивых родственников. Озвучивались также и тезисы о необходимости создания добровольных народных дружин и едва ли не ополчения.

Теперь, кажется, от слов решили перейти к делу. Во-первых, «ястребы» не ограничились письмом семье Мамишева. Они бросили во двор бутылки с зажигательной смесью. Во-вторых, помимо действий в отношении конкретной семьи, по КБР начали гулять листовки «ястребов», призывающие положить конец «религиозной диктатуре». В интернете появились видео-обращения, которые трудно однозначно идентифицировать, однако, их идейно-политическая направленность предельно ясна. Она обращена против исламских радикалов: «За вас объявили награду – два миллиона. Нам эта награда не нужна – мы ликвидируем вас бесплатно». Впрочем, и националистический элемент здесь также присутствует: «Никогда в истории не было такого, чтобы адыг или балкарец подчинялся каким-то чеченцам. Ты, Джапуев («эмир» одного из структурных подразделений так называемого «Эмирата Кавказ») открыто заявил, что твой хозяин Доку Умаров. Он приказал тебе убивать и грабить свой народ, отчитываться про свои подвиги на видеороликах, а награбленные деньги отдавать ему».

Сегодня невозможно со стопроцентной точностью предсказать, какое будущее ждет кабардино-балкарских антиваххабитов. Очевидно, что структура, называющая себя так, делает только первые шаги. И насколько далеко они зайдут, судить трудно. За постсоветский период на Северном Кавказе возникало много организаций, партий и движений. И даже провозглашалось множество «суверенных республик». В той же КБР заявляли о создании отдельных Балкарии и Кабарды, а националистически настроенные радикалы пытались разграничить территории двух этносов. Однако часто вся эта активность быстро выдыхалась. Кто-то предпочитал непредсказуемым перспективам стабильную работу чиновника, кто-то уходил в бизнес, а кто-то вовремя «одумывался». Между тем, само явление заслуживает пристального внимания, так как фиксирует политические тенденции на Северном Кавказе.

На Северном Кавказе еще в неспокойные 1990-е годы возникали группы, которые, если и не отвечали террором на террор, то были готовы к силовому противостоянию с исламскими радикалами.

Так, столкновения между сторонниками «традиционного» (суфийского) ислама и салафитами (известными с подачи СМИ, как ваххабиты) произошли в Махачкале в 1994 году, а в селе Карамахи – в 1995 и в 1996 гг. Тогда же были отмечены аналогичные инциденты в Кизилюртовском, Каякентском, Цумадинском районах Дагестана. В мае 1997 г. в Буйнакском районе была спровоцирована драка с применением оружия. Тогда же по всему Дагестану прошли сходы граждан, потребовавшие запрета «ваххабизма» и разоружения экстремистских групп. Муфтий Дагестана Cайид-Мухаммад Абубакаров (погиб 21 августа 1998 года), считавшийся ярым противником салафитов, незадолго до своей смерти произнес фразу: «Всякий мусульманин, убивший ваххабита, попадает в рай, как и мусульманин, погибший от рук ваххабитов». Кстати говоря, антиваххабитский мотив играл важнейшую роль в формировании дагестанского ополчения в помощь российской армии и внутренним войскам во время вторжения Басаева и Хаттаба в Дагестан.

Но случай с Дагестаном – не единственный. В Чечне между 1996 и 1999 годами многие люди стали браться за оружие, обороняясь от исламистских группировок. Кстати, именно в этом крылась одна из причин того, что многие вчерашние сепаратисты перешли в российский лагерь, посчитав Москву «меньшим злом» по сравнению с проектом радикальной исламизации. И сегодня многие рядовые жители северокавказских республик не готовы к тому, чтобы строить свое будущее в составе «Эмирата Кавказ». Исламистский проект ориентирован не только против «неверных», но и против «неправильных мусульман», которые с точки зрения радикалов совершили «отступничество». Столь жесткие установки исламистов вкупе с жестокостью их акций отпугивают население.

Отсюда следует чрезвычайной важности вывод: ситуация на Северном Кавказе не сводима к конфликту по линии «центр-регион», «русский – кавказец». Все куда сложнее. Здесь и этнические противоречия (многие дагестанцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, осетины не готовы к доминированию Чечни в регионе), и земельные проблемы, и конфликт между мусульманами разных направлений и толков. Все это не позволяет рассматривать Северный Кавказ, как регион, объединенный единой целью и едиными для всех ценностями. Если Россия вдруг уйдет оттуда, северокавказские республики не заживут мирно и богато под водительством собственных «эмиров» и «наибов», как кажется некоторым.

Однако все это не дает повода для самоуспокоения. Ведь появление «ястребов» – это свидетельство не слишком качественной работы властей всех уровней. Почему возникают подобные структуры в конфликтных обществах? Просто потому, что население с каждым днем теряет веру в то, что милиция, прокуратура, суды, другие силовые структуры и властный аппарат могут эффективно противостоять подполью. В итоге они готовы браться за оружие.

Такое явление нельзя рассматривать, как чисто кавказское ноу-хау. В той же Латинской Америке в странах, где диверсионно-партизанская и террористическая война идет годами и десятилетиями, помимо армии, спецслужб и террористов в борьбу начинают вмешиваться разные «парамилитарес», которые не получают плату за свою службу, а просто защищаются от «организаторов великих потрясений».

И это – тревожный звонок. Если данное явление станет массовым, можно будет говорить о полномасштабной гражданской войне на Кавказе. И о том, чтобы этот сценарий не сработал, нужно было думать еще вчера. Впрочем, и сегодня есть время и ресурсы для предотвращения худшего из возможных сценариев, то есть «войны всех против всех». Сегодня «черных ястребов» нельзя рассматривать, как террористов. Они пугают словами, а их первая акция говорит о том, что большой крови они боятся. Однако слово также имеет силу. И кто знает, не придет в кому-нибудь в голову реализовать видео-обращения, появившиеся в сети. И не захотят ли сами исламисты нанести «упреждающий удар».

Таким образом, для того, чтобы предотвратить бесконечную вендетту, государству нужно усилить свое присутствие на Северном Кавказе. Естественно, под присутствием мы понимаем не только военные гарнизоны или милицейские посты. Государственная власть на всех уровнях должна стать эффективным арбитром, грамотным антикризисным менеджером, гарантом соблюдения прав и ответственности за содеянные злодеяния. Если власть не сможет в кратчайшие сроки обуздать коррупцию и защитить собственных граждан, какой бы этнической и религиозной принадлежности они ни были, за дело возьмутся всевозможные «ястребы».