Выпускникам грозит принудительное распределение

Проблема кадров, особенно молодых, в школах, вузах, больницах не теряет остроты последние несколько лет. В сложившейся ситуации учреждения просят правительство вернуть советскую систему распределения выпускников вузов. Однако эксперты по рынку труда считают насильственные методы неэффективными и предлагают рыночные пути решения проблемы.

Как отметил начальник департамента социально-экономического и финансового мониторинга полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Сергей Зимин, выпускники вузов неохотно идут в государственные учреждения образования и здравоохранения. А если они и поступают туда на работу, то лишь для того, чтобы набраться опыта для перехода в другое место.

«Учреждения образования и здравоохранения постоянно просят вернуть систему распределения — мол, если обучались за государственный счет, пускай отработают. Сегодняшняя ситуация может выстрелить самым неожиданным правительственным решением», — заявил Зимин.

Хотелось бы все же надеяться, что «неожиданное решение» не означает возврат к обязательному распределению. Эксперты рынка труда сходятся на том, что насильственные методы не могут быть эффективными.

«Человек, которого «послали», не мотивирован на работу и принесет больше вреда, чем пользы», — подчеркнул в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» генеральный директор консалтинговой компании «ЕВМ» Евгений Мачнев.

Генеральный директор СПб ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр» Владислав Расковалов добавил, что принуждение просто не сработает.

«Насильно специалиста к рабочему месту не притянешь. Если ему не понравится, он все равно уйдет на более удобные условия труда», — пояснил он корреспонденту «БалтИнфо».

К тому же, как напомнила исполнительный директор Российской ассоциации обучения предпринимательству Людмила Мургулец, система не работала и в Советском Союзе — выпускники, если не хотели работать по распределению, просто доставали нужные открепительные документы.

В то же время Мургулец считает, что введение распределительной системы могло бы дать краткосрочный эффект сейчас, когда вузы выпускают специалистов, не готовых к реальной практике.

«Молодые люди, закончившие любой вуз, с трудом устраиваются на работу. То, чему их учат, никому не нужно на практике, и приходится учить их заново. Организациям проще взять тех, у кого больше опыта. Даже для здравоохранения и образования выпускники не обязательно подойдут. В такой ситуации распределение могло бы помочь выпускникам», — объяснила она корреспонденту «БалтИнфо».

Однако эксперт согласна с коллегами в том, что в долгосрочной перспективе распределительная система работать не будет. Евгений Мачнев предложил вариант долгосрочного решения проблемы.

«Выход исключительно простой — переселять соотечественников из стран бывшего СССР, Восточной Европы и не бояться изменения мононационального состава населения», — уверен он.

Кроме того, по мнению эксперта, недостаток молодых специалистов существует, но не является сверхтяжелой проблемой. По его словам, в здравоохранении, прежде всего, не укомплектованы низшие должности, и при этом существует большой резерв производительности труда.

«Производительность труда в этой отрасли, как и на производстве, очень низкая. Количество функциональных обязанностей небольшое», — заметил он.

Поэтому, полагает Мачнев, нужно увеличить количество функций, выполняемых одним работником, и количество денег, которые он за это получает.

«Увеличить нужно непропорционально, например, в 2 раза поднять число обязанностей и в 3 раза размер зарплаты. Тогда работать пойдут молодые, активные люди, которые хотят заработать денег. Этим способом проблему можно решить наполовину», — убежден эксперт.

В свою очередь Владислав Расковалов видит решение проблемы подготовки кадров в целевом заказе. В отличие от распределения, заказ не оказывает давления на выпускника. Речь идет о создании целевых групп, которые набираются вне конкурса в учебные заведения по договору с работодателем. После обучения работодатель обязан принять этих выпускников.

Сергей Зимин назвал основные недостатки этой системы: неуверенность работодателя в том, что специалист останется работать в организации, а также необходимость финансировать обучение из чистой прибыли, которой может и не быть.

Однако указанные сложности, по словам Расковалова, можно устранить, если ввести государственные субсидии предприятиям на обучение специалистов. Такая система успешно работает в Германии, где бизнес охотно оплачивает студентам — будущим работникам — учебу в вузе за счет госпомощи. Государству, в отличие от бизнеса, выгодно обучение каждого специалиста.

«В любом случае каждый специалист работает на государство — он производит продукт, делает налоговые отчисления», — подчеркнул Расковалов.

В отличие от обычного бюджетного финансирования мест в вузах, субсидии предприятиям позволяют оплачивать именно те специальности, которые реально востребованы на рынке, и гарантировать выпускникам трудоустройство.

Добавим, в электронной базе вакансий службы занятости Санкт-Петербурга находится 360 врачебных специальностей. Заработная плата колеблется от 5 тыс. руб. (врач в детском саду) до 34 тыс. руб. (врач в психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением). Кроме того, требуется 85 учителей и преподавателей в различные учебные заведения на зарплату от 4330 руб. (учитель труда) до 20 тыс. руб. (учитель географии, преподаватель автомеханики).