Воровство в супермаркетах тянет на 3 миллиарда долларов

Потери розничных торговых сетей от краж за последние два года выросли в стране на 2 миллиарда долларов. В прошлом и нынешнем годах этот показатель втрое превысил средние значения предыдущих лет.

Но даже несмотря на это, администрации сетей не вводят драконовские меры. Потому что убытки все равно покрываются — за счет честных покупателей.

Одна дама сунула за пояс живого осетра, -рассказал Вячеслав Осокин, охранник гипермаркета «Ашан» в подмосковных Мытищах. — Когда она проходила через кассу, рыбина начала биться под курткой. Так мы даму и поймали. А другая засыпала себе в колготки 8 килограммов конфет. На мониторах смотрели это как на кино — оттягивает юбку и засыпает порциями. А покупатели проходили мимо и никакого внимания на нее не обращали. Вообще же, сейчас тащат все подряд — конфеты, колбасу, йогурт, телефоны, ноутбуки. Даже пароварки.

Их миллионы

По данным МВД, в 2009 году в милицию было доставлено 240 тысяч магазинных воришек. По мнению экспертов аналитического центра Юрия Левады, это только четверть всех пойманных, так что в России их почти миллион. До суда же дошло только 3 тысячи дел.

Больше всего воруют в супермаркетах больших городов. По словам охранников, среди людей преклонного возраста популярно дополнять продуктами уже завешанные пакеты.

— Сейчас кассиров обязывают перевешивать рассыпную продукцию, чего раньше не было. Раньше даже кассы не были оборудованы весами, — рассказала администратор зала московского супермаркета «Пятерочка» Алина Абдурахманова. — Среди молодежи популярно менять штрихкоды. К примеру, студент берет батон колбасы за 500 рублей. Отдирает от него штрихкод и вместо него прилепляет штрихкод от паштета. В результате дорогая колбаса выбивается на кассе по цене 36 рублей. Женщины поступают еще хитрее. Они, к примеру, вытряхивают из упаковки дешевую карамель и заполняют ее дорогой «Рафаэллой».

Если кассир заметит подмену, что бывает крайне редко, он лишь говорит покупателю, что вес не соответствует цене, и откладывает товар в сторону. Охранника в этом случае не вызывают. Его зовут тогда, когда покупатель начинает скандалить по поводу отобраного у него товара. А в комнату для осмотра посетителя магазина приглашают только в том случае, если наблюдатель точно увидел, что покупатель спрятал у себя под одеждой товар.

— Даже если мы видим, что покупатель откупорил бутылку пива и пьет, препятствовать этому нам строжайше запрещено, — говорит Вячеслав Осокин. — Хотя в большинстве случаев за съеденное и выпитое на кассе, скорее всего, заплачено не будет. Также мы не останавливаем, если видим, что покупатель стибрил какую-нибудь мелочь: шоколадку или жвачку. Еще закрываем глаза на старушек, которые суют под пальто батон хлеба или пакет с молоком.

Оплатил украденное — и иди спокойно

Резкий рост краж со стеллажей супермаркетов был отмечен в прошлом году. Причем не только в России, но и во всем мире. Эксперты связывают это с кризисом — для многих похудевшие кошельки не повод отказываться от гастрономических привычек. По данным британского Центра исследований торговли (CRR), в России в 2009 году количество потерь в розничной торговле от магазинных краж составил более 3 млрд долларов. Это при том, что раньше данный показатель не превышал 1 млрд долларов. За девять месяцев этого года общий объем потерь от воровства уже составил 2,8 млрд долларов — на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Изменились и пристрастия несунов. Если раньше крали в основном дорогую колбасу, красную икру и элитный алкоголь, то сейчас берут все подряд. Да и встретить среди несунов можно кого угодно: студентов, старушек, женщин с видом бизнес-леди, мужчин с военной выправкой…

Обеспокоенные хозяева розничных сетей принялись закупать дополнительное охранное оборудование. Только это не помогло.

— Казалось бы, всех своих покупателей мы знаем поименно, — рассказал Альберт Чиров, начальник службы безопасности московского торгового центра «Метро», войти в который можно только по специальной карточке. — Но и у нас воруют. Приспособились срезать электронные метки. Пластмассовые клипсы на одежде откусывают кусачками прямо в примерочной. Туда же видеокамеру не поставишь. Теперь около примерочной стоит охранник, который проверяет, сколько вещей покупатель вносит, а сколько выносит. Но воришки надевают на себя новую вещь, а свою старую выносят и вешают в зале.

По словам охранников, если покупателя уличают в воровстве, то первым делом ему предлагают оплатить товар. Милицию вызывают только в том случае, если следует отказ. Это бывает крайне редко. Большинство платят. Есть, правда, категория несунов, которые, даже попавшись, нагло все отрицают, утверждая, что товар им подкинули. К таким сразу вызывают участковых, которые занимаются оформлением мелких краж. Эти «оформленные» и формируют статистику.

Тысячный барьер

Теоретически магазинный вор ничем не отличается от любого другого, и наказание ему предусматривается по ч. 1 ст. 159 УК РФ («Кража»). Минимальная санкция — штраф до 80 тыс. рублей, максимальная — 2 года колонии. Но это — в статье, а на практике все выглядит несколько сложнее.

— Для возбуждения уголовного дела одного вызова милиции и составления протокола недостаточно, — рассказал участковый Андрей Свистунков. — Чтобы дело имело перспективу, магазин должен написать заявление и выделить представителя на время следствия и суда. Кроме того, уголовное дело не возбуждается, если кража в магазине не превышает 1000 рублей. Если меньше — предусматривается административная ответственность.

— Есть мнение, что именно в этом причина роста количества магазинных краж в России, — считает адвокат юридической компании «КОНСУЛЪ» Людмила Королева. — В 2008 году вступили в действия поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ, согласно которым мелким хищением стало считаться имущество стоимостью до 1000 рублей, тогда как до этого считалось до 100 рублей. За мелкое хищение виновное лицо привлекается к административной, а не к уголовной ответственности. Это — штраф в размере пятикратной стоимости украденного имущества.

То есть даже если попасться с живой рыбой под юбкой и все отрицать, в худшем случае придется оплатить пять рыбин. К тому же магазины очень неохотно пишут заявления и еще неохотнее выделяют представителя. Дело это хлопотное, легче (и дешевле) махнуть рукой. Из-за пассивности магазинов больше половины дел разваливаются на первых же стадиях.

— Супермаркеты передают воров милиции лишь в самых крайних случаях, — сказала дознаватель Центрального УВД столицы Светлана Соловьева. — Дело в том, что досматривать покупателя, подозреваемого в краже, охрана магазина не имеет права. Охранники могут только задержать покупателя и вызвать милицию. В ОВД по Таганcкому району шесть раз доставляли 32-летнюю москвичку Татьяну Л. Ее задерживали охранники разных супермаркетов, но обыскивать себя она не давала. Стоимость украденных вещей, обнаруженных у нее при обыске милиционерами, никогда не превышала 1000 рублей. И каждый раз она отделывалась лишь штрафом — на этом законные возможности наказания исчерпывались. До суда же обычно доводятся дела, если вор пойман на крупной краже — например, ноутбука. Дела по мелочевке, как правило, закрываются, потому что заявители не ходят на допросы, и их просят отозвать заявление.

Все капризы — за наши деньги

Убытки от воровства, а также расходы на усиление мер безопасности ложатся на плечи честных покупателей.

Только в этом году на безопасность владельцы столичных торговых сетей потратили более миллиарда евро.

— В связи с воровством в магазинах владельцы российских розничных сетей только в этом году увеличили расходы на безопасность на 30—40%, — рассказывает ведущий эксперт отдела экономики Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга Дмитрий Абзалов. — Закупались новейшие видеокамеры, мониторы и прочее оборудование. Разумеется, все эти расходы были заложены в расходную часть товара, в связи с чем розничные цены в магазинах выросли. В крупных торговых сетях за счет расходов на безопасность они выросли примерно на 5%, в мелких сетях — на 8%. Понятно, что чем мельче сеть, тем труднее ей покрыть расходы на приобретение камер слежения. Потери от воровства в продовольственной сфере владельцы сетей традиционно покрывают за счет покупателей. А вот на рынке электроники — за счет продавцов. Поэтому цены на продовольствие растут быстрее, чем, скажем, на мобильные телефоны.

Больше всего воруют в США

По данным британского Центра исследований торговли (CRR), Россия относится к странам с весьма умеренными потерями от воровства в секторе розничной торговли. Ее потери составляют всего 1,6% с оборота. Лидирует по этому показателю Индия, ее потери — более 2,7% оборота. Далее следуют Бразилия и Марокко. Самые честные покупатели в Гонконге и на Тайване (менее 0,7%), а также в Австрии (0,9%). В абсолютных же цифрах пальму воровского первенства держат США, где воруют в 13 раз больше, чем в России. Потери в секторе розничной торговли США в прошлом году составили 39 млрд долларов. Расходы на безопасность в супермаркетах мира в текущем году выросли по сравнению с 2009 годом на 9,7%, и составили 26,8 млрд долларов.

Наши воры изобретательнее

В США и европейских странах в магазинах воруют очень примитивно. Прячут товар под одеждой, приближаются к выходу и просто «делают ноги». Россияне в этом отношении куда изобретательнее. Чтобы обмануть электронные системы, они покупают у фирм-изготовителей ключи, которыми снимаются электронные клипсы, и сами же их снимают. Электронная метка также не является препятствием. Чтобы пронести товар через магазинную «рамку», воры оборачивают его фольгой и прячут под одеждой. Для выноса телевизора, компьютера, принтера и другого крупного товара воры используют специальную (чековую) бумагу. Один из «бригады» покупает в магазине компакт-диск. Кладет в карман чек, а затем передает его подельникам, которые тут же изготавливают такой же чек, но уже на товар стоимостью телевизора. Потом с упаковочной тары снимают магнитные метки, кассира отвлекают, а товар проносят через кассу, предъявив липовый чек охраннику. Проворачиваются также «фокусы» с коробками из-под дешевых товаров — оттуда достают, к примеру, настольный вентилятор и запихивают туда два десятка мобильных телефонов, предварительно содрав с них магнитную метку.