Виртуальное государство

Блогосфера неоднородна и состоит из разобщенных кластеров, своего рода княжеств. В ней проявляются взгляды людей, их социальный статус, прослеживается уровень культуры и образования всего общества. При этом блогосфера оперативно реагирует на происходящее в стране и в мире: обсуждается информация из новостных лент, увиденное собственными глазами или услышанное от знакомых. Иной раз события освещаются несравнимо правдивее и быстрее, нежели в СМИ. Всю свою историю СМИ были односторонним каналом коммуникации: автор вещает, читатель (или зритель), молча внемлет. Теперь же у читателей появилась возможность вести диалог, излагая свою точку зрения. Это повышает доверие аудитории и усиливает манипулятивные свойства блогов. В свою очередь, общественное мнение из Сети, начинает переноситься в жизнь. И мнение это часто бывает негативно по отношению к действиям власти. Более того, блогосфера превращается в резонатор, генерирующий, сепарирующий и усиливающий информационные потоки.

Причем, это — наша, российская специфика. За рубежом блогосфера служит, в большей степени, коммерческим целям. Там продвижение через блоги эффективно используется как для рекламы новых продуктов, так и в конкурентной борьбе. В свою очередь, некоммерческие объединения носят узконаправленный характер: так «Комитет защиты блоггеров» защищает тех, кто пострадал вследствие нарушения корпоративной этики. Интересный пример подают США, где действует общественная ассоциация блоггеров-журналистов Media Bloggers Associationn. Фактически эта организация является профсоюзом, для вступления в который необходимо пройти курсы и сдать соответствующий экзамен. Всего за $25 в год блоггеры получают бесплатную юридическую помощь и консультации. Дополнительная опция — страховка от профессиональных рисков. Перечислю, каких: обвинений в клевете, вмешательстве частную жизнь, нарушении копирайта и т. д.

До определенного момента блогосфера не рассматривалась в качестве серьезного источника альтернативной информации. Изменение отношения началось после событий 2008 г. в Осетии и митингов во Владивостоке. В 2009г. Интернет-сообщество решительно отвергло официальную версию катастрофы «Невского экспресса», дало жесткую оценку работе МЧС после трагедии в «Хромой лошади», а также резко высказалось по поводу аварии на СШ ГЭС. Блоггеры инициируют серьезные массовые выступления, например серию митингов в защиту московского Музея кино и митинг на Арбатской площади против дедовщины в армии. Постепенно блоги превращаются в мощный информационный фактор и в различных акциях политического характера. Вследствие чего, российский блоггер №1 Дмитрий Медведев потребовал от чиновников вести Интернет-дневники и обращать внимание на резонансные темы в Интернет. Более того, сегодня все чаще поднимаются разговоры о том, что без укрепления социальных и общественных связей в блогосфере, реформы будут буксовать. В тоже время, Интернет наполнен статьями о встречах с блоггерами на самом высоком уровне. Однако официальное подтверждение этой информации отсутствует.

Процесс самоорганизации наблюдается в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов. Сегодняшняя блогосфера перечисленными свойствами обладает, ибо возникла и совершенствуется сложная динамическая система.

Внутренняя стабильность блогосферы сохраняется благодаря скоординированным реакциям, компенсирующим влияние изменяющихся условий окружающей среды. Под окружающей средой следует понимать, в том числе, и стремление государства к усилению контроля.

В тоже время маловероятно, что координация реакций блоггеров происходит совершенно спонтанно, то есть без участия технологов со стороны политиков и корпораций. Скорей всего, имеет место скрытая от посторонних глаз война, о победах в которой можно судить, наблюдая за тем, какие темы попадают в топ самых обсуждаемых в Рунете.

Надо сказать, что в информационном поле блогосферы сегодня произрастает целый ряд «сорняков», т.е. отрицательных социальных процессов, связанных с распространением негативных культурных и идеологических стереотипов. Представляется, что именно саморегуляция станет тем универсальным ключом, который позволит закреплять в сети этические нормы.

Когда Правительство спохватилось, что блогосфера не подконтрольна, Сеть наводнили провокаторы, а СМИ начали муссировать тему цензуры в Интернет. Устраиваются показательные процессы над отдельными блоггерами: их громко судят и тихо отпускают. Весьма возможно, что готовятся изменения в законодательстве для борьбы с инакомыслием. В частности, в ближайшее время Пленум Верховного суда РФ намерен рассмотреть вопрос о возложении на интернет-СМИ ответственности за публикацию экстремистских комментариев.

В связи с этим, самое главное, что может подвигнуть блоггеров к консолидации – это продвижение законопроекта, защищающего их права, а также регламентирующего их взаимоотношения с государством и СМИ. К объединению также может подталкивает необходимость в коллективном противодействии деятельности «троллей», «спамеров» и созданию корпоративной системы рейтингов.

Время от времени, блоггеры, приютившиеся на дискуссионных порталах, поднимают разговоры о самоорганизации. Доходит до курьезов, когда проводятся опросы с целью выяснить, к чему блоггеры больше расположены – сбиваться в стаи или же в стада. Вопрос, между тем, не праздный, поскольку в силу неоднородности блогосферы в различных кластерах существенно отличается как понимание саморганизации, так и отношение к ней. Прежде всего, потому что кардинально различаются цели блоггеров-рупоров организаций (партий, президента, правительства, корпораций) и так называемых «из народа». Если первые преследуют интересы группы и манипулируют общественным мнением, то вторые становятся источником незапланированных акций (случаи с заслоном на МКАД и майором Дымовским, общероссийский протест против реформ образования и медицины). Соответственно, одним нужна та форма самоорганизации, которая облегчит выполнение тотального манипулирования, тогда как другим ненавистна даже сама мысль об обуздании их интернет — свобод.

В последнее время в блогосфере Рунета наметилась тенденция к появлению организаций, заявляющих о своем намерении представлять интересы блоггерского сообщества. Например, можно найти упоминания о «Партии блоггеров» и «Профсоюзе блоггеров». Однако за громкими названиями отсутствует какое-либо содержание, а их инициаторы не располагают ни финансовыми, ни административными, ни какими либо другими ресурсами.

Существует две диаметрально противоположные оценки блогосферы. Согласно одной, блогосфера является альтернативой официальным СМИ. Другая с этим категорически не согласна, и ее сторонники видят в ней трансформатор, искажающий и уродующий информационные потоки. Скорей всего, в чем-то правы обе стороны.

Если бы блоггеры извлекали из своего занятия доход, то государство могло бы подвести их под ФЗ о саморегулируемых организациях. Однако сегодня среди них очень мало тех, кто сумел свое занятие монетизировать. Тем не менее, в блогосфере есть авторы, которые не отказались бы от дополнительного дохода, но не знают, как сделать, чтобы за их эпистолярное творчество платили. В этой связи, представляется, что преимущества будут на стороне тех общественных организаций, которые смогут предложить своим членам соответствующее вознаграждение. В связи с чем, в первую очередь возникнут объединения, делающие главными критериями правила этики и качество публикуемых материалов. Членам этих организаций, в свою очередь, могут раздаваться «пряники» (льготная страховка, сервисы, премии и т.п.), которые сами эти структуры могут получать от государства или от спонсоров.

Проблема самоорганизации блогосферы активно обсуждается: с каждым месяцем увеличивается число посвященных этому постов и растет активность комментаторов. Уже очевидно, что единодушия не предвидится, но это не означает, что процесс увязнет в дискуссиях, ибо первичная самоорганизация уже реальность. Пока она идет через формирование небольших, постоянно враждующих между собой, групп. Объединить эти сообщества — и результат достигнут. Что для этого нужно? Прежде всего — объединяющая идея. А, судя по недавним обсуждениям, такая идея уже сформулирована. Это защита прав блоггеров, внедрение корпоративной этики и продвижение замалчиваемых точек зрения. Последнее как раз и превращает блогосферу в альтернативное СМИ.