Вдохновители «Чистой воды» хотят ограничить судоходство

Уже нынешней осенью природоохранное законодательство может быть радикально изменено. Созданное в рамках проекта «Чистая вода» некоммерческое партнерство «Российское водное общество» предлагает ограничить судоходство в водоемах, используемых как источник питьевой воды. Правительство могут наделить возможностью субсидировать водоочистные программы, а штрафные санкции за сбросы загрязненных вод могут переложить с «Водоканалов» непосредственно на виновные в загрязнениях предприятия.

Мечты «Водоканалов»

Предложения по изменению законодательства Российское водное общество (РВО) разработало и вынесло на общественное обсуждение — вносить их в Госдуму в качестве законопроектов нынешней осенью будет «Единая Россия», чей лидер Борис Грызлов является инициатором разработки госпрограммы «Чистая вода». То есть шансы данных поправок обрести статус закона достаточно высоки, хотя и выглядят они местами как откровенный лоббизм «Водоканалов».

Например, предлагается решить вопрос с судоходством в водоемах, из которых «Водоканалы» берут воду для подачи в водопроводы.

«Предлагается внести изменения в действующее законодательство, предполагающее определение использования источников питьевого водоснабжения для судоходства, плавания маломерных судов как вида негативного воздействия на окружающую среду, — рассказал „Маркеру“ начальник управления общественных связей РВО Дмитрий Знаменский. — И, соответственно, внесение ответственности за осуществление данных действий».

По словам Знаменского, речь может идти о самых разных мерах по защите водоемов, использующихся как источник питьевой воды: от запрета на плавание для определенных судов, в том числе в зависимости от типов двигателей, до ограничения судоходного движения в тех или иных водных артериях, в частности водохранилищах. Прогулки на моторных лодках по Истринскому или Клязьминскому водохранилищу, таким образом, оказываются под вопросом.

Специалисты пока не берутся комментировать данную инициативу. «Не могу себе представить, как это возможно осуществить в организационном плане, — делится с „Маркером“ один из руководителей Северо-Западного речного пароходства. — Петербургский „Водоканал“, к примеру, берет воду из Невы. Нева — часть Волго-Балтийского водного пути, крупнейшей российской речной торговой артерии. Ограничение судоходства в данном случае — вопрос макроэкономический, если не политический».

«Водоканалы» хотят избавиться от штрафов

Российское водное общество также предлагает наделить правительство возможностью предоставлять субсидии «Водоканалам» под мероприятия по охране окружающей среды. «Данная мера призвана стимулировать водопотребителей к установлению современных систем очистки, более внимательному отношению к водоотведению, а организации водно-коммунального хозяйства — к осуществлению мероприятий по охране окружающей среды», — поясняет Дмитрий Знаменский.

Также РВО предлагает законодательно переложить ответственность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на водопользователей. По словам Знаменского, Росприроднадзор регулярно штрафует «Водоканалы» за сверхнормативные сбросы тех веществ, которые попадают в канализацию с предприятий. «Иногда это миллиардные штрафы, ставящие „Водоканалы“ на грань банкротства, ― говорит Знаменский. — Поэтому необходимо ввести прямую ответственность водопользователей, что точно станет для них стимулом устанавливать более современные системы очистки».