Вакансии для гастарбайтеров

В скором будущем трудовые мигранты станут приезжать в Россию организованно. И еще до приезда в страну будут знать, куда конкретно, на какую работу и на какие условия едут. Смысл предложения Федеральной миграционной службы Российской Федерации состоит в том, чтобы заменить сегодняшнюю систему регулирования трудовой миграции на сеть специальных представительств, которые будут выяснять, какие вакансии имеются в данном конкретном регионе, и «закрывать» эти вакансии через связи с партнерскими организациями за рубежом. При этом занять рабочее место мигрант сможет лишь после того, как выяснится, что на него не претендует ни один гражданин России. О новых направлениях миграционной политики РФ наш корреспондент беседует с заместителем директора ФМС России Анатолием КУЗНЕЦОВЫМ.

— Анатолий Евгеньевич, в чем суть концепции организованного привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы из стран СНГ?

— Основная цель концепции — привести миграционные потоки в организованное русло, чтобы, с одной стороны, защитить иностранного работника от произвола работодателей, а с другой — предоставить работодателю именно тех работников, которые им востребованы. При этом приоритетное право на трудоустройство останется за гражданами РФ. Только в случае отсутствия на российском рынке нужных специалистов будет осуществляться их организованное привлечение из-за рубежа. Данная концепция была представлена на Совет руководителей миграционных ведомств стран СНГ, после чего было принято решение перейти к практическим шагам по ее реализации, а именно к подготовке международного нормативного документа под рабочим названием «Общие принципы организованного набора», где будет расписан механизм действия всей этой системы. На основе этого документа будут заключаться конкретные двусторонние соглашения с учетом национальных миграционных законодательств.

— Что конкретно изменится для людей, выезжающих на работу в Россию, в ходе реализации концепции?

— Всю необходимую информацию по имеющимся вакансиям в том или ином субъекте Российской Федерации можно будет получить в представительствах либо в уполномоченных органах, которые скоро заработают. Там же появится возможность пройти медицинское освидетельствование, подтвердить квалификацию, заключить трудовой договор — в общем, устранить все препятствия для осуществления трудовой деятельности за рубежом. То, что трудовые мигранты обычно делают в чужой стране сами, мы предлагаем сделать в комплексе, организованно, не покидая основного места пребывания. Таким образом, люди избегают финансовых, временных рисков, связанных с поиском работы за рубежом. Они заранее знают, к кому, куда, на какие условия едут работать. Некоторые элементы организованного набора практикуются уже сейчас. Так, на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (http://www.rostrud.info) регулярно публикуются приказы о наличии вакантных мест по конкретным профессиям, квалификациям с контактами работодателей и указанием условий труда. В некоторых странах СНГ, например, в Киргизии, Таджикистане, мы договорились о предварительной подготовке трудящейся молодежи к работе в России. Чтобы ребята владели не только профессией, но и русским языком, знали миграционное законодательство в том объеме, который потребуется для работы за рубежом. Курс лекций и семинары для них будут проводить сотрудники представительств Федеральной миграционной службы.

— Какие иностранные специалисты наиболее востребованы в России?

— Больше всего мигрантов в 2008 году трудилось в строительстве, розничной торговле, в сфере услуг, на обрабатывающих производствах и в сельском лесном хозяйстве.

— Кризис повлиял на состав, количество, ориентацию и мотивацию трудовых мигрантов?

— В разных федеральных округах обстановка складывается по-разному. В целом за пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поток людей, въезжающих в Россию, несколько снизился. Количество людей, выезжающих из России, за тот же период времени увеличилось. Такого ажиотажного спроса, связанного с получением разрешительных документов на работу, какой наблюдался в 2008 году, мы не чувствуем. В целом квота, которая определена для привлечения иностранных работников в страну, на сегодня исчерпана на 32 процента. Запас до конца года есть. Традиционно привлекателен для трудовых мигрантов Центральный федеральный округ. Однако в условиях кризиса мы наблюдаем тенденцию перераспределения внимания трудовых мигрантов к другим федеральным округам. Люди, не нашедшие работу в Москве, Московской области, на Юге России, едут туда, где есть нужда в рабочих руках, — на Дальний восток, в Сибирь. Многие там закрепляются, значит, условия работы вполне приемлемы.

— В ходе «правительственного часа» на заседании Совета Федерации было заявлено о том, что ФМС рассматривает поддержку инициативы Совфеда о введении платных патентов для иностранных работников, занятых у физических лиц. Белорусы под эту категорию подпадают?

— Речь идет о проекте федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в Налоговый и Бюджетный кодексы. Белорусы под эту категорию иностранных граждан не подпадают, пока не будет принято решение о выдаче патентов российским гражданам.

— Как решается проблема незаконной миграции в России?

— С 1997 года в ФМС созданы специализированные подразделения иммиграционного контроля, в задачу которых входит отслеживание въезда иностранцев в Россию, их пребывания и выезда. В 2006 году в российское миграционное законодательство были внесены изменения, благодаря которым мигрантам стало легче устраиваться на работу, упростилась система миграционного учета. В то же время усилилась правовая ответственность работодателей и принимающей стороны. В течение трех дней с момента прибытия иностранца в страну они обязаны поставить его на миграционный учет путем уведомления миграционной службы. Это можно сделать на почте. За незаконное привлечение к трудовой деятельности одного мигранта работодатель может быть оштрафован на сумму от 400 до 800 тысяч рублей. Данная мера возымела действие — за три последних года количество нарушений миграционного законодательства иностранцами снизилось почти в четыре раза. Совсем недавно был принят Федеральный закон об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях, согласно которому ФМС наделяется полномочиями по проведению административного расследования.

— Какую ответственность несут мигранты за нелегальную трудовую деятельность?

— За осуществление нелегальной трудовой деятельности иностранец платит штраф. Если же он нарушает режим пребывания на территории РФ, то, помимо штрафа, может быть наложен дополнительный вид наказания — административное выдворение. Штрафы, налагаемые на нарушителей, разнятся. Штраф на физическое лицо может составлять от 2 до 5 тысяч рублей. Штраф на должностное лицо —
от 25 до 50 тысяч рублей. Юридическое лицо несет самую серьезную ответственность — штрафные санкции в отношении него могут достигать миллиона российских рублей.

— Какие инструменты государственного регулирования трудовой миграции используются в России?

— Очевидно, что трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Российская Федерация занимает второе место в мире по количеству приема трудовых мигрантов после США. Для оптимизации трудовой миграции по въезду и по выезду используется Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115 о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты правительства: это прежде всего Постановление Правительства 2006 года № 681 о порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранцами вневременной трудовой деятельности в РФ и Постановление Правительства 2006 года № 783, определяющее порядок определения потребности в иностранной рабочей силе и формирования квот. Этими документами решается задача защиты национального рынка труда от избыточного, неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, смягчение напряженности на рынке труда. В эти нормативные акты планируется внести изменения.

Об одном из них мы уже упомянули — это введение платных патентов для иностранных работников, занятых у физических лиц. По нашим оценкам, до 40 процентов мигрантов в нашей стране работают у физических лиц. Существующие правовые режимы не позволяют им легализовываться уверенно, спокойно, нетрудоемко. Задача состоит в том, чтобы вывести их из тени, защитить в правовом и социальном отношении. Мы также планируем ввести некоторые преференции для ценных специалистов, востребованных на рынке труда в России. Если работодатель не может найти такого специалиста у себя в регионе, он может пригласить его из-за рубежа. В этом случае все разрешительные документы будут оформляться нашими представительствами за рубежом. То есть человек въедет в страну с готовым пакетом документов. Ему и членам его семьи будет выдан вид на жительство.

Речь идет о квалифицированных кадрах — это может быть и крановщик, и атомщик, и медицинский работник… Главное, чтобы он был востребован на рынке труда.

— Много ли приезжает в Россию мигрантов, занятых интеллектуальной деятельностью?

— В прошлом году мы выдали разрешения на работу 2 миллионам 72 тысячам людей, из них около 14 тысяч были заняты деятельностью такого рода.

— Не могли бы вы назвать страны, наиболее привлекательные в плане трудоустройства для россиян?

— В 2008 году на работу за рубеж выехали 73 130 российских граждан. Рейтинг стран, наиболее привлекательных для российских трудовых мигрантов, выглядит следующим образом: США, Кипр, Мальта, Германия, Либерия, Камбоджа. Их трудоустройством занимаются частные агентства, которые несут полную социальную и юридическую ответственность за своих российских клиентов. Деятельность этих агентств контролируется нами. Как правило, для работы за рубежом привлекаются квалифицированные кадры. К примеру, в Великобритании и ряде других странах Евросоюза существует балльная система отбора мигрантов. Смысл ее в том, что мигрант проходит своеобразное тестирование на знание языка страны пребывания, ее культуры, традиций, владение востребованной специальностью, по возрасту, состоянию здоровья и тому подобное, набирая некое количество баллов. Набравшие соответствующее количество баллов получают разрешение на временное проживание и трудовую деятельность.

— В конце 90-х годов в связи с активизацией деятельности фирм, занимающихся трудоустройством студентов на время летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы, появился новый вид трудовой миграции — студенческая миграция. Каково ваше отношение к данному виду трудовой миграции? Считаете ли вы необходимым каким-то образом ее ограничивать, ведь многие из студентов изначально не планируют возвращаться?

— У нас такой проблемы нет. Студенты возвращаются. Я считаю, что практику международных студенческих обменов нужно поддерживать и развивать, чтобы молодые люди видели мир, общались, получали опыт работы за рубежом. Мы, как можем, содействуем этому: заключаем двусторонние соглашения о трудоустройстве студентов в период летних каникул с разными странами. Так, например, в 2009 году Германия примет на работу 400 российских студентов. Ребята будут трудиться в строительстве, сельском хозяйстве, в ресторанах, гостиницах, медучреждениях… Мы в свою очередь примем на работу студентов из Германии. Они с удовольствием работают в университетах, летних оздоровительных лагерях, библиотеках…

— В каких размерах установлена квота привлечения иностранной рабочей силы в 2009 году?

— Открытая часть квоты составляет 1 миллион 988 тысяч 373 мигранта. В резерве квоты — примерно такое же число людей. То есть потенциально мы можем принять на работу около 4 миллионов мигрантов. Самые массовые потоки трудовых мигрантов ожидаются из Узбекистана, Таджикистана и Украины.

По данным Международной организации миграции, Россия занимает второе место по количеству мигрантов. Первое место занимают США, третье Германия. По данным ФМС, в 2008 году Россию посетили 14,2 миллиона иностранных граждан. Зафиксированное количество въездов и выездов еще больше 23,4 миллиона. Трудовая квота, то есть предельное количество иностранцев, которые могут приехать на работу в страну за год, была введена в России 1 января 2003 года. Квотирование ­достаточно адекватный механизм регулирования трудовой миграции, и его использование во многих случаях экономически и геополитически целесообразно. Удачные примеры таких программ есть в США и Канаде.