В Вильнюсе прошла конференция «Русские Литвы»

12 но­яб­ря в сто­ли­це Лит­вы, в за­ле за­се­да­ний Виль­нюс­ской мэ­рии про­хо­ди­ла меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Рус­ские Лит­вы — тра­ди­ции и со­вре­мен­ность». Кон­фе­рен­ция со­сто­я­лась по ини­ци­а­ти­ве пар­тии «Со­юз рус­ских Лит­вы» и Со­юза рус­ских ли­те­ра­то­ров и ху­дож­ни­ков Виль­ню­са «РА­РОГ».

Кон­фе­рен­цию от­кры­ла за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля пар­тии «Со­юз рус­ских Лит­вы» Ла­ри­са Дмит­ри­е­ва. В сво­ём всту­пи­тель­ном сло­ве она по­бла­го­да­ри­ла рус­ские ор­га­ни­за­ции Лит­вы, и всех тех, кто по ме­ре сво­их воз­мож­нос­тей вно­сит свой вклад в со­хра­не­ние рус­скос­ти и на­цио­наль­ных куль­тур­ных тра­ди­ций, от­ме­тив их пло­дотвор­ную и ак­тив­ную де­я­тель­ность. Она рас­ска­за­ла о про­грам­ме со­хра­не­ния рус­ско­го куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­го на­сле­дия в Лит­ве. Боль­шинст­во со­брав­ших­ся здесь в той или иной сте­пе­ни при­ни­ма­ли и при­ни­ма­ют учас­тие в этой про­грам­ме, по­это­му эта ин­фор­ма­ция зву­ча­ла в пер­вую оче­редь для СМИ. Эта про­грам­ма раз­нос­то­рон­няя и в неё вхо­дят раз­лич­ные кон­кур­сы, фес­ти­ва­ли, вы­став­ки жи­во­пи­си и фо­то­выс­тав­ки, мно­го­чис­лен­ные кон­цер­ты раз­лич­ных на­прав­ле­ний. Осо­бен­но Ла­ри­са Дмит­ри­е­ва от­ме­ти­ла серь­ёз­ный от­ряд ли­те­ра­то­ров и их де­я­тель­ность. Осо­бо она вы­де­ли­ла со­труд­ни­чест­во с ду­хо­венст­вом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

«У рус­ской куль­ту­ры в Лит­ве — мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции. Она от­нюдь не яв­ля­ет­ся здесь, как не­ко­то­рые пы­та­ют­ся утверж­дать, чем-то ис­кус­ст­вен­но при­вне­сен­ным из­вне. Об этом на­до пом­нить, это на­ши кор­ни», — ска­за­ла Ла­ри­са Дмит­ри­е­ва. «Рус­ская куль­ту­ра в Лит­ве мо­жет гор­дить­ся бо­га­тым прош­лым, до­стой­ным на­сто­я­щим, а ее бу­ду­щее за­ви­сит от нас», — до­ба­ви­ла она и в за­клю­че­нии вы­ра­зи­ла уве­рен­ность, что вмес­те мы пре­одо­ле­ем все труд­нос­ти.

Пер­вым на кон­фе­рен­ции с до­кла­дом вы­сту­пил аб­соль­вент док­то­ран­ту­ры Ин­сти­ту­та ис­то­рии Ака­де­мии на­ук Лит­вы, ма­гистр ис­то­рии Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та Ва­ле­рий Ива­нов, он рас­ска­зал об ис­то­ри­чес­ком со­труд­ни­чест­ве и пе­ре­пле­те­нии рус­ско­го и ли­тов­ско­го на­ро­да кор­нях рус­ских Лит­вы и не­раз­рыв­ной этой свя­зи.

«Впер­вые сло­во «Litva» упо­ми­на­ет­ся в 1009 г. в Квед­лин­бург­ских ан­на­лах. Учё­ные всё ещё спо­рят, где на кар­тах от­ме­тить мес­то ги­бе­ли ка­то­ли­чес­ко­го мо­на­ха-мис­сио­не­ра св. Бру­но­на. (В свя­зи с этим и по­яви­лась дан­ная за­пись). Од­на­ко впол­не опре­де­лён­но дох­рис­ти­ан­скую «Лит­ву» за­фик­си­ро­ва­ли древ­не­рус­ские ле­то­пи­си, опи­сав­шие по­хо­ды на эти зем­ли ки­ев­ско­го кня­зя Яро­с­ла­ва Муд­ро­го в 1040-41 го­дах. Он про­дол­жал стро­и­тельст­во рус­ской го­су­дар­ст­вен­нос­ти – Ки­ев­скую Русь, — на­ча­тое с кре­ще­ния Ру­си в 988 го­ду кня­зем из Ро­да Рю­ри­ко­ви­чей — Вла­ди­ми­ром Яс­ное Сол­ныш­ко. Пос­ле рас­па­да го­су­дар­ст­ва Ки­ев­ская Русь на от­дель­ные кня­жест­ва, где пра­ви­ли князья из ве­ли­кок­ня­жес­ко­го ро­да Рю­ри­ко­ви­чей, опре­де­ле­ние «Русь» оста­лось на сред­не­ве­ко­вых кар­тах. В ле­то­пи­сях, ука­за­ны тер­ри­то­рии их вла­де­ний: По­лоц­кая Русь — по Дви­не; Чер­вон­ная (Крас­ная) Русь — в вер­ховь­ях Вис­лы; Бе­лая Русь — в вер­ховь­ях Не­ма­на (она и сей­час там), а меж­ду ре­ка­ми На­рев и Не­ман, вплоть до Виль­на и Ли­ды — Чёр­ная Русь. На всех этих тер­ри­то­ри­ях жи­ли сла­вя­не – кри­ви­чи. Они го­во­ри­ли на ста­ро­рус­ском язы­ке. В его ос­но­ве ин­до­ев­ро­пей­ский язык сан­скрит. Восточнее на территории нынешних Латвии и Эстонии жи­ли пле­ме­на, го­во­рив­шие на угро-фин­ском язы­ке. Об этом сви­де­тельст­ву­ют то­по­ни­мы» — так на­ча­лось вы­ступ­ле­ние Ва­ле­рия Ива­но­ва.

В сво­ей ре­чи он рас­ска­зал очень мно­го ин­те­рес­ных фак­тов, ко­то­рые сей­час в уго­ду пра­вя­щим пар­ти­ям, ли­бо за­мал­чи­ва­ют­ся, ли­бо за­ме­ня­ют­ся до про­ти­во­по­лож­ных. «Апо­фе­о­зом по­ли­ти­чес­ких и во­ен­ных успе­хов Ви­тов­та ста­ла Грюн­вальд­ская бит­ва 1410 го­да (Жаль­гит­рис). В ней бы­ли по­беж­де­ны за­хват­чи­ки крес­то­нос­цы. В сра­же­нии важ­ным бы­ло пол­ное вза­и­мо­по­ни­ма­ние меж­ду со­бой во­и­нов смо­лен­ско­го и дру­гих пол­ков. Все они го­во­ри­ли на ста­ро­с­ла­вян­ском язы­ке. Че­го не­льзя ска­зать о со­бран­ных из раз­но­языч­ной Ев­ро­пы ры­ца­рях — крес­то­нос­цах», — так ска­зал Ива­нов о Жаль­ги­рис­ской бит­ве (в этом го­ду празд­но­ва­лось её 600-ле­тие, но прак­ти­чес­ки ни­где не упо­ми­на­лись рус­ские пол­ки, бла­го­да­ря ко­то­рым эта бит­ва и ста­ла ве­ли­кой по­бе­дой, а не ро­ко­вой тра­ге­ди­ей).

Так­же Ва­ле­рий Ива­нов по­ве­дал и об упо­треб­ле­нии ки­рил­ли­цы в пись­мен­нос­ти: «Ки­рил­ли­цей на ста­ро­рус­ском язы­ке из­древ­ле пи­са­лись все ос­но­во­по­ла­га­ю­щие юри­ди­чес­кие до­ку­мен­ты Ве­ли­ко­го кня­жест­ва Ли­тов­ско­го. Сре­ди них три Ли­тов­ских Ста­ту­та: 1529 го­да (рег­ла­мен­ти­ро­вал во­про­сы граж­дан­ско­го, уго­лов­но­го и про­цес­су­аль­но­го пра­ва.), 1566 го­да (от­ра­жал со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие и по­ли­ти­чес­кие из­ме­не­ния в го­су­дар­ст­ве) и 1588 го­да, он дейст­во­вал на тер­ри­то­рии Ве­ли­ко­го кня­жест­ва Ли­тов­ско­го до се­ре­ди­ны 19 ве­ка. На ста­ро­рус­ском язы­ке, ки­рил­ли­цей оформ­ле­ны до­ку­мен­ты Ли­тов­ской мет­ри­ки – го­су­дар­ст­вен­но­го ар­хи­ва Ве­ли­ко­го кня­жест­ва Ли­тов­ско­го 15 — 18 ве­ков (око­ло 600 книг)». Боль­шая часть его вы­ступ­ле­ния бы­ла по­свя­ще­на то­му, что Лит­ва из­на­чаль­но бы­ла пра­во­слав­ной и боль­шая часть, да­же в ка­то­ли­чес­кое вре­мя бы­ли пра­во­слав­ны­ми и име­ли рус­ских жён.

Да­лее, с не ме­нее ин­те­рес­ной речью вы­сту­пил на­сто­я­тель Ни­коль­ской церк­ви, Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Но­вин­ский. Он рас­ска­зал об ис­то­ри­чес­ком раз­ви­тии Пра­во­сла­вия в Лит­ве и о всех пе­ри­о­дах, как бла­гоп­ри­ят­ных, так и очень тя­жёлых, что толь­ко под вли­я­ни­ем Поль­ши Лит­ва ста­ла ка­то­ли­чес­кой. «Ког­да про­изо­шло уси­ле­ние Лит­вы и власть ве­ли­ко­го кня­зя ли­тов­ско­го Ви­та­у­та­са рас­прост­ра­ни­лась на часть Бе­лой и Чёр­ной Ру­си, ког­да бы­ло об­ра­зо­ва­но Ве­ли­кое Кня­жест­во Ли­тов­ское, то где-то на 2/3 со­сто­я­ло из пра­во­слав­ных. Го­су­дар­ст­во на­зы­ва­лось не толь­ко Ве­ли­кое Кня­жест­во Ли­тов­ское, но и Рус­ское», — ска­зал отец Ва­си­лий.

Опи­ра­ясь на ар­хео­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния Кер­на­вы, отец Ва­си­лий на­пом­нил, что в древ­ней сто­ли­це Лит­вы в 11-12 ве­ках жи­ли пра­во­слав­ные, по­сколь­ку их хо­ро­ни­ли но­га­ми в на вос­ток, как хо­ро­нят имен­но пра­во­слав­ных. Так­же он до­ба­вил: «под­счи­та­но, что со вре­ме­ни кре­ще­ния Лит­вы, око­ло 60 ли­тов­ских кня­зей бы­ли пра­во­слав­ны­ми, а так­же, что важ­но, 16 рус­ских пра­во­слав­ных кня­жон ста­ли жёна­ми ли­тов­ских кня­зей».

«За го­ды рус­ских кня­гинь бы­ли по­стро­е­ны Пят­ниц­кая и Ни­коль­ская цер­ковь, а так­же Пре­чис­тен­ский со­бор. А в це­лом, со вре­ме­ни кре­ще­ния Лит­ве бы­ло 14 боль­ших и око­ло 8 мень­ших (ти­па ча­со­вен) пра­во­слав­ных церк­вей. В на­сто­я­щее вре­мя в Виль­ню­се 8 пра­во­слав­ных церк­вей, мо­же­те срав­нить», — рас­ска­зал Про­то­и­е­рей Ва­си­лий. «Бы­ло вре­мя, ког­да Пра­во­слав­ная цер­ковь тут со­сто­я­ла из се­ми епар­хий. Сей­час в Лит­ве од­на епар­хия, 49 хра­мов, один мо­лит­вен­ный дом, име­ет­ся 46 свя­щен­ни­ков, 7 дья­ко­нов, один муж­ской мо­на­с­тырь и один жен­ский», — рас­ска­зал отец Ва­си­лий.

За­тем с до­кла­дом вы­сту­пи­ла ди­рек­тор му­зея Алек­сан­дра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на в Виль­ню­се Тать­я­на Мих­не­ва, она рас­ска­за­ла о му­зее Пуш­ки­на, его про­ш­лом и на­сто­я­щем. Боль­шая час­то вы­ступ­ле­ния бы­ла по­свя­ще­на твор­чест­ву рус­ских ли­те­ра­то­ров Лит­вы.

Рас­ска­за­ла Тать­я­на Мих­не­ва о про­ве­де­нии мно­жест­ва кон­кур­сов и про­во­ди­мых твор­чес­ких ве­че­рах и о про­ек­тах, ко­то­рые за 4 го­да, что она яв­ля­ет­ся ди­рек­то­ром му­зея, по­зво­ли­ли ему ожить, но тем не ме­нее му­зей пе­ре­жи­ва­ет труд­ные вре­ме­на и при­зва­ла кто чем мо­жет по­мочь му­зею, как од­но­му из ос­нов­ных оча­гов рус­ской куль­ту­ры в Лит­ве.

О рус­ских учё­ных Лит­вы рас­ска­зал на кон­фе­рен­ции сле­ду­ю­щий вы­сту­па­ю­щий — пред­се­да­тель Рус­ско­го Со­бра­ния Лит­вы Ва­лен­тин Ефи­мов. Так­же, в очень ин­те­рес­ном до­кла­де, он рас­ска­зал о мно­гих вы­да­ю­щих­ся учё­ных, так или ина­че свя­зан­ных с Лит­вой или Рос­си­ей.

Док­тор гу­ма­ни­тар­ных на­ук Еле­на Бах­меть­е­ва рас­ска­за­ла о твор­чес­ких свя­зях рус­ских и ли­тов­ских де­я­те­лей куль­ту­ры, осо­бую роль уде­лив те­ат­ру. Эта речь так­же бы­ла не­пов­то­ри­ма, мож­но бес­ко­неч­но слу­шать че­ло­ве­ка ис­крен­не лю­бя­ще­го Рус­скую куль­ту­ру и ис­кус­ст­во, пре­крас­но раз­би­ра­ю­ще­го­ся и пе­ре­жи­ва­ю­ще­го за них всем серд­цем.

В за­клю­че­ние кон­фе­рен­ции вы­сту­пи­ли виль­нюс­ские ху­дож­ни­ки и фо­то­ху­дож­ник Зу­ба­ков Ва­ле­рий Ана­толь­е­вич, ко­то­рый очень ин­те­рес­но рас­ска­зал об ис­то­рии за­рож­де­ния фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и как это ста­но­ви­лось ис­кус­ст­вом. Рас­ска­зал он о луч­ших фо­то­ху­дож­ни­ках про­ш­ло­го и о том, что про­ис­хо­дит сей­час. Кро­ме то­го, его фо­то­гра­фии бы­ли пред­став­ле­ны на вы­став­ке, что на­хо­ди­лась в ко­ри­до­ре, пе­ред вхо­дом в зал за­се­да­ний Виль­нюс­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Каж­дая из этих фо­то­гра­фий бы­ла из раз­ря­дов ше­дев­ров.

Под­вёл ито­ги кон­фе­рен­ции пред­се­да­тель пар­тии «Со­юз рус­ских Лит­вы» Сер­гей Дмит­ри­ев, от­ме­тив по­же­ла­ние: «Как кра­си­во бы­ло на­зва­но «Со­юз рус­ских пи­са­те­лей» и «Со­юз Рус­ских Лит­вы», я хо­тел бы ска­зать вам об этих со­юзах, о той не­об­хо­ди­мос­ти еди­не­ния нас всех с ва­ми, со­оте­чест­вен­ни­ков — всех тех, ко­му до­ро­га рус­ская куль­ту­ра, долж­ны вни­ма­тель­но и серь­ёз­ным об­ра­зом от­нес­тись к это­му еди­не­нию, по­то­му, что вот, что, что вы се­год­ня вы­сту­па­ли, всё бы­ло так про­ду­ма­но и кра­си­во, со­бран ве­ли­ко­леп­ней­ший ма­те­ри­ал, и на­зва­ние кон­фе­рен­ции го­во­рит, что рус­ские тра­ди­ции со­вре­мен­нос­ти. Но со­вре­мен­ность увы се­год­ня от­би­ра­ет ду­шу, ко­то­рую вы вкла­ды­ва­е­те, по­то­му что по­да­ча ин­фор­ма­ции о ме­роп­ри­я­ти­ях, фо­то­гра­фии и ли­те­ра­ту­ра, всё про­хо­дит как-то по­верх­ност­но и на­ши бед­ные ре­бя­та, де­ти ко­то­рые си­дят за ком­пью­те­ра­ми они по­лу­ча­ют толь­ко ту то­ли­ку, чис­то ин­фор­ма­ци­он­ный объ­ём, но на са­мом де­ле, вот то­го ма­те­ри­а­ла, той ду­хов­нос­ти, той ду­ши, они к со­жа­ле­нию се­год­ня не по­лу­ча­ют. И мы это с ва­ми ви­дим. Я хо­чу вас при­звать, что бы вы не ис­ся­ка­ли в сво­их добрых, хо­ро­ших на­чи­на­ни­ях, про­дол­жа­ли вот эту де­я­тель­ность, пусть она на пер­вый взгляд ка­жет­ся и не бла­го­дар­ной, по­то­му, что за это ни­кто боль­ших го­но­ра­ров не пла­тит, всё про­хо­дит очень скром­но, ма­ло где это осве­ща­ет­ся. И я при­зы­ваю, что бы вы не разо­ча­ро­вы­ва­лись, что бы про­дол­жа­ли. Я по­ла­гаю, что со­вмест­но с ва­ми, вот, как по­ли­тик, я мо­гу ска­зать, что мы с пер­вых дней сво­е­го су­щест­во­ва­ния, 15 лет то­му на­зад, мы за ос­но­ву взя­ли при­ори­те­ты, ко­то­рые се­год­ня пы­та­ем­ся со­вмест­но с ва­ми вы­пол­нять. То есть, это со­хра­не­ние язы­ка, это со­хра­не­ние на­шей ве­ли­кой куль­ту­ры, это со­ци­аль­ные во­про­сы и за­бо­та о на­ших бу­ду­щих под­рас­та­ю­щих по­ко­ле­ни­ях. Что бы всег­да та гор­дость, ко­то­рая се­год­ня в ми­ре озву­че­на, вот имен­но за Рус­скую куль­ту­ру, она бы­ла и до се­год­няш­не­го дня и в бу­ду­щем со­хра­ня­лась как мож­но боль­ше».

В за­клю­че­нии Сер­гей Дмит­ри­ев по­бла­го­да­рил всех за учас­тие, за то, что от­клик­ну­лись и не­рав­но­ду­шие к со­хра­не­нию и раз­ви­тию куль­ту­ры, а так­же он по­же­лал даль­ней­ших твор­чес­ких успе­хов.

Пос­ле кон­фе­рен­ции участ­ни­кам про­чли свои сти­хи по­эты Эль­ви­ра Позд­няя и Сер­гей Лав­ров.

Сто­ит от­ме­тить, что ещё пе­ред на­ча­лом кон­фе­рен­ции со­сто­я­лось от­кры­тие вы­став­ки про­из­ве­де­ний со­вре­мен­ных рус­ских ху­дож­ни­ков Лит­вы, сре­ди ко­то­рых: Вла­ди­мир Пус­то­вой, Сер­гей Иса­ков, Ма­рия Пав­ло­ва, Ни­ко­лай Степ­кин, Ва­ле­рий Ле­бе­дев. Со­вре­мен­ные ху­дож­ни­ки и фо­то­граф Зу­ба­ков Ва­ле­рий вы­ста­ви­ли луч­шие свои тру­ды, и с удо­вольст­ви­ем рас­ска­зы­ва­ли о сво­ём твор­чест­ве и кар­ти­нах. По мне­нию участ­ни­ков кон­фе­рен­ции, твор­чест­во со­вре­мен­ных рус­ских ху­дож­ни­ков Лит­вы «раз­нос­то­рон­ностью рус­ско­го ду­хов­но­го на­сле­дия» при­да­ет осо­бый от­те­нок па­лит­ре куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. «Оно слу­жит де­лу сбли­же­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ния жи­ву­щих в Лит­ве пред­ста­ви­те­лей раз­ных на­ро­дов, ве­ро­ис­по­ве­да­ний и куль­тур­ных тра­ди­ций», — ска­за­ла Дмит­ри­е­ва.