В последний путь, «АвтоВАЗ»

Спасать автозавод не хотят даже ВЭБ и Минпром. План реструктуризации завода будет подготовлен до 10 ноября, а пока правительство будет «решать вопросы занятости» в Тольятти

Правительство вот-вот определится, в каком месте предложения: «АвтоВАЗ» спасти нельзя банкротить» стоит поставить запятую. Часть чиновников выступает за санацию — что бы это ни значило — с последующей помощью увольняемым работникам. Предложение ВАЗа сократить производство вдвое кажется им недостаточным. Другие чиновники во главе с президентом Дмитрием Медведевым ищут способ снова спасти завод.

Но даже ВЭБ, с помощью которого удавалось решать самые сложные проблемы, — выкупить долги олигархов перед западными банками, запустить гособоронзаказ и продолжить финансирование олимпийской стройки, — отказался финансировать очередной «перезапуск» Волжского автозавода.

КАЗУС ЧЕМЕЗОВА

Главе контролирующей завод госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову не удастся повторить свой весенний успех. После визита премьера Путина в Тольятти 30 марта 2009 года «Ростехнологии» получили от государства 25 млрд рублей в качестве имущественного взноса. Деньги пошли на расчеты «АвтоВАЗа» с поставщиками и подрядчиками и на финансирование текущей деятельности завода, — а все его проблемы остались.

Во второй декаде августа деньги были почти израсходованы. Тогда Чемезов в сентябре написал письмо президенту Дмитрию Медведеву. Формально он просил согласия на конвертацию кредита, выданного ВЭБом ЗАО «Дилор Центр» под поручительство ФГУП «Рособоронэкспорт» в размере $132 млн, в акции компании, с тем чтобы ВЭБ мог принимать участие в управлении «АвтоВАЗом». Но в письме также излагалась идея выпуска «АвтоВАЗом» облигаций на 42 млрд рублей, который целиком может выкупить ВЭБ.

Президент дал поручение премьеру Путину, главе Минфина Алексею Кудрину и председателю ВЭБ Владимиру Дмитриеву: «Вопрос надо решать. Подготовьте предложения». Но на сей раз не сработало: Дмитриев отказался, да и в правительстве все больше стороннников банкротства завода.

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ ВЭБа

На прошлой неделе председатель правления ВЭБ Владимир Дмитриев направил премьеру Владимиру Путину и главе Минпромторга Виктору Христенко письмо, в котором вежливо отказался от предложения выкупить конвертируемые облигации «АвтоВАЗа» на сумму 42 млрд рублей. Slon.ru удалось ознакомиться с содержанием письма.

По мнению Дмитриева, предлагаемая схема реструктуризации долгов «АвтоВАЗа» направлена, прежде всего, «на оказание помощи банкам-кредиторам ОАО «АвтоВАЗ», а не самому предприятию».

Главные банки-кредиторы «АвтоВАЗа» — государственные «Сбербанк» и «ВТБ». И логично, что решение помочь двум госбанкам за счет третьего Дмитриеву не слишком нравится. Тем более, пишет он, у ВЭБа просто нет лишних денег. «Ранее выделенные «Внешэкономбанку» средства из федерального бюджета предусмотрены для финансирования ряда проектов развития, участие в финансировании которых утверждено органами управления банка», — написал Дмитриев. И если банку придется выкупать облигации «АвтоВАЗа», то сделать он это сможет только за счет заемных средств, что «неизбежно приведет к получению банком убытков».

Дмитриев предлагает правительству свою схему реструктуризации долгов «АвтоВАЗа». Сначала необходимо провести переговоры с основными банками-кредиторами, и определить величину задолженности предприятия, которую нельзя реструктурировать. Консультантом и помощником здесь готов выступить ВЭБ. Потом, на сумму не подлежащей реструктуризации задолженности могут быть выпущены конвертируемые облигации, покупателем которых, по мнению Дмитриева, должен стать основной акционер «АвтоВАЗа» — госкорпорация «Ростехнологии».

ВЭБ готов помочь заводу привлечь инвестиционные кредиты и подобрать финансовые инструменты, но только после того, как ВАЗ утвердит инвестиционную программу, согласует ее в профильном Минпромторге и утвердит у основных акционеров. Если же государство вновь решит помогать «АвтоВАЗу» за счет средств бюджета, то эти средства лучше бы сразу направить в «Ростехнологии», пишет Дмитриев.

А профильный Минпромторг инвестпрограмму «АвтоВАЗа» как раз считает недостаточной для того, чтобы вновь спасать завод на бюджетные деньги.

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА С 1 ЯНВАРЯ

Минпромторг в конце сентября получил от «АвтоВАЗа» основные положения нового бизнес-плана компании — и вместо одобрения подверг их жесткой критике.

Завод, наконец, изложил радикальные методы самолечения, а от государства просил лишь одного — традиционного финансового лекарства. Руководство и владельцы «АвтоВАЗа» признали, что производство в прежних объемах больше не может быть оправдано спросом. А значит, не нужна больше и старая структура с полным циклом производства. Металлургическое и химическое подразделения, напрмиер, придется закрыть. А «целевая» численность работников завода для того, чтобы он вновь стал рентабельным, — 55 000 человек (при нынешних ста тысячах). Но, чтобы завод мог приступить к реструктуризации, для начала его надо освободить от долгов. (Подробнее см. документ).

Минпромторг ответил просто. Запланированный на 2014 год модельный ряд («Калина Low cost» и Renault B0) для устойчивого существования недостаточен. Зависимость от технологий партнера — Renault — слишком велика, а желания последнего развивать завод не просматривается. Долги ВАЗа реструктурировать «на рыночных условиях» невозможно, значит, на 1 января у «АвтоВАЗа» «появятся все признаки, предусмотренные законодательством о банкротстве».

Средства бюджета лучше потратить не на помощь «АвтоВАЗу», а на улучшение ситуации на рынке труда в Тольятти, — заключило министерство.

8 октября первый вице-премьер Игорь Шувалов поехал в Тольятти, где, как сообщили Slon.ru в его секретариате, как раз выяснял ситуацию на рынке труда в городе. Модернизация «АвтоВАЗа» обсуждалась «в контексте этого вопроса».

По словам представителя секретариата, просившего не называть его имени, Шувалов также говорил в Тольятти о том, что государство — не самый эффективный менеджер, и поэтому правительство не рассматривает вопрос о национализации «АвтоВАЗа» и не хочет напрямую управлять его бизнесом. А задача его — «оказывать содействие предприятию и городу с решением вопросов занятости».

НОВЫЙ ПЛАН СПАСЕНИЯ

Но управлять бизнесом ВАЗа чиновникам, возможно, все же придется. Как спасать завод и его работников должна до 10 ноября определить межведомственная комиссия, которую возглавила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Скорее всего, основой плана станет предоставление заводу госгарантий. Представитель секретариата Шувалова заявил, что «до этого момента [завершения работы комиссии] вся информация — это лишь пожелания сторон».

Источник Slon.ru в аппарате правительства полагает, что у «АвтоВАЗа» уже нет выбора, и компания должна будет просто выполнить все рекомендации группы Набиуллиной. Получить комментарии у участников комиссии не удалось.

Понятно, что комиссия должна будет дать ответы на два вопроса: что и как завод должен производить, чтобы не быть убыточным, и кто будет рефинансировать его долг. Вопросы придется решать именно в таком порядке: утром — бизнес-план, вечером — деньги. Герман Греф, глава «Сбербанка», на долю которого приходится более 40% вазовского долга, например, уже заявлял, что готов рассматривать предложения по ВАЗу после того, как будет представлена программа санации завода.