Украинская Федерация – быть или не быть?

Новая власть Украины принесла с собой и новые взгляды на дальнейшую судьбу страны. Так вице-премьер страны Виктор Тихонов на съезде Украинской ассоциации местных и региональных властей в Харькове 15-16 июля заявил: «Я глубоко убежден, что будущее нашей страны все-таки в федеральном устройстве» (1). Двумя неделями ранее депутат Верховной рады от Партии регионов Артем Щербань заявил, что «Федеративная форма государственного устройства Украины — вариант отдаленной перспективы… Федеральные земли надо еще уметь удержать, чтобы одни не побежали в Россию, а другие — в Евросоюз» (2).

C другой стороны, в программе «Україна для людей», с которой В. Янукович шел на президентские выборы, ни слова не было сказано о возможной федерализации страны.

Стремление разделить Украину на регионы – не инновационная технология новой власти. Об этом говорится уже давно и много. Украинские управленцы, разделяют Украину согласно своим собственным схемам, основанным на хозяйственных нуждах государства. Вследствие имеющихся проблем по управлению страной они выделяют: Северный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Центральный, Днепровский, Западный, Юго-Западный, Донецкий регионы, Крым с Севастополем и отдельно Киев (3).

Бывший президент Украины Леонид Кучма в своей книге «Украина не Россия» выделял двенадцать исторических регионов страны. К ним он отнес: Слобожанщину или Слободскую Украину, Полесье, Среднее Поднепровье, Запорожье, Донбасс, Подолию, Причерноморье, Крым, Волынь, Галичину, Закарпатье, Буковину.

Это разнообразие украинской государственной «мозаики» можно принимать, не забывая, однако, и о более глобальном делении – на украиноязычный Запад и русскоязычный Восток. Известный украинский исследователь И.Лысяк-Рудницкий писал: «Украина есть воплощение компромисса между украинским национализмом и русским централизмом – естественно не в смысле формального соглашения, возникшего вследствие переговоров, а скорее как проявление фактического равновесия антагонистических сил, ни одна из которых не была настолько сильна, чтобы утвердиться полностью» (4).

Потому, говоря о каждом конкретном регионе, следует учитывать как его локальную идентичность, так и его принадлежность к Востоку либо Западу страны.

Первым шагом к федерализации Украины, который совершил В. Янукович и «Партия регионов» стало внесение Вадимом Колесниченко – депутатом Верховной Рады от партии регионов, проекта о региональных языках предполагающего внесение изменений в закон о местном самоуправлении которые предоставят областным советам право придавать тому или иному языку статус регионального. В. Колесниченко уверен, что одобрение его законопроекта «будет способствовать сохранению культурного наследия и исторических традиций в Украине, обеспечит свободное развитие региональных языков или языков меньшинств…, что будет иметь следствием уменьшение социального напряжения в обществе» (5).

Данный законопроект мог бы показаться неуместным, если учесть многочисленные предвыборные обещания Виктора Януковича о придании русскому языку статуса второго государственного, однако в контексте возможной федерализации страны и формирования особой региональной идентичности данный законопроект как раз кстати.

Отсутствие же возможности принятия в регионе второго регионального языка противоречит Европейской «Хартии региональных языков или языков меньшинств».

Еще одним шагом к федерализации Украины можно считать создание Совета регионов, который будет активно работать над административно-территориальной реформой, что подразумевает значительное увеличение прав и полномочий местных органов власти. Как указал вице-премьер Виктор Тихонов: в Украине уже действовал Совет регионов, — «туда входили губернаторы, председатели областных советов, мэры крупных городов, министры – те которые связаны с регионами» (6).

Сторонники федерализации Украины весьма многочисленны. До сих пор единственным автономным субъектом на территории «унитарного» Украинского государства оставалась Автономная Республика Крым, кстати, воспользовавшаяся законопроектом «регионалов» о региональном языке еще до его принятия и утвердившая у себя русский язык в качестве регионального. При этом крымско-татарское меньшинство республики получило право получать свидетельства о рождении и смерти, трудовые книжки, документы об образовании, свидетельства о браке на родном языке (7).

Как отмечает политолог Геннадий Басов нужно осознать необходимость конституционной федерализации государства. «Причем, учитывая, что по сути украинское государство и является федерацией (в ее составе есть Автономная Республика Крым), в федерализации нет ничего ни нового для Украины, ни, тем более, опасного» (8).

Остальные регионы Украины также не прочь обрести автономию, о чем и заявляли еще в начале 90-х годов ХХ столетия. Характерно, что подобные тенденции наблюдались в западных регионах страны.

Еще в 1991 г. В.Черновол, который был сторонником федеративного устройства Украины, созвал так называемую «Галицкую ассамблею» в составе Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Целью ее была экономическая самостоятельность Галиции (9). Данная «ассамблея» уже имела исторического предшественника в 1918 г. – Западно–Украинскую Народную Республику (ЗУНР). Поэтому некоторый «опыт государственности» шестимесячной самопровозглашенной республики, а, следовательно, и «желание» для получения автономии у данного региона имелся.

Дмитрий Кублицкий, президент фонда «Европа XXI», активный пропагандист автономизации Западной Украины и введения в правописание латиницы, так подвел итог своих многолетних раздумий по вопросу федерализации страны: «Между нами лежит настолько широкая пропасть, что разойтись каждому в свою сторону – более рационально, чем пытаться строить мост» (10).

Самый западный регион Украины – Закарпатье мечтает о своей автономии, начиная с начала с 90-х годов ХХ века, при этом периодически легитимизируя свое решение. В сентябре 1990 г. «Общество подкарпатских русинов» приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановления русинской автономии». «Общество» обратилось к Президенту СССР М.С. Горбачеву и Верховному Совету СССР с просьбой создать автономную республику «Подкарпатская Русь». В 1991 г. начались переговоры в Москве его представителей с председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые не были завершены из-за происшедшего в Москве августовского путча и последовавшего распада Советского Союза.

1 декабря 1991 года на территории Закарпатской области совместно со Всеукраинским был проведен областной референдум, рассмотревший вопрос о «специальном самоуправляемом статусе территории Закарпатской области… в качестве субъекта в составе Украины» (11). На нем 72,8% жителей высказалось за получение Закарпатской областью автономного (самоуправляемого) статуса. Однако официальный Киев признал лишь результаты Всеукраинской части референдума, вторая часть была признана недействительной, хотя и получила поддержку в Закарпатском областном Совете.

В тот же день в Бере¬говском районе Закарпатской области состоялся местный референдум о предоставлении району статуса Венгер¬ского национального округа. Но и его постигла участь Закарпатского областного референдума.

В начале марта 1992 г. депутаты Закарпатского областного Совета проголосовали за создание самоуправляющейся территории «Закарпатье» с особым статусом. Но Верховная Рада Украины не утвердила и это решение областного Совета.

Стремлениям к автономизации в некоторых регионах нынешней Украины могут способствовать и внешние акторы. Румынией уже продолжительное время ведется политика выдачи румынских паспортов жителям Черновицкой области. В феврале 2008 года депутат парламента от «Партии регионов» Инна Богословская на круглом столе в Киеве заявила, что из 930 тысяч жителей Буковины 70% имеют румынское гражданство. Румыния эти данные, конечно, опровергает. Но даже по самым скромным данным в Черновицкой области проживает около 50 тысяч граждан Украины, имеющих румынские паспорта (12).

Однако подобная «региональная» заинтересованность направлена отнюдь не только на создание национально-культурной автономии в составе Украины. В план «Великой Румынии» входит присоединение к Румынскому государству северной части Буковины, Герцаевского края, бывших Хотинского, Аккерманского, Измаильского уездов Бессарабии. Следовательно, официальный Бухарест если и видит будущую Украинскую Федерацию, то без данных регионов.

К процессу изменения административно-государственного устройства Украины следует подходить весьма осторожно. Каждый регион страны имеет свою культурно-историческую идентичность, лишать которой его не следует. На многие регионы, будь то Крым, Буджак, Буковина, Закарпатье, Галичина и др. имеют влияние соседние страны, которые могут способствовать появлению движений, в силах которых будет возможность отделения этих регионов от Украинской Федерации а, фактически, возможность растаскивания территории страны предприимчивыми соседями.