Турция: ностальгия по империи

Посетители в восторге. Зрелище — настоящий праздник для глаз и ушей. Аудиозапись с предельной громкостью воспроизводит грохот пушек и бой барабанов. Султан Мехмед II Завоеватель гордо поглаживает белого туркменского скакуна, византийские стены покоряются напору янычаров. Гигантская круговая диорама взятия Константинопаля — главный экспонат стамбульского Исторического музея, посвященного 1453 году.

После торжественного открытия — самим премьер-министром Эрдоганом — полюбоваться на «завоевание родины» в диораму пришли все школьники Стамбула. «Ты будто находишься на поле боя. Просто невероятно! — восторгается приведший свой класс в диараму учитель Мутлу Туркоглу, глаза которого блестят не меньше, чем у детей. — Юные турки должны гордиться своей историей. Именно это определяет самосознание».

Созданный муниципалитетом Стамбула музей — показатель «оттомании», охватившей всю Турцию. Туркам надоело критиковать и презирать «больного человека Европы», как когда-то назвал их страну Николай I. Они с радостью открывают османское прошлое и с ностальгией взирают на империю, некогда блиставшую от Балкан до Аравии.

«С 1923 года все усилия были направлены на строительство молодой республики и ее будущее, — говорит социолог Нилюфер Нарли. — Из-за этого у нас развился род амнезии. Сегодня мы возвращаемся к более позитивному образу».

Пышные похороны, устроенные в сентябре прошлого года внуку последнего султата Абдулхамида II Эртугрулу Осману — прекрасная иллюстрация возврата симпатий к Османской империи.

В 1924 году Эртугрул был изгнан из Турции вместе с остальными членами семьи султана. Таким образом Мустафа Кемаль, основатель турецкой республики, покончил с остатками империи. 85 лет спустя на похороны наследника престола в Голубую мечеть пришли 10 тысяч турок, в том числе министры правительства.

Пришедшая к власти в 2002 году исламистская Партия справедливости и развития (АКР), восходящая к мусульманской буржуазии, конкурирующей с традиционно светской элитой, сняла с истории Турции груз кемализма.

Новую турецкую дипломатию во главе с Ахметом Давут-оглу, активную как на Ближнем Востоке, так и на Балканах, часто называют «нео-османской». «Турция возвращается в пространство, на котором находилась веками», — подчеркнул недавно Суат Киникли-оглу, пресс-секретарь парламентского Комитета по внешней политике.

«Блистательная Порта» превратилась также в доходную вывеску. Во время Рамадана Burger King предложил меню под названием «Султан». На футболках со стилизованными в духе мусульманского Fantasy янычарами можно прочитать: «Империя контратакует». Турецкая молодежь в восторге от таких вещей. На улицах Стамбула отреставрированы фонтаны, эти жемчужины османской архитектуры, которые в лучшем случае были просто заброшены, в худшем — служили помойкой для жителей квартала.

«Нереалистично мечтать снова стать империей: эпоха другая, актеры сменились», — говорит Гани Мюжде, режиссер нашумевшего фильма «Османская республика», собравшего за 2008 год 1.65 млн. зрителей.

В его исторической фантазии турецкой республики никогда не существовало, а станой, попавшей в полную зависимость от США, управляет выдуманный султан Осман VII, слабый и некомпетентный.

«Я вырос в квартале Фанар в Стамбуле. Среди греков, армян. Евреев и курдов. Это и есть истинное османское наследие. Сегодня нельзя об этом забывать», — говорит режиссер, чьи косовские предки были поддаными султана.

Сегодня подчеркивается не декаданс и ослабление империи в 19 веке, а ее религиозная терпимость — Pax ottomana, царившая над всем Средиземноморьем.

Нежелание многих европейских стран впускать Турцию в Евросоюз только подталкивает турок к мифологизации османского «потерянного золотого века».

«Нам дали понять — «Вы не принадлежите к Европе»», — говорит социолог Нарли. Этот отказ только усиливает желание турок найти утешение национальным чувствам в прошлом. Для многих турецкая идентичность сводится к исламскому государству.