Тупики финно-угорского национализма

Финно-угорские народы России находятся в процессе поиска путей сохранения собственной национальной идентичности.

Согласно определению английского философа и антрополога Э. Гелнера, аграрные общества не могут быть националистичными, поскольку сама повседневность служит сохранению их культурной специфичности. Пороком национализма страдают преимущественно общества индустриального типа, сталкивающиеся с утратой определённых ценностных ориентиров. Иногда в городских условиях они обусловлены наличием социальных проблем в государстве и внешним влиянием заинтересованных сторон.

В СМИ не раз сообщалось, что западные фонды и комитеты по защите демократических свобод, и группировки полоумных скинхедов финансируются из одних источников. Достаточно упомянуть Фонд МакАртуров (США), который снабжает финансами целую плеяду запроданцев – от российских либералов до татарских националистов.

Финно-угров России можно охарактеризовать как аграрно-индустриальное общество, хотя с изрядной доли условности. Несмотря на значительную степень индустриализации, часть финно-угорских этносов ментально принадлежит к аграрному типу общества, особенно в отдалённых районах Севера. В сельских районах местное население, как правило, продолжает пользоваться национальными языками в быту и на работе. В городах же финно-угры быстро растворяются в индустриальной русскоязычной среде. Поэтому идеи финно-угорского национализма зародились в русскоязычных городах Удмуртии, Мордовской или Марийской республики как результат столкновения аграрного мировоззрения (не имеющего ничего общего с отсталостью, как некоторые думают) с реалиями индустриального общества.

Естественно, что первыми невспаханную ниву национализма принялись обрабатывать наиболее пассионарные представители финно-угорской интеллигенции, направив свою творческую и интеллектуальную энергию в деструктивное русло. Окончательно оформившейся концепции реформирования культурно-политической жизни российской Финно-Угории у националистов не было. Им пришлось заниматься откровенным эпигонством, заимствуя идеологию национального возрождения у эстонцев, которые наиболее последовательно отстаивали идею собственной независимости. Эта идеология базировалась и базируется на расистских принципах, выходя далеко за рамки концепции культурно-национального ренессанса эстонской культуры, приобретая ярко выраженный геополитический характер, когда к данному процессу уже оказываются причастны третьи страны (США).

Для Таллинна финно-угорская тематика – подарок судьбы. Маленькая, но амбициозная Эстония, в попытках навредить России, всегда не преминёт наступить на этот искусственно растираемый «мозоль». Финно-угорский вопрос чуть ли не единственный, где Эстония может проявить себя, напомнив всему миру о своём политическом существовании. И подражательство финно-угорских националистов своим эстонским коллегам по цеху сродни исполнению песни по чужим нотам.

Пример маленькой Латвии тоже вдохновляет финно-угорских национал-патриотов. Причём, в её русофобском виде, в котором мы знаем её сегодня, хотя нацией зоологических русофобов латыши были не всегда. Но, по мнению финно-угорских националистов, такие маленькие народы как латыши и эстонцы, получившие свою независимость, должны служить примером для российских финно-угров.

Забывается, что т.н. «независимость» Латвии и Эстонии была обусловлена слабостью центральной власти и поддержке расистских политических движений извне. Напрашивается вывод, что полный отрыв финно-угорских республик от России тоже возможен лишь при максимальном ослаблении всей вертикали власти и вмешательстве основных геополитических игроков.

В националистическом финно-угорском движении заметен явный перекос в сторону этнического элемента, поскольку именно этничности придаётся главенствующее значение, и наблюдаются попытки заменить политическое и гражданское сознание населения сознанием этническим. Эта ложная объективация уведёт в сторону мысли и чаяния искренних финно-угорских патриотов. Об опасности возведения понятий этноса и нации в ранг «священной коровы» подробно писал Николай Бердяев, указывая, что слепо верующий в свою нацию превращается в раба идеи, причём далеко не конструктивной. Это одна из форм идолопоклонничества перед принадлежностью человека к определённому народу как высшей ценностью.
Вместо зацикленности на понятии этничности и её противопоставления понятиям иной категории более предпочтительным кажется отказ от излишней политизации вопроса сохранения финно-угорской культуры, иначе это превратиться в соблазн для внешних врагов, которые постараются использовать ситуацию в своих целях. Главное приложение усилий патриотично настроенной финно-угорской интеллигенции должно находиться в культурной плоскости, ибо речь идёт об обучении подрастающего поколения национальным языкам, сохранению народных промыслов и обычаев, а не о реформировании всей вертикали власти.

Проблемы в сфере культуры и экономики финно-угорских республик очевидны и требуют безотлагательных решений. Россия – наш общий дом, где каждый народ должен чувствовать себя комфортно. Превращать же свою национальную «квартиру» в место постоянных претензий и капризов в адрес «центрального управдома» и стремление дестабилизировать обстановку во всём регионе не позволительно. Ведь будучи в здравом уме, никто, желая подлатать у себя в доме крышу, не станет крушить фундамент.

Националистическая идеология (любого народа, будь то русские, удмурты, калмыки или чеченцы) разъедает фундамент нашего государства, ибо она направлена на разрушение того дома, который предки русских, марийцев или вепсов строили не одно столетие.