Существовал ли путь из варяг в греки?

Философия путешествий

Любое торговое путешествие — это путешествие туда и обратно: из пункта А в пункт Б привезти товар, продать его, закупить другой товар и доставить его обратно, в пункт А. Там продать, закупить товар для пункта Б и т.д. Каков был мотив путешествия Афанасия Никитина в Индию в XV в.? Будучи пограбленным в дельте Волги и оставшись без средств к существованию, он пошёл сначала в Баку, где поработал на нефтепромыслах и осмотрелся. Определил, что наиболее выгодным торговым делом будет задёшево купить породистого жеребца, доставить его в Индию и там задорого продать. Затем задёшево накупить товара для Руси и, вернувшись домой, с выгодой его продать и тем самым восстановить себя как купца. Первую часть он выполнил, вторую не удалось — не оказалось в Индии товара для Руси.

В главе 9 речь о плавании росов в Константинополь идёт как о регулярном, во-первых (комментаторы употребляют слово «караван»), а во-вторых, как о водном и туда, и обратно. Уключины, которые росы переносят со старых моноксилов на новые, — прямое указание на то, что росы возвращались из Константинополя на тех же судах-моноксилах, на которых и плыли в Константинополь! Т.е. возвращались водным путём, вверх по Днепру, вновь преодолевая пороги! Только уже не сплавом, а против течения! Это ж какую упёртость надо иметь?

А как осуществлялись подобного рода торговые походы на Руси? Например, в XIV-XV веках из Москвы по весне купцы отправлялись на лодках (плоскодонных стругах и насадах) вниз по Москве-реке. Затем по Оке до Рязани, оттуда вверх по Проне, потом по Ранове. Далее, на узком Окско-Донском междуречье существовала целая система волоков, например, Рясский волок.

Но тут надо сделать отступление и напомнить, что у понятия волок есть два толкования. Одно, вульгарное, состоит в том, что волок — это когда выгружают грузы и путешественники волокут лодки от одной реки до другой. Как именно — хорошо видно на образцовой картине художника Н.К. Рериха «Волокут волоком». На ней изображены некие самоходные ладьи, которые, гордо став на кили, движутся по суше туда, куда надо. А куда надо показывает группа варягов или славян, бредущая перед ладьёй и ведущая её на тонкой, провисшей (?!) верёвочке. Если Рерих так нарисовал, значит, так и было? Нет, реальность была другой. При водоразделе, в верховьях реки, организовывалось постоянное поселение, задача которого в том и состояла, чтобы обеспечить волок: рабочей силой, лошадьми, телегами, колёсами, ремонтной базой. При волоке лодки разгружали, груз перевозили лошадьми на телегах, лодки ставили на колёса и также перевозили лошадьми. Потом спускали их на воду, вновь загружали и отправляли в путь.

Рясский волок контролировало село Якимец на р. Хупте (ныне это окраина п. Александро-Невский Рязанской области).

Через Рясский волок в Становую Рясу, приток Дона, затем по Дону до Черкасска (ныне станица Старочеркасская) — центра донского казачества. Там продавали товары, включая лодки, т.к. местность на Дону безлесная и казаки охотно покупали лодки на доски. Покупали товары для Москвы и коней. Иже на лошадях возвращались домой по Сакме — хорошо известной дороге, фрагменты которой до сих пор сохранились. Если плыли в Царьград — доходили до Азова, всё равно продавали лодки, а сами грузились на генуэзские морские суда и плыли на них. На них же возвращались в Азов, покупали лошадей и на них шли домой.

То же самое, вплоть до XIX века делали купцы на Волге, спускаясь вниз с товаром на барках и шитиках — судах, которые и делали-то на одну навигацию с последующей разборкой и продажей досок в Царицыне и Астрахани. (И никаких заклёпок — у барки деревянные детали соединялись деревянными шипами, а у шитика верёвками, оттого и шитик.) Возвращались на лошадях.

Логика тут проста — купец продаёт товар, чтобы получить прибыль. На юге дорог лес, но дёшевы кони. Значит, надо продать лес, лучше доски — больше дадут денег, и купить коней, на которых и вернуться, а потом продать и получить прибыль.

У росов из главы 9 логика какая-то иная, спортивная — сначала тяжелейшее путешествие вниз по Днепру на юг, в Царьград, там продали рабов в цепях, закупили, наверное, что-нибудь (что?), потом неимоверное, фантастически невероятное путешествие вверх по Днепру домой, в Киев. Там не умерли от перенапряжения, а наоборот, как ни в чём не бывало отправились в полюдье. Наступил апрель — шабаш, славяне, весна, тянет в дальние странствия, пора готовиться к путешествию в Царьград!

Ну не было никакого ПВГ, невозможен он!

Тем не менее откройте учебник, посмотрите на карту и увидите — он есть!

Тогда — для чего это нужно? Для чего-то это же нужно? А вот для чего!

Здесь будет город заложен!

Для любого государства определяющее значение имеет его возраст. Чрезвычайно важна также унаследованность государственности. Отношение к государству-новоделу какое-то не очень серьёзное, ведь у него нет истории. Иное дело государство древнее — тогда его граждане гордятся. Граждане России гордятся, Ирана, Индии и Китая гордятся.

Летом 2009 г. гордилась Литовская республика, отмечая 1000-летие государственности. А. Бразаускас заявил, что, вот, мол, есть много стран, которые не имеют такой гордости, а Литва — имеет. Действительно, с 1939 года имеет — тогда СССР передал Литве Виленскую область. Без Виленской области это не Литва, а Жмудь или Самогития, и жители её жмудины, жемайты или жемойты, но не литовцы. Великое княжество Литовское — русское княжество, И большая часть его населения была русская, и язык делопроизводства западнорусский (старобелорусский). Распространённая фамилия Литвинов, Литвишкин, Литвиненко и т.д. обозначает предка-белоруса, но не жмудина. Жмудь была данницей Литвы. Вильна стала Вильнюсом, князь Витовт — Витаутасом, а жемайты стали называться литовцами и гордиться чужой историей как своей не сразу, а постепенно, в процессе изменения исторической памяти. Шаг за шагом, год за годом. Например, из польско-литовского войска, победившего немцев в Грюнвальдской битве в 1410 году, потихоньку были выделены так называемые русские смоленские полки, чтобы получилось так, что литовское войско якобы состоит из двух частей — литовцев и русских, следовательно, русские — не литовцы, а тогда литовцы — это жмудины. Между тем, русское великое княжество Литовское существовало само по себе, безотносительно к жмудинам, а имело ту же цель, что и Московское, объединение русских земель. Москве оно проиграло, но оно, оказывается, проиграло и российским историкам, подарившим его историю вместе с Виленской областью Литовской республике. Так-то вот.

Значит, историю нужно помнить, за историю надо бороться и историю можно делать.

Вернёмся к ПВЛ и посмотрим, о ком идёт речь далее — кто воспользовался ПВГ? Это — креститель Руси Андрей Первозванный. Как повествует ПВЛ: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру».

В этом скромном повествовании содержится древность Киева, его богоугодность, освящённая самим Андреем Первозванным. И определено это место было не абы где, а на ПВГ, которым и прошёл Св. Андрей — креститель Руси. Отсюда — величие Киева и первенствующая его среди русских городов роль.

Продолжим чтение ПВЛ: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришёл в Синоп».

И этот отрывок определяет древнее происхождение города на ПВГ — теперь Новгорода. Правда, баня как свидетельство пребывания Св. Андрея в этом месте выглядит несолидно («Баня, водка, гармонь и лосось»), да и никакой зависимости между баней и местонахождением Новгорода нет, баня в русском поселении не диво, но что-то же летописцу написать было надо.

Почему Св. Андрей из Синопа пошёл в Рим через ПВГ, Варяжское море и далее вокруг Европы — комментировать просто невозможно, никто и не комментирует. Ну — пошёл и пошёл, что особенного? Действительно, из Москвы в Рязань через Казань — что ж тут такого?

Киеву, конечно, внимания уделяется более серьёзное, нежели Новгороду: во-первых, на ПВГ, во-вторых — сам Св. Андрей крест поставил, в третьих — вот ещё текст:

«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев».

Это — детали, то есть то, что делает любое повествование правдоподобным. В данном отрывке детали имеют характер топонимический, поэтический, персональный, даже наставительный. В самом деле — места поселений указаны летописцем применительно к его времени — вот, мол, например, именно здесь, где сейчас Боричев подъём, и обосновался Кий. Видно, что братья и сестра явно были дружны и жили мирно, хотя и каждый на своей горе. Однако же уважали старшего и именно в честь него назвали город.

В итоге: на издревле существовавшем ПВГ появились два великих русских города, Киев и Новгород. Их появление узаконено путешествием апостола Андрея Первозванного, который на месте Новгорода уже застал славянское поселение, а на месте Киева поставил крест и предрёк сему месту великое будущее. Впоследствии здесь дружными братьями и сестрой и был основан Киев.

Начало славных дел

Далее в ПВЛ Киев и Новгород, так славно обоснованные, должны проявиться самым решительным и важным образом, а именно: в вопросе о русской государственности. (Странно было бы, если не проявились, странно было бы, если далее речь пошла о Зарайске, Владимире или Коломне). Они и проявляются:

«…год 6370 (862) (Здесь первое число означает время от сотворения мира, а в скобках — от рождества Христова). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Вот оно — окончательно установление нашей государственности именно в Новгороде (на ПВГ, но об этом уже и нужды нет говорить, это уже сказано и усвоено, это само-собой разумеется). Именно поэтому там и установлен памятник 1000-летия России. Окончательно — потому что ранее новгородцы платили дань другим варягам, не руси. Естественно, в другие города нашего тогдашнего обширного отечества (когда ж это оно образовалось-то?) Рюриком были посажены наместники. И в Киев тоже:

«И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Этой записью под годом 6370 (862) фактически завершается миф об основании русского государства на ПВГ, но читатель о ПВГ уже не думает — на него обрушивается шквал подробностей. Ведь из записи можно узнать, что варягами, оказывается, вдобавок к семи вышеприведённым наименованиям, называли ещё: русь, шведов, англов и готландцев, т.е. термин варяги явно собирательный, самый общий его смысл — иноземцы вообще, т.е. — чужие. При этом словене, кривичи, меря, весь и мурома — земляки, свои. Неясно, кто такие хазары, но — чужие, т.к. им платят дань поляне, живущие в Киеве. Но думать некогда, потому что воображение отправляется на Белоозеро, в Ростов, в Полоцк, в Муром, а в Киеве уже Аскольд и Дир — не только о каких-то сомнениях нет речи, нет, дай бог успевать фиксировать состояние заново образованного государства, повышать собственную эрудицию и наполняться гордостью за тысячелетнюю историю родной державы.

Чувства приятные и достойные, их надо поддержать, что ПВЛ и делает:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Вот это поход! Двести (!) кораблей под командованием Аскольда и Дира всего через 4 года (!) после появления их в Киеве отправляются воевать Царьград (!). И гордые греки спаслись только усердной молитвой и заступничеством святой богородицы! Лихо! Волей-неволей, задним числом, незаметно усваивает читатель ПВЛ, как непреложную истину, как факт, не требующий доказательств, — поляне-киевляне, живущие на ПВГ, это: искусные корабелы, бывалые речники и опытные мореходы, свирепые и умелые воины. Им — всё по плечу под руководством варягов.

А дальше в ПВЛ следуют одна за другой интереснейшие подробности жизни людей на складывающемся государственном пространстве Руси.

Что получается? В X веке киевляне никаких плаваний в Царьград не совершали по причине технической отсталости, помноженной на непреодолимые географические условия, хотя ранее, в IX веке, аж 200 кораблей подогнали под стены Царьграда! Чепуха получается.

Но уже заложено в сознание: русская государственность имеет европейское происхождение, она шла и пришла с Запада и распространилась полосой по устоявшемуся ПВГ, на котором сомкнулась с Византийской культурой, т.е. — варяги, греки и иные европейцы первично, славяне вторично. Всё, что восточнее, имеет периферийный характер. То есть Русь — окраина Европы, а то, что восточнее ПВГ, — окраина Руси. Отсюда ясно, что те нашествия, которые время от времени устраивает Европа на Россию, это движение из центра на окраину, но мы чего-то ещё отбиваемся, отстаивая свою независимость. Ясно, что и технический прогресс, и культура идёт к нам из Европы, а мы у неё учимся. Нам вообще надо мирным путём объединять усилия для того, чтобы создать Европу «от Дублина до Владивостока». И т.д. и т.п. А попробуй скажи, что надо мирным путём создать Россию «от Владивостока до Дублина», — какие начнутся удивления!

Посмотрим на географическую карту

В самой западной части Евразии хорошо заметен обладающий чрезвычайно изрезанными берегами полуостров Европа. Отделяется он от материка примерно по полосе Днепро-Бугский лиман — устье Немана. В истории это почти линия Керзона. только восточнее. Геологическое строение, рельеф, климат к востоку и западу от этой полосы различны, различны и условия, в которых складывались европейская и российская цивилизации. Вот вдоль этой полосы и идёт ПВГ, только выходит он к Ладожскому озеру, очевидно, для того чтобы дать славное историческое обоснование Новгороду на Волхове. Ясно, что то, что западнее, до Атлантики, это одно, это Европа, а то, что восточнее, до Урала, это другое, это Россия.

У Европы только одно преимущество перед Россией — большая протяжённость и изрезанность морских берегов, практически незамерзающих. Но до 1492 г. возможностей использовать это обстоятельство было крайне мало, осуществлялось только прибрежное плавание. В остальном же Россия несомненно находится в более благоприятных условиях. Россия больше по площади, она на равнине, перед ней открыты по рекам, суше и морям пути на все четыре стороны света. Европа меньше и до открытия Америки в 1492 г. вела товарообмен только с Востоком — через Русь и Османскую империю. А самый желанный товар для европейца — пряности. Почему? Сырой климат, отсутствие леса, оттого — постройки каменные и топить приходится углём, вместо удобных лаптей твёрдые деревянные башмаки, бань нет, о банных вениках нет речи, гигиена минимальная (мыла нет, вместо него аристократки пользуются одеколоном, а потом берут на руки собачку — чтобы блохи с дамы на неё перепрыгивали), тепло: забить на зиму скот и хранить мясо (и не тратить зря корма) возможности нет, выловить из пруда рыбу и хранить её в сарае на морозе возможности нет, скученность, температура зимой плюсовая, погода промозглая, отсюда болезни, в первую очередь простудные. Пряности: перец, гвоздика, корица, кардамон, мускатный орех и пр. — для профилактики простудных заболеваний. А где их взять? Как где — в Риме, т.е. Византии (с 1453 г. в Османской империи), и на Руси. Но не вообще (кто ж позволит?), а в определённом месте.

Упоминаемый в «Истории…» Н.М. Карамзиным диакон Тимофей Каменевич-Рвовский сообщал об издревле существовавших у устья Мологи больших торгах (ныне — под водами Рыбинского водохранилища), на которых торговали купцы из земель немецких, польских, литовских, римских и даже персидских. Ярмарка действовала по 4 месяца, располагалась на Моложском лугу шириной 7 вёрст, а на луг люди переходили через Мологу и Волгу по тесно стоявшим судам. Пошлину брали в казну великого князя серебром и собирали её по 180 пудов. Вот куда свозилось богатство, вот почему княжить в Ярославле было так заманчиво, вот почему сейчас всякий, приезжающий впервые в Ярославль, поражается несоответствию сложившегося после школьного знакомства с отечественной историей впечатления с величественной реальностью. Ничего подобного в Киеве или Новгороде не было и быть не могло.

Не зная географии и её законов, нельзя понять истории. Между тем любой населённый пункт появляется не там, где кто-то захотел, а там, где это удобно и выгодно. На равнине это обязательно у реки, но в иерархии поселений то, которое расположено на стрелке при впадении притока в реку, главнее и имеет больше перспектив. Далее надо анализировать весь речной бассейн и связь через него с остальным миром, после чего немедленно начнутся естественные прояснения.

Сравним площади бассейнов рек: Ловать — 21,9 тыс. км2, Волхов — 80,2 тыс. км2, Днепр — 504 тыс. км2, Дон — 422,0 тыс. км2, Волга — 1360 тыс. км2. Сравним их географическое положение. Преимущество однозначно у северной части Волжского бассейна: рыбная ловля, собирательство в лесу, земледелие в Ополье, конструкционный материал для жилья, топлива, плавсредств — древесина в изобилии, связи на все стороны, водные пути доступны, зимой надолго устанавливается надёжный санный путь, есть где укрыться. Смотрим дальше — Кама при слиянии с Волгой больше и полноводнее, но ниже по течению — Волга, а не Кама. Это Европа виновата — там изрезанность берегов и активное плавание по рекам. Оттого-то у Верхневолжья через Белое море и Северную Двину связь с Северной Европой, а через Оку, узкий Окско-Донской водораздел и Дон — связь с Южной Европой, с Царьградом. Оттого-то преимущество у Верхневолжья, а не у Верхнекамья, оттого-то, в частности, и Москва — порт пяти морей.

А что Днепр, что Киев? Киев расположен на границе зоны смешанных и широколиственных лесов и лесостепи и степи, ну а где же, как не по этой границе прокладывать дорогу Восток — Запад? В лесу не разойдёшься, в степи — топлива не найдёшь, да и лихие люди налететь могут, а так, по краешку можно: есть куда спрятаться, и похлёбку сварить на чём.

Но вот подошли к большой реке — надо переправляться. А как? Да позвать паромщика, заплатить ему, он перевезёт. Днепр — большая река. И как ни старался автор ПВЛ, а всё же проговорился: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».

Как это понимать? Только как продавливание в сознание грамотного человека идеи о древности Киева и его исторической связи с Римом в должно быть тяжёлой борьбе с «некоторыми», которые хорошо помнили про Киев, как городок при перевозе.

Вспомним, кстати, поход царя Батыя — сначала, в 1238 г., он покорил главное и трудное — Верхневолжье, а потом уже, в 1240 г., пошёл в Европу. По пути взял Киев — чтобы переправа через Днепр на пути Восток — Запад была своей. На значение Киева как пункта переправы через Днепр прямо указывал посланник папы Иннокентия IV Плано Карпини в «Истории монголов». На Русь он шёл в 1245 г. именно через Киев (нашёл там едва ли 200 домов) и возвращался также через Киев в 1247 г.

Новгорода Батый не брал, историки предположили (и это предположение стало общепринятым объяснением), что окружённый болотистой местностью Новгород оказался недоступен для монгольского войска. Вопрос — что же это за важный и влиятельный город, до которого добраться невозможно? Ответ — добраться-то можно, но… Например, товары с Моложской ярмарки доставлялись в Новгород по Волге, Тверце, потом волоком в р. Цну (Вышний Волочёк), оттуда — оз. Мстино, р. Мста… Как так? Ведь товары доставляют из центра на периферию (в центре, на торгах, закупают по оптовым ценам, а на местах продают по розничным), а не наоборот! Ну, значит, Новгород и есть периферия Верхневолжского центра, задача его пограничная, зачем Батыю воевать пограничье — он в Венгрию пойдёт.

Всё это легко видеть даже невооружённым глазом на географических и исторических картах школьных атласов — они доступны и понятны.

(Окончание следует)