США будут продолжать наблюдать за вооружениями РФ

Скоро должен истечь ключевой договор о контроле над вооружениям, однако администрация Обамы ищет способы сохранить инспекторов в России. В противном случае Америка впервые за десятки лет может лишиться возможности наблюдать за вторым по величине ядерным арсеналом в мире.

Администрация ведет переговоры о замене истекающего 5 декабря Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) новым соглашением. Однако даже если переговоры успешно завершатся к этому сроку, Сенат и российский парламент просто не успеют ратифицировать новый договор до того как закончит действовать старый. К тому же ряд республиканцев с Капитолийского холма предупреждают, что одобрение Сената совсем не гарантировано.

В отсутствие нового договора или хотя бы временного, но юридически обязывающего ‘переходного’ документа, американские инспекторы будут вынуждены покинуть Россию, а российские — Соединенные Штаты, когда прежний договор прекратит действовать. Как подтверждают представители администрации, юристы Госдепартамента сейчас ищут способы сохранить возможность вести мониторинг и собирать информацию о российских ядерных вооружениях.

По условиям СНВ, Соединенные Штаты вправе направлять в Россию до 30 инспекторов, чтобы следить за исполнением договора. Россия, в свою очередь, также заинтересована в создании переходного механизма, так как у нее есть такие же права в отношении Америки.

Если переговорщики президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева договорятся о новом соглашении, которое лидеры смогут подписать до 5 декабря, администрация может предложить так называемый ‘предварительный ввод договора в действие’, что позволит применять договор на временной основе без голосования в Сенате.

Если стороны не смогут договориться, тогда администрация, вероятно, попробует заключить с русскими президентское соглашение, которое позволит инспекторам остаться на своих местах, а обмену информацией продолжаться по-прежнему на условиях аналогичных прежнему договору. Переговоры, тем временем, будут идти дальше.

Подобное соглашение можно заключить без одобрения Сената — по крайней мере, так говорят чиновники администрации — однако законодатели требуют, чтобы к дискуссии был привлечен Комитет Сената по внешней политике. По словам представителей администрации, они готовы консультироваться с лидерами Сената.

Госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) подняла вопрос о СНВ на встрече со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, проходившей на прошлой неделе в Москве, однако о конкретных мерах, которые позволили бы продолжать мониторинг в отсутствие соглашения, стороны не договорились, сообщают чиновники администрации.

‘Мы изыскиваем возможности обеспечивать прозрачность в области стратегических вооружений на тот период, пока новый договор не вступил в силу, — заявил в пятницу высокопоставленный представитель администрации. — Однако я считаю преждевременным обсуждать конкретные меры. Сейчас мы фокусируемся на разработке нового договора’.

Предстоящее истечение договора уже сейчас вызывает серьезные опасения на Капитолийском холме.

Сенатор от Индианы Ричард Лугар (Richard G. Lugar), возглавляющий республиканцев в Комитете по внешней политике, потребовал от госдепартамента доложить о том, какие правовые инструменты могут сыграть роль ‘переходных’ на период между договорами, и каким образом можно осуществлять мониторинг без договора.

Старший советник сенатора Энди Фишер (Andy Fisher) заявил, что г-на Лугара также интересует, потребуют ли предлагаемые механизмы мониторинга одобрения Конгресса. По словам г-на Фишера, сенатора особенно волнует опасность перерывов в мониторинге.

Соглашение о СНВ, обязывающее обе стороны сократить арсеналы до 6000 боеголовок, было подписано в 1991 году перед распадом Советского Союза и вступило в силу в 1994 году. Сейчас стороны пытаются выработать новый договор, который сохранит большинство положений предыдущего, относящихся к инспекциям и мониторингу, и при этом сократит количество боеголовок и средств доставки даже по сравнению с нынешним, значительно более низким уровнем.

Администрация надеется, что за этим последует новый раунд переговоров и еще один договор, который позволит сократить ядерные арсеналы еще сильнее. Г-н Обама стремится, в конце концов, освободить мир от ядерного оружия.

В июле в ходе встречи в Москве г-н Обама и г-н Медведев заключили предварительное соглашение об условиях нового договора, согласно которому стороны должны будут сократить арсеналы, по меньшей мере, на четверть. Президенты договорились довести число боеголовок с каждой стороны до 1500 — 1675. Между тем, согласно подписанному в 2002 году Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов, к 2012 году у сторон должно оставаться по 2200 боеголовок.

Число средств доставки, таких как межконтинентальные ракеты наземного базирования, ракеты подводного пуска, дальние бомбардировщики, будет сокращено до 500 — 1100. Сейчас СНВ позволяет иметь 1600 средств доставки.

Переговоры продолжают продвигаться, однако Россия продолжает настаивать на том, чтобы в договор были включены ограничения по противоракетной обороне, которые Соединенные Штаты отказываются даже рассматривать. Несмотря на то, что г-н Обама изменил планы президента Джорджа Буша по созданию в Европе ‘противоракетного щита’, Россия требует ввести юридические ограничения.

По словам помощников некоторых сенаторов-республиканцев, многие члены Сената были недовольны, тем, что отменив план Буша, администрация подорвала отношения с двумя важными союзниками по НАТО. Согласно плану, в Польше должны были быть размещены 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии — радар. Часть сенаторов пообещала выступить против любого договора, ограничивающего противоракетную оборону.

Республиканцы также призывают обратить внимание на высказывания ряда высокопоставленных российских военных, которые заявляют, что они смогут развернуть ракеты с многозарядной боевой частью. Это может дестабилизировать обстановку и вступит в противоречие с попытками сократить ядерные вооружения.

Для ратификации договора г-ну Обаме и руководству Демократической партии потребуются голоса всех демократов плюс семь голосов республиканцев.

Сенаторы от обеих партий, специализирующиеся на контроле над вооружениями и военных вопросах, также просят президента, занимаясь подготовкой нового договора, не упускать из виду проблемы безопасности и модернизации ядерного арсенала.

Возглавляют эту группу сенаторов Джон Кил (Jon Kyl) и Джон Маккейн (John McCain) — оба республиканцы из Аризоны. По словам сотрудника аппарата Сената, сенаторы хотят добиться от администрации разработки новой боеголовки, хотя некоторые из их коллег-демократов убеждены, что это скомпрометирует усилия администрации по борьбе с распространением ядерного оружия.