Собянин рассказал о будущем столицы

Мэр столицы обещает строить доходные дома и сделать зарплату бюджетникам выше, чем при Лужкове

КИОСКИ ПЕРЕДВИНЕМ ПОДАЛЬШЕ ОТ МЕТРО

— В 1991 году я был мэром в одном маленьком городе. И когда спустя 20 лет увидел такой же беспредел уличной торговли в столице нашей Родины, то был просто поражен! Не думайте, у меня нет желания ее убрать. Но эта торговля не должна мешать транспорту, быть реально удобна и иметь соответствующий внешний вид. В подземных переходах, по идее, торговли быть не должно вообще. А с наземной разберемся в течение года. Ближе 25 метров к метро киосков не будет — только газетные, и то минимально.

ЗА МИЛИЦИЕЙ И НАРУШИТЕЛЯМИ ПРИСМОТРИТ ВИДЕОГЛАЗ

— Количество милиционеров в Москве будет сокращаться. Но это сокращение восполнится техническим перевооружением правоохранительных органов. Так, например, в одном из административных округов мы провели эксперимент, внедрив автоматизированную систему управления патрульными нарядами. В каждой машине есть видеокамера и система ГЛОНАСС. Диспетчер смотрит на монитор и в любой момент видит, где автомобиль находится и чем его экипаж занимается. И просто съездить на патрульной машине за пивом уже становится проблематично. Второй момент: все звонки, которые поступают на пульт дежурного, тут же распределяются по районам и по тематике. И, соответственно, к той точке, где произошло ЧП, можно быстрее прислать патрульную машину. Поэтому эффективность работы, производительность труда, увеличивается в несколько раз. При таком подходе, разумеется, милиции нужно меньше.

Сергей Собянин планирует, что камеры будут бороться и с неправильной парковкой на улицах.

— Мы внесли в Госдуму проект, касающийся штрафов. Во-первых, предложили их увеличить. Во-вторых, изменить механизм их наложения. Инспектору не нужно искать водителя, неправильно поставившего машину, ждать, пока он вернется, чтобы выписать и всучить протокол. Это огромная потеря времени. Поэтому мы предлагаем ввести видеофиксацию. Инспектор фотографирует неправильно припаркованную машину, снимок попадает в компьютер и нарушителю по почте приходит квитанция со штрафом.

«ЛУЖКОВСКИЕ» ДОПЛАТЫ НИКТО НЕ ОТБЕРЕТ

— Эти слухи (об отмене надбавок бюджетникам. — Ред.) — глупости. Заработная плата
учителей должна не сокращаться, а расти. Ведь сколько бы мы денег ни вкладывали в компьютеризацию школ, информатизацию, новые методики, еще не весть что, — это все пустое, если там не будет высококвалифицированного учителя. А он придет туда только вслед за заработной платой. В бюджете на этот год мы на 8% увеличили фонд заработной платы. И при этом сказали: вся экономия, любая, которая есть в школе — коммунальных услуг, хозяйственной какой-то деятельности и так далее — должна прийти в первую очередь на заработную плату учителей.

ОБЪЕДИНЯТЬСЯ С ОБЛАСТЬЮ НЕ БУДЕМ

— Это очень сложно. Гораздо проще вместе решать какие-то проблемы. Сейчас, начиная от транспорта и заканчивая ритуальными услугами, мы по всем позициям движемся совместно. У нас нет ни одной позиции, по которой сказали: «Нет, мы не понимаем. Мы идем налево, вы направо. Забирай свои куколки, отдавай свои тряпочки» — всё, разругались, разъехались. Такого нет — я не чувствую, по крайней мере, и я не вижу такой опасности в ближайшем будущем. Это объективно: они не могут без нас обойтись, а мы без них. Они не могут ни один крупный район построить где-то там недалеко от Москвы без помощи Москвы, без транспортной инфраструктуры, энергетической инфраструктуры, без создания рабочих мест. Поэтому нам нужно взаимодействовать. Тем более и правительство РФ вовремя подключилось к этим процессам. Недавно создан координационный совет по развитию транспортной системы московского региона во главе с министром транспорта, куда вошли представители и Московской области, и Москвы. И уже сегодня подготовлена программа развития московского транспортного узла, в которой работают все три субъекта на этой территории — и правительство РФ, и Москва, и Московская область.

«Я ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ, НО УВОЛЮ — НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ»

— В душе я очень добрый человек и никогда никакого зла не желаю, не злопамятен. Но если считаю, что человек находится не на своем месте, я его уволю, даже не задумываясь. Личные отношения на работу стараюсь не перекладывать. Если вы заметили, подбор команды московской не идет по личному знакомству — туда пришли люди, с которыми я вообще не был знаком до прихода в Москву. И, кстати, такая же была ситуация и в Тюмени, и такая же ситуация в аппарате правительства. Я приглашал людей не потому, что они мои односельчане, или однокурсники, или друзья, а совершенно по другому принципу. Я их подбираю по профессиональному признаку, поэтому и требования у меня к ним не как к друзьям, а как к профессионалам. Если они не соответствуют, ну, не соответствуют. Что ж? Пусть ищут другого.

АКТУАЛЬНО!

Четвертое кольцо заморозили, а метро в область строить не будут

Немалая часть интервью была посвящена решению транспортных проблем.

— Если мы будем решать чисто проблему пробок, то ничего не решим. Как рассуждает большинство автовладельцев: я купил машину и поехал куда хочу, и вы обеспечьте мне проезд и стоянку машины, и я ни о чем больше знать не желаю! Так вот: если мы к существующим дорогам построим еще столько же, то количество москвичей, передвигающихся на машинах будет не 20%, как сейчас, а 40%. Но пробок сколько было, столько и останется! И вместе с личными машинами в них будут часами стоять трамваи, троллейбусы, автобусы. Поэтому нужно сделать так, чтобы на общественном транспорте можно было доехать значительно быстрее, чем на личном. Сам транспорт должен быть комфортабельным. По каждой магистрали должны быть выделены полосы общественного транспорта, по которой никто не имеет права проезжать кроме автобусов. Но автобус должен идти четко в сроки, четко по графику и с достаточным интервалом. Плюс к тому, должно быть цивилизованное городское такси. Тогда мы решим вопрос передвижения. Других вариантов решения этой проблемы в Москве не существует, как не существует их ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, нигде в мире.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников:

— Совершенно согласен. В Москве, где площадь дорог — меньше 9% от площади города, нужно делать ставку на общественный транспорт, — комментирует идеи мэра ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. — Проблема лишь в том, что у нас очень мало мест, где можно организовать выделенные полосы. Просто нет достаточно широких магистральных дорог. Даже на Ленинградке организовать такую полосу трудно! Ведь ее будут во многих местах пересекать автомобили, выезжающие из дворов и улиц.

Если будем продлевать ветки метро в область, то перегрузим его окончательно! Поэтому планируем строить дополнительные линии, параллельные уже существующим. Появится полукольцо в центре города и новые станции. Но в первую очередь будем продлевать метрополитен в микрорайоны, где сегодня его нет — а это 35% территории Москвы.

Продлевать метро в область, действительно, глупо — мы получим лишь дикий перегруз в Центре, — считает Александр Стрельников. — Но строить параллельные линии тоже нецелесообразно. Новые ветки должны идти под углом к уже существующим, чтобы охватить как можно большую площадь города. Ведь смысл метро не в длине линий, а в том, чтобы они обслуживали как можно большую территорию.

Строительство Четвертого транспортного кольца заморожено. Потому что по такой стоимости я не готов строить транспортную инфраструктуру. Это бессмысленно. Строительство обойдется более чем в триллион рублей. Получается, в городе вообще ничего не надо строить и лет десять пахать на Четвертое кольцо! Да город вообще умрет. Лучше эти деньги направить на другие мероприятия. На строительство метро, например — это гораздо эффективнее. К тому же Четвертое кольцо просто не нужно. Вот Третье построили. Замечательно. Транспортная ситуация улучшилась? Нет, ухудшилась.

Собянин прав. Кольца вообще не решают транспортную проблему, — считает Александр Стрельников. — Четвертое кольцо, например, могло привести к серьезным пробкам. Ведь его планировалось строить по уже существующим улицам как обособленную дорогу 1 класса. Это значит — никаких съездов к домам. Человек, живет на Ломоносовском проспекте, который становится частью Кольца. Как он попадет домой? Нужно ехать до ближайшего съезда с ЧТК, наматывая лишние километры, потом стоять в пробке — потому что заторы на съездах всегда, а потом дворами и узкими улочками пробиваться в собственный двор. Разумеется, такое кольцо не нужно.